Эволюционный подход в теории организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюционный подход в теории организации.

Зорин С.Ф.

Введение

Теория организации занимает важное место в семье управленческих наук. Она исследует организацию, как структуру, определяя принципы ее функционирования и развития, изучает пути повышения ее эффективности.

Предмет теории организации охватывает три основных аспекта:

- исследование развития организаторской мысли;

- исследование организации, как системы;

- исследование взаимосвязи организации и управления.

Практическое значение теории выражается в установлении законов организации, как формы для создания эффективных методов управления. Однако закономерности, сформулированные теоретиками управления, нельзя назвать хоть сколь-нибудь применимыми в практической деятельности. Основными инструментами теории являются различные подходы и методы анализа, построения и управления организацией.

Целью настоящей работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, а возможно, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.

Глава 1. Развитие теории организации.

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Поскольку объектами управления являются люди и техника, то и успехи в области управления были связаны с успехами в других областях, таких как психология, социология и инженерных науках. По мере того, как развивались эти науки, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же самое время, научно-технический прогресс и стремительные изменения в бизнес-среде, заставили представителей управленческой мысли глубже осознать значение внешних по отношению к организации сил. Были разработаны новые подходы, учитывающие адаптацию методов управления к изменяющейся внешней среде.

Последовательно рассмотрим основные этапы развития теории организации.

Поведенческая теория

Попыткой исправить недостатки классической теории стало появление поведенческого направления. Модели этого направления строятся с учетом возможностей человека, который рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными интересами. Зарождение поведенческого направления связано с тем, что в 30-х годах крупное машинное производство обусловило максимально интенсивное использование физических возможностей работника, а это вошло в противоречие с потребностями личности.

Поведенческое направление представлено тремя основными школами:

- неоклассическая школа (Дж. Хикс, Дж. Робинсон)

- школа человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М.П. Фоллет, Э. Мэйо)

- школа поведенческих наук (Д. МакГрегор, Р. Лицерт, А. Маслоу)

Поведенческая теория подвергла критике концепцию "экономического человека", считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, произвела анализ психологической основы поведения индивида и выдвинула требование "человек - главный объект внимания". Обращение к человеческому фактору стало революционным переворотом в теории организации и управления. И по сей день человеческий фактор в значительной степени определяет конкурентноспособность и эффективность организации.

С другой стороны, поведенческая теория сосредоточила внимание на человеческих отношениях, участии в управлении, лидерстве, мотивации и тем самым удалила организаторскую мысль от исследования факторов, непосредственно связанных с деятельностью организации. Такими факторами являются переменные окружающей среды, материальные и технологические ресурсы. Поведенческая теория не смогла дать ясные и убедительные представления о переменных организационного поведения, вызвав появление новых подходов к изучению организации.

Вывод

В данной главе рассмотрены самые заметные этапы эволюции управленческой мысли. Каждая из рассмотренных теорий, внесла заметный вклад в общее понимание процессов управления и организации.

Как видно, не существует никаких универсально применимых приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако существуют подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

Гипотеза.

Законы эволюции фундаментальны и могут быть применены к миру организаций в той же степени, что и к органическому миру.

Для подтверждения или опровержения данного утверждения необходимо сформировать понятийный аппарат, который позволил бы провести параллель между организмами и организациями.

Эволюция организмов Эволюция организаций
особь, организм организация
орган отдел
ресурсы: вода, пища, территория и т.д. ресурсы: капитал, труд, потребители и т. д.
смерть банкротство, распад, закрытие
окружающая среда рынок
вид отрасль
популяция сегмент рынка - группа организаций, действующих на одном рынке
внутривидовая борьба внутриотраслевая конкуренция
межвидовая борьба межотраслевая конкуренция
размножение делением разделение, выделение части в самостоятельную организацию
половое размножение заимствование опыта организаций-родителей

Основным отличием организации от организма в критериях эволюции является характер заимствования свойств у родителей. Если организм наследует свойства от двух родителей и только в момент оплодотворения, то организация может заимствовать свойства любого количества родителей и на протяжении всей своей жизни. Благодаря этой особенности эволюция общественных отношений проходит в значительно более сжатые сроки.

