По своему значению конкуренция представляет собой один из важнейших механизмов рыночной экономики (другими важнейшими механизмами являются соотношение спроса и предложения).
Конкуренция – состязание между спортсменами, где есть победитель и побеждённый. Конкуренция – борьба, имеет всеохватывающий характер:
1) борьба идёт за место на рынке; за покупателя;
2) борьба идёт за уровень дохода; за объём прибыли;
Смысл в том, что большая масса прибыли даёт возможность расширять производство, снижать издержки. Борьба идёт между продавцами и покупателями на всех рынках, в том числе на рынке рабочей силы.
Продавец стремится получить большую величину дохода при продаже своего товара, а покупатель стремится получить больший объём полезности в обмен на свои расходы.
Конкуренция происходит между продавцами. Конкуренция свойственна и покупателям. Она носит разные формы.
Она может быть ценовой (более низкая цена даёт возможность реализовать большую массу товара).
Конкуренция качества товаров, предпродажного и послепродажного обслуживания.
Острейшим орудием конкуренции, прежде всего ценовой, выступает объём и уровень издержек.
Различают внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция имеет своей целью укрепление места на рынке (борьба за покупателя).
Межотраслевая конкуренция – борьба за наиболее прибыльное вложение капитала. Инструмент – перелив капитала.
Типы конкуренции
1. совершенная
2. несовершенная
В экономической литературе под совершенной конкуренцией понимается ситуация полной зависимости производителя (продавца) от рынка, от сложившейся на рынке цены, или, что тоже, неспособность продавца (производителя) воздействовать на общий объём производства в данной отрасли и на сложившуюся на данном рынке равновесную цену.
Признаки рынка совершенной конкуренции
1. Производство продукции, пользующейся значительным спросом.
2. Массой производителей, причём у каждого производителя небольшая доля.
3. Существует экономическая, технологическая свобода входа и выхода с этого рынка.
4. Товаропроизводитель обладает слишком незначительным объёмом продукции.
Несовершенная конкуренция
1. Чистая монополия
Полная противоположность совершенной конкуренции, одна фирма в отрасли (на рынке данной продукции).
100% продукции производится данной компанией, данная компания определяет V продукции и устанавливает цену на продукцию общество находится в зависимости от этой монополии.
Монополия свободная от состязания проявляет тенденцию к торможению технического прогресса, она не заинтересована в обновлении ассортимента производимой продукции, устанавливает не эквивалентные цены и тем самым паразитирует на теле общества.
Адам Смит видел в монополии экономическое зло.
Ленин рассматривал идею монополии как признак последней стадии развития капитализма, причём полагал, что монополия – есть факт современного капитализма. Монополия вырастает из объективных процессов развитой рыночной экономик: из процессов концентрации и централизации капитала и производства.
Концентрация – укрупнение масштабов отдельной фирмы в результате процесса накопления капитала. Накопление капитала происходит в результате превращения части прибыли в капитал через инвестирование.
Централизация – процесс объединения разных капиталов в один более крупный.
И концентрация, и централизация диктуются законами конкурентной борьбы.
Элементы чистой монополии существуют: в развитом хозяйстве есть тенденции к образованию естественных монополий – связана с использованием естественных ресурсов с использованием пространства, воды, электроэнергии, газа, нефти, связи.
Государственная или частная монополия.
В США 7% дают естественные монополии.
О монополии
Она оказывается в сфере конкуренции, она испытывает воздействие конкуренции и участвует в конкуренции:
1) она выступает в качестве покупателя
2) находясь в рамках конкуренции она образуется в издержках
3) с развитием мирового хозяйства она оказывается в конкурентной системе мирового хозяйства
4) монополия в рамках рыночной экономики обязательно находится под контролем государства в силу того, что в конституции записано обеспечивать конкуренцию
Объём производства, цены, инновации – решения проблем технического характера.
Естественные монополия, обладая финансовыми средствами, способны обеспечивать техническое перевооружение.
Как правило эти кампании имеют НИ-центр и решают прикладные задачи науки, внедряют инновации в своих сферах деятельности.
Естественные монополии обеспечивают серьёзные поступления в госбюджет.
В рамках монополии обеспечиваются наиболее высокие социальные стандарты.
Вместе с тем в рамках монополии определяет антипод к современной конкуренции.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.