Основная – часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связанных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Задачи этого этапа:
развитие воображения и творческой фантазии;
развитие словотворчества;
развитие мело дикоинтонационных, компонентов.
Необходимым и обязательным условием для заданий является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. Чтобы задания были насыщены изучаемыми звуками. Были занимательны и доступны.
9.0бучение элементам грамоты.
Это завершающий этап занятий, предусматривающий следующие задачи:
познакомить с буквой, который обозначается изучаемый звук;
научить прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;
научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова. При решении первых двух задач необходимо связать звуковой образ звука со зрительным образом. Дети должны знать: звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Знакомство с буквой начинается с того, что демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Буквы сравниваются, отмечаются их сходство и различия. Чтение слогов, слов с изучаемой буквой должны быть уже известны детям. Затем детям предлагают составлять слова из букв, слова с пропущенной буквой, слова из переставленных букв, а также слова, в которых однабуква заменяется на другую и т.д. естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия является игровая. 10. Итог занятия.
На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами!. Мне было приятно работать с вами И жаль, что занятие подошло к концу, приходиться расставаться»
При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую.
В наименьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания вам показались интересными? Какое задание вам было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз0 И Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа. Итог занятия может быть предложен в игровой форме – сюрпризным моментом
В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
Но главное – занятие от начало до конца должно быть добрым!
Критерии оценок речи.
ИССЛЕДУЕМАЯ ОБЛАСТЬ | КРИТЕРИИ | |||
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Анамнез | имеются значительные повреждающие воздействия: травмы головного и спинного мозга; тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр. Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития. | имеются повреждающие воздействия ( токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и т.д.), а так же неврологические и психопатологические синдромы ( перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, задержка моторного развития и т.д.).Отмечены хронические соматические заболевания | имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие | без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме |
Неречевые функции | задания не выполняет совсем | задания выполняет с помощью взрослого, часто ошибается | задания выполняет неуверенно | ребенок задания выполняет. |
Моторная сфера | задания не выполняет совсем | выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп несколько замедлен. Не может удержать артикуляционную позу Отмечаются синкенезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение. | ребенок все движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения точные, координированные, в нормальном темпе. Возможна леворукость. Длительно не может удержать артикуляционную позу. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается. | все движения выполняет. Объем движений полный,переключаемость своевременная, движения точные,координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Может длительно удержать артикуляционную позу. Синкенезии отсутствуют. |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Произносительная сторона | имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и/или грубые нарушения звукопроизношения ( расщелина твердого неба, отсутствие маленького язычка и др. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласнын и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. Грубые нарушения темпа и ритма речи. Речь монотонная. | имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляционного аппарата и качество звукопроизношения: расщелины верхней губы ,открытый боковой, открытый передний и перекрестный прикусы, укороченная подъязычная связка и пр. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушений: преобладают искажения и смешения звуков. Дыхание верхне-ключичное. Объем недостаточный. Голос тихий или громкий, немодулированный. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. | имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции: прогения, прогнатия, высокое узкое твердое небо, редкие кривые зубы и пр. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков. Дыхание смешанное. Объем достаточный. Голос тихий или громкий, модулированный. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. В речи использует повествовательную интонацию | Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. Тип дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Голос нормальной силы, модулированный. Тем и ритм речи нормальные. Правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой интонации |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Речевые психические функции | задания не выполняет совсем | затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки. При воспроизведении звукослоговой структуры слов допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. | дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется/ошибается при дифференциации звуов, смешиваемых в произношении. Выделяет конечный и начальный согласные, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. Ребенок повторяет большинство слов, сохраняя слоговую структуру. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. | ребенок различает оппозиционные звуки, слоги повторяет без ошибок. Уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласный, определяет последовательность и количество звуков в слове. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложениях. |
Импрессивный словарь | . объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне. | : объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне. | объем пассивного словаря ниже возрастной нормы, частично владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения. | объем пассивного словаря соответствует возрастной норме, владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения. |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Экспрессивный словарь | словарь не сформирован. Задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения не выполняет совсем. | словарь значительно отстает от возрастной нормы. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения.Допускает стойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения | словарь ребенка ниже возрастной нормы. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения | словарь сответствует возрастной норме или опережает ее. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения |
Связная речь | : задания не выполняет совсем. | нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. | нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов. | ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.