Итак, перечислим основные положения современной синтетической теории эволюции в терминах мира организаций [2]:

Факторы эволюции:

- изменчивость - возникновение у организаций новых свойств в результате случайных процессов или в результате заимствования различных свойств у родителей;

- популяционные волны - периодические и непериодические колебания численности сегмента рынка;

- изоляция сегмента - возникновение разнообразных факторов, ограничивающих свободное заимствование свойств извне;

- естественный отбор - процесс, в результате которого выживают и передают свой опыт преимущественно организации с полезными свойствами.

Результаты эволюции:

- повышение приспособленности организаций к условиям среды;

- повышение уровня сложности организаций;

- увеличение многообразия организаций.

Естественный отбор является основным фактором эволюции. Различают три основные формы естественного отбора:

- стабилизирующий, при котором под действием относительно постоянных условиях окружающей среды уменьшается изменчивость средней величины свойства. Например если некий товар может быть доставлен из Владивостока в Москву авиационным, морским или железнодорожным фактором, то при неизменности условий доставки и требований потребителей, общепринятой станет доставка только одним из способов.

- движущий, при котором средняя величина свойства изменяется под действием изменившихся условий. Например, при изменении скорости и времени доставки морским транспортом, компании могут переключиться на железнодорожную доставку.

- разрывающий, при котором сохраняются изменения, имеющие противоположные отклонения от средней величины свойства. Например, часть компаний могут переключиться на авиационный транспорт для ускорения доставки, а часть на морской для уменьшения стоимости.

Именно под действием эволюционных факторов формы организации труда претерпели столь значительные изменения, пройдя путь от первобытной общины до современного общества. При этом организационные формы на каждом этапе строго соответствовали уровню развития общества. С одной стороны это доказывает, что современное разделение труда было недостижимо еще сто лет назад, а с другой - делает вероятным конец века транснациональных корпораций с появлением каких-либо новых факторов в обществе.

Старые законы организации

Попробуем проанализировать общепринятые законы строения, функционирования и развития организаций с точки зрения теории эволюции. Необходимо отметить, что эти законы формулируются разными авторами по-разному, что само по себе ставит под сомнение их фундаментальность и законченность. Ниже приводятся законы организации в формулировке Латфуллина и Райченко [1].

Закон синергии. Потенциал организации больше суммы потенциалов ее составляющих.

Закон формации. Форма организации определяется строением ее связей.

Закон композиции. Цель частного является подцелью общего.

Закон соответствия. Свойства организации соответствуют качествам ее составляющих.

Закон информатизации. Уровень организации определяется уровнем информатизации.

Закон самосохранения. Любая организация приоритетно стремится к самосохранению.

Закон единства. Единство анализа и синтеза обусловлено объективно.

Закон итерации. Чем больше составляющих, тем сложнее организация.

Закон развития. Возникновение, становление и развитие организации неизбежно сменяется стагнацией, распадом и ликвидацией, составляющими ее жизненный цикл.

Если применить эти законы к эволюции живых организмов, то получится система верных, но несколько примитивных и односторонних высказываний:

Закон синергии. Возможности целого организма больше суммы возможностей его органов. Очевидно, что органы просто не могут существовать и функционировать по отдельности. Но и части организации тоже не могут работать друг без друга. Невозможно представить изолированно работающую бухгалтерию или отдел закупок.

Закон формации. Форма функционирования организма определяется строением связей между его органами. Речь идет о значимости связей между различными органами для организма. Стоит ли формулировать важность того, что у человека руки приделаны к плечам, а ноги к тазу?

Закон композиции. Цель частного является подцелью общего. Очевидно, что цель любого действия организма является частью какой-либо глобальной цели. Причем таких глобальных целей, как у организма, так и у организации может быть несколько.

Закон соответствия. Свойства организма зависят от уровня развития его органов. Лев отличается от мышки именно уровнем развития отдельных органов, это факт.

Закон информатизации. Уровень развитости организма определяется уровнем развитости его системы обработки информации. Наличие нервной системы и развитость мозга, несомненно, ставят организм на более высокий уровень.

Закон самосохранения. Любой организм приоритетно стремится к самосохранению. Ключевое слово здесь "приоритетно", поскольку это утверждение не всегда верно, как в отношении организмов, так и в отношении организаций.

