Конкуренция субъектов рыночной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По своему значению конкуренция представляет собой один из важнейших механизмов рыночной экономики (другими важнейшими механизмами являются соотношение спроса и предложения).

Конкуренция – состязание между спортсменами, где есть победитель и побеждённый. Конкуренция – борьба, имеет всеохватывающий характер:

1) борьба идёт за место на рынке; за покупателя;

2) борьба идёт за уровень дохода; за объём прибыли;

Смысл в том, что большая масса прибыли даёт возможность расширять производство, снижать издержки. Борьба идёт между продавцами и покупателями на всех рынках, в том числе на рынке рабочей силы.

Продавец стремится получить большую величину дохода при продаже своего товара, а покупатель стремится получить больший объём полезности в обмен на свои расходы.

Конкуренция происходит между продавцами. Конкуренция свойственна и покупателям. Она носит разные формы.

Она может быть ценовой (более низкая цена даёт возможность реализовать большую массу товара).

Конкуренция качества товаров, предпродажного и послепродажного обслуживания.

Острейшим орудием конкуренции, прежде всего ценовой, выступает объём и уровень издержек.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция имеет своей целью укрепление места на рынке (борьба за покупателя).

Межотраслевая конкуренция – борьба за наиболее прибыльное вложение капитала. Инструмент – перелив капитала.

Типы конкуренции

1. совершенная

2. несовершенная

В экономической литературе под совершенной конкуренцией понимается ситуация полной зависимости производителя (продавца) от рынка, от сложившейся на рынке цены, или, что тоже, неспособность продавца (производителя) воздействовать на общий объём производства в данной отрасли и на сложившуюся на данном рынке равновесную цену.



Признаки рынка совершенной конкуренции

 

1. Производство продукции, пользующейся значительным спросом.

2. Массой производителей, причём у каждого производителя небольшая доля.

3. Существует экономическая, технологическая свобода входа и выхода с этого рынка.

4. Товаропроизводитель обладает слишком незначительным объёмом продукции.

Несовершенная конкуренция

 

1. Чистая монополия

Полная противоположность совершенной конкуренции, одна фирма в отрасли (на рынке данной продукции).

100% продукции производится данной компанией, данная компания определяет V продукции и устанавливает цену на продукцию общество находится в зависимости от этой монополии.

Монополия свободная от состязания проявляет тенденцию к торможению технического прогресса, она не заинтересована в обновлении ассортимента производимой продукции, устанавливает не эквивалентные цены и тем самым паразитирует на теле общества.

Адам Смит видел в монополии экономическое зло.

Ленин рассматривал идею монополии как признак последней стадии развития капитализма, причём полагал, что монополия – есть факт современного капитализма. Монополия вырастает из объективных процессов развитой рыночной экономик: из процессов концентрации и централизации капитала и производства.

Концентрация – укрупнение масштабов отдельной фирмы в результате процесса накопления капитала. Накопление капитала происходит в результате превращения части прибыли в капитал через инвестирование.

Централизация – процесс объединения разных капиталов в один более крупный.

И концентрация, и централизация диктуются законами конкурентной борьбы.

Элементы чистой монополии существуют: в развитом хозяйстве есть тенденции к образованию естественных монополий – связана с использованием естественных ресурсов с использованием пространства, воды, электроэнергии, газа, нефти, связи.

Государственная или частная монополия.

В США 7% дают естественные монополии.

О монополии

Она оказывается в сфере конкуренции, она испытывает воздействие конкуренции и участвует в конкуренции:

1) она выступает в качестве покупателя

2) находясь в рамках конкуренции она образуется в издержках

3) с развитием мирового хозяйства она оказывается в конкурентной системе мирового хозяйства

4) монополия в рамках рыночной экономики обязательно находится под контролем государства в силу того, что в конституции записано обеспечивать конкуренцию

Объём производства, цены, инновации – решения проблем технического характера.

Естественные монополия, обладая финансовыми средствами, способны обеспечивать техническое перевооружение.

Как правило эти кампании имеют НИ-центр и решают прикладные задачи науки, внедряют инновации в своих сферах деятельности.

Естественные монополии обеспечивают серьёзные поступления в госбюджет.

В рамках монополии обеспечиваются наиболее высокие социальные стандарты.

Вместе с тем в рамках монополии определяет антипод к современной конкуренции.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 152.