Принципы и методы логопедического воздействия.
Коррекция речевых нарушений.
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям: активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонема-тическое недоразвитие, включает перечисленные выше направления, а также систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, формированию морфологических обобщений, преодолению дисграфии.
Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи направлено на формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи.
Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является произвольным базисом для формирования следующих. Используются так называемые «опорные» звуки. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка
Мимические упражнения
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Движения сопровождаются речью:
Спи, глазок, спи, другой.
Спите сразу, оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.
Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.
В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:
* мимические упражнения;
* упражнения для губ;
* упражнения для языка;
* фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции. коррекция речевой нарушение упражнение
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.
Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.
Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции.
Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности и переключаемоеTM органов артикуляции.
Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой.
Постановка звука
Работа по постановке звука включает следующие моменты:
- создание слухового образа звука;
- формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание положения губ, зубов и языка логопедом);
- формирование ощущения правильного положения органов артикуляции. Уточнение положения органов артикуляции ребенком. (Губы растянуты в улыбку или вытянуты в трубочку? Язык внизу или вверху? Дрожит или не дрожит язычок? «Спит» или«не спит» голосок?);
формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек;
- формирование правильного артикуляционного уклада;
- развитие простых видов фонематического анализа и синтеза;
- развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движений и мимики.
Воспроизведение звуковых и слоговых рядов должно вестись с опорой на наглядность и преподноситься в игровой форме. В качестве наглядного материала могут использоваться игрушки или картинки. Например, Дует сильный ветер С-с-с-с, летит пчела (шмель, жук) жжжжжжжжж, маленький комарик з-з-з-з-з. Дети старшего возраста сами комментируют, о чем могут говорить персонажи или игрушки.
Произнесение слогов ведется от имени неодушевленных предметов (Ветра и Дерева, Снежинок и Сугроба и т. д.).
Нельзя укорять ребенка при неудачах. Только похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным навыком.
Физминутка.
Тесно связана с темой занятия и является переходом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики. Желательно проводить под музыку, связанную с темой занятия.
Работа над предложением.
На данном этане решаются следующие задачи:
установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;
актуализация накопленного словаря;
формирование связанности и чёткости высказываний;
работа над предложением как средство развития мыслительных процессов; анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения диет рафии.
Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки, затем предлагают детям составлять предложения по набору слов или по опорным словам. 11а более высоком уровне предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения.
Критерии оценок речи.
ИССЛЕДУЕМАЯ ОБЛАСТЬ | КРИТЕРИИ | |||
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Анамнез | имеются значительные повреждающие воздействия: травмы головного и спинного мозга; тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр. Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития. | имеются повреждающие воздействия ( токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и т.д.), а так же неврологические и психопатологические синдромы ( перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, задержка моторного развития и т.д.).Отмечены хронические соматические заболевания | имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших на раннее психофизическое и речевое развитие | без патологии, раннее психофизическое и речевое развитие соответствует возрастной норме |
Неречевые функции | задания не выполняет совсем | задания выполняет с помощью взрослого, часто ошибается | задания выполняет неуверенно | ребенок задания выполняет. |
Моторная сфера | задания не выполняет совсем | выполняет движения не в полном объеме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп несколько замедлен. Не может удержать артикуляционную позу Отмечаются синкенезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение. | ребенок все движения выполняет. Объем движений неполный, переключаемость замедленная, движения точные, координированные, в нормальном темпе. Возможна леворукость. Длительно не может удержать артикуляционную позу. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается. | все движения выполняет. Объем движений полный,переключаемость своевременная, движения точные,координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Может длительно удержать артикуляционную позу. Синкенезии отсутствуют. |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Произносительная сторона | имеются грубые нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата, вызывающие нарушения двигательной способности органов артикуляции и/или грубые нарушения звукопроизношения ( расщелина твердого неба, отсутствие маленького язычка и др. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласнын и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса. Грубые нарушения темпа и ритма речи. Речь монотонная. | имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляционного аппарата и качество звукопроизношения: расщелины верхней губы ,открытый боковой, открытый передний и перекрестный прикусы, укороченная подъязычная связка и пр. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушений: преобладают искажения и смешения звуков. Дыхание верхне-ключичное. Объем недостаточный. Голос тихий или громкий, немодулированный. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. | имеются нарушения анатомического аппарата, влияющие на двигательную способность органов артикуляции: прогения, прогнатия, высокое узкое твердое небо, редкие кривые зубы и пр. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков. Дыхание смешанное. Объем достаточный. Голос тихий или громкий, модулированный. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. В речи использует повествовательную интонацию | Патология анатомического строения артикуляционного аппарата отсутствует. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. Тип дыхания: смешанный или диафрагмальный. Объем дыхания достаточный. Голос нормальной силы, модулированный. Тем и ритм речи нормальные. Правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой интонации |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Речевые психические функции | задания не выполняет совсем | затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки. При воспроизведении звукослоговой структуры слов допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. | дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется/ошибается при дифференциации звуов, смешиваемых в произношении. Выделяет конечный и начальный согласные, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. Ребенок повторяет большинство слов, сохраняя слоговую структуру. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. | ребенок различает оппозиционные звуки, слоги повторяет без ошибок. Уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласный, определяет последовательность и количество звуков в слове. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложениях. |
Импрессивный словарь | . объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне. | : объем пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы, понимание речи на бытовом уровне. | объем пассивного словаря ниже возрастной нормы, частично владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения. | объем пассивного словаря соответствует возрастной норме, владеет обобщениями и формами словообразования и словоизменения. |
0 БАЛЛОВ | 1 БАЛЛ | 2 БАЛЛА | 3 БАЛЛА | |
Экспрессивный словарь | словарь не сформирован. Задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения не выполняет совсем. | словарь значительно отстает от возрастной нормы. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения.Допускает стойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения | словарь ребенка ниже возрастной нормы. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий по употреблению различных видов словообразования и словоизменения | словарь сответствует возрастной норме или опережает ее. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования и словоизменения |
Связная речь | : задания не выполняет совсем. | нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. | нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов. | ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов |
Принципы и методы логопедического воздействия.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.