Закон единства. Единство анализа и синтеза обусловлено объективно. Особенно если анализ и синтез применяются к единому объекту. Формулировка единства (причем "объективного"!) основных логических методов поражает своей очевидной бессмысленностью.

Закон итерации. Чем больше в организме органов, тем он сложнее. Без комментариев.

Закон развития. Формирование, рождение и развитие организма неизбежно сменяется зрелостью, старостью и смертью. Аминь.

Можно ли на основе вышеописанных законов построить хоть какую-нибудь стройную систему? Конечно, нет. Эти утверждения настолько примитивны и фрагментарны, что не могут повлечь за собой никаких практически применимых выводов. Теории организации требуется новый свод законов, который точно бы отражал весь процесс их прошлого развития и позволял бы делать выводы относительно будущего.

Новые законы организации

Используя основные положения теории эволюции, сформулируем основные закономерности организационного развития, которые могут лечь в основу новой теории.

Закон эволюции. Современные формы организаций сформировались в результате эволюции под влиянием факторов окружающей среды и происходят от первобытного человеческого стада.

Как уже отмечалось, основным фактором окружающей среды является конкуренция за ресурсы.

Закон разнообразия. Разнообразие форм организаций обусловлено различием условий их функционирования.

Не существует единственно оптимальной структуры организации. В каждой отрасли, в каждом сегменте, под влиянием совокупности факторов рынка существует своя максимально эффективная форма организации. Очевидно, что эффективные частные, государственные и общественные организации имеют существенно отличающуюся структуру.

Закон полезных качеств. Полезные качества (цели) организаций, приобретенные ими в результате эволюции, являются их конкурентными преимуществами в борьбе за необходимые ресурсы.

Для коммерческих организаций такими качествами являются:

- стремление к росту доходов;

- стремление к росту числа занятых;

- стремление к росту доли рынка;

- стремление к научению (копирование лучшего опыта других организаций);

- инновационность (поиск и апробация нестандартных решений).

Закон оценки. Позитивными, в эволюционном плане, являются только те действия организации, которые ведут к увеличению срока ее жизни.

Данный закон помогает дать однозначную оценку любым действиям организации. При всей своей простоте, он не всегда является очевидным. Нельзя назвать то или иное действие правильным, на основе того, что так учит чей-то опыт или по причине его выгодности какой-либо группе. Единственным критерием позитивного действия является позитивный результат.

Вышеописанные положения вряд ли можно считать полноценным сводом законов. Очевидно, что их формулировка требует более детального и основательного подхода. Но даже в таком виде они представляются полезным инструментом в изучении организационного строения.

Типологизация.

Говоря о разнообразии форм современных организаций, неизбежно встает вопрос об их типологизации для выявления общих свойств и закономерностей различных видов. В основу типологии должно быть поставлено видообразование под действием факторов изменчивости и изоляции. В корне дерева эволюции следует расположить первобытное стадо, а его основными ветвями станут коммерческие, государственные, общественные организации и политические партии.

Формат настоящей работы не позволяет провести детального изучения различных типов организации и их размещение на дереве эволюции, тем не менее стоит перечислить основные методы отнесения организации к той или иной ветви.

Исторический метод. Исследователь должен проследить, кем было основано новое организационное направление, и построить генеалогическое дерево развития.

Метод анализа структуры. Анализ и сравнение структур организаций в различных отраслях позволит получить дополнительный критерий для отнесения организации к тому или иному виду.

Метод анализа среды. Поскольку форма организации зависит от окружающей среды, одним из методов типологизации может стать анализ используемых ресурсов. Значительно различающаяся ресурсная база будет основой деления на крупные ветви, а незначительно - на виды и подвиды.

Все три метода должны использоваться одновременно для исключения ошибок и построения стройной картины.

В практическом плане построение типологии может открыть новые закономерности в структуре организации, а также показать место и значение различных организационных форм в истории общества.

Размер организации

Как уже было отмечено, стремление организации к росту является качеством, обеспечивающем конкурентоспособность организации. "Плоха та пельменная, которая не мечтает стать Макдональдсом" - так можно перефразировать известную пословицу. Но все ли организации стремятся к росту и что бывает, когда этот рост заканчивается?

Очевидно, что стремление к росту организации является основной причиной ее самосовершенствования, ее движущей силой. Организации, не заинтересованные в росте, находятся в состоянии стагнации, и неизбежно будут вытеснены более активными, а значит и более эффективными игроками. Поэтому, отсутствие роста показателей компании является верным признаком начала ее кончины.

Максимальный размер организации всегда ограничен факторами ее рыночного сегмента. В некоторых отраслях, например в банковской, компании дорастают до уровня транснациональных корпораций, а в некоторых, например в бытовом сервисе - остаются на уровне семейного предприятия.

Иногда стремление к росту организации является вредным и контрпродуктивным. Это случается, когда рост организации происходит неравномерно. Например, если рост количества сотрудников не сопровождается ростом выпуска или спроса. В практическом виде это выражается в стремлении каждого начальника увеличить количество подчиненных, даже если они не обеспечены реальной (востребованной потребителями) работой. Такой процесс особенно ярко проявляется в государственных организациях и в крупных международных корпорациях.

Вывод

Выдвинутая гипотеза о сущности эволюционного развития организации дает возможность сформулировать новые законы организации, основанные на историческом опыте и общефилософском принципе борьбы за существование.

В отличие от классических законов организации, новые законы имеют гораздо большую практическую значимость и позволяют логично увязать различные подходы и методы теории управления и многих управленческих наук.

На основе эволюционного подхода можно составить новую типологию организаций, которая поможет однозначно отнести ту или иную организацию к какому-либо виду, а также отследить общие признаки и характеристики видов.

Заключение

В настоящей работе удалось, проведя обзор существующих учений о теории организации, и оттолкнувшись от базовых принципов функционирования организации, разработать новый подход. Этот подход не просто фиксирует состояние системы управления в текущий момент, и не является очередным методом решения конкретных проблем, а представляет собой комплексную теорию, с помощью которой можно исследовать как исторические факты, так и делать прогнозы развития.

Аналогично тому, как эволюционная теория Дарвина легла в основу современной биологии, зоологии и генетики, эволюционная теория организации может стать основой всех управленческих наук. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития организации, органично соединяет различные направления современных теорий управления.

Очевидно, что для оформления теории необходимо провести большую научную работу: отшлифовать понятия, вывести новые законы, подготовить типологию и сопоставить полученные данные с другими дисциплинами. Важно также определить факторы выживания для организаций различных типов, таких как государственный, общественный и религиозный. Необходимо описать организации общественно полезные и организации - паразиты, эволюционное значение и способы борьбы с последними. Настоящая работа не претендует на полноту и научную достоверность освещения всех этих вопросов, она должна послужить лишь первым шагом, толчком к дальнейшим исследованиям.

Список литературы

1. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2005.

2. Колесников С.И. Общая биология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

3. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005

4. Менеджмент. - М.: Олимп-бизнес, 1999

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2000

6. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1999

7. Туровец О.Г., Родионова В.Н., Теория организации: учеб. пособие. - М.:Инфра-М, 2004

8. Коэн А.Р. (ред) Курс МВА по менеджменту: Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004

9. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред) Курс МВА по стратегическому менеджменту: Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2004

 

Эволюционный подход в теории организации.

Зорин С.Ф.

Введение

Теория организации занимает важное место в семье управленческих наук. Она исследует организацию, как структуру, определяя принципы ее функционирования и развития, изучает пути повышения ее эффективности.

Предмет теории организации охватывает три основных аспекта:

- исследование развития организаторской мысли;

- исследование организации, как системы;

- исследование взаимосвязи организации и управления.

Практическое значение теории выражается в установлении законов организации, как формы для создания эффективных методов управления. Однако закономерности, сформулированные теоретиками управления, нельзя назвать хоть сколь-нибудь применимыми в практической деятельности. Основными инструментами теории являются различные подходы и методы анализа, построения и управления организацией.

Целью настоящей работы является установление закономерностей в эволюции теории и практики управления организациями, а возможно, и поиск нового подхода, который смог бы устранить противоречивость и избирательность существующих управленческих школ.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.