ПРОМЫШ-НЫЙ ПЕРЕВОРОТ ВО ФРАНЦИИ.Промыш-ный переворот (ПП) во Фр. начался позже, чем в Англии и проходил медленными темпами, что связано с особенностями ист-го развития страны. Особенностями были:- преобладание мелкого надомного произв-ва; - отсутствие большой пролетаризации среди крестьянства и ремесленников;- быстрое развитие не промыш-сти, а банковско-ростовщического капитала и др.Поэтому промыш-ный переворот во Франции проходил относительно вяло. Он начался в 20-30-е гг. 19 века и закончился в 60-х годах. Для проведения ПП во Франции были подготовлены условия, благодаря револ-ным событиям конца 18 в., когда были: - уничтожена цеховая система;- созданы условия для развития мануфактур и фабрик после краха феодального режима, когда была облегчена миграция, создававшая рынок раб. силы для фабричной промыш-сти; - расширился внутр. и внеш. рынок (за счёт спроса на амуницию, оружие и др.) в период наполеоновских войн;- стремление преодолеть английскую конкуренцию и ускорить механизацию. В основном ПП проходит за счёт импортных машин из Англии. Наиболее значительные собственные изобретения затронули текстильную промыш-ность – это х/б и шёлковую. В этой отрасли в 1805 году ЖАККАРД создал станок для произв-ва шёлковых тканей с набивным узорчатым рисунком. В ситцевом произв-ве стала применяться перротина, обеспечивающая нанесение на ткань разноцветных рисунков. В 1810 г. Ф. ЖИРАР сконструировал льнопрядильную машину и т.д. До середины 19 в. ПП происходил в основном в текстильной промыш-сти, а в 50-60 гг. распространился и на тяжёлую. Вторым направлением ПП была металлургия. Здесь стали известны изобретения металлурга Мартена, в том числе мартеновскую печь для выплавки стали. В 30-40-е гг. получило развитие пудлингование и большую часть металла в стране стали производить с использ-ем каменного угля, но нехватка сырья (железной руды и угля) сдерживала развитие этой отрасли. Подлинный взлёт промыш-ного переворота наметился после револ-ных событий 1848 г., когда в х/б и шёлковом произв-ве широко стали использоваться станки, потребность в кот. стимулировала металлургию. В 50-70-е гг. потребление хлопка удвоилось, центром шёлкового произв-ва и крупнейшим промыш-ным центром стал ЛИОН, где производилось треть шёлка страны, половина кот. шла на экспорт. Кроме шёлкового произв-ва конкуренцию Англии на европейском рынке составляло французское шерстяное произв-во.В 50-60-е гг. тяж. пром. тоже набрала высокие темпы промыш-го роста. С помощью бессемеровского метода выплавки стали её произв-во выросло в 8 раз, утроилось произв-во чугуна и добыча угля. Более, чем в 3,5 раза увеличилось общее кол-во паровых двигателей, более, чем в 5,5 раз увеличилась ж/д стр-во и др.В целом ПП был завершён к концу 60-х гг. 19 в. и общий объём промыш-ной продукции возрос в 6 раз, но несмотря на успехи крупной промыш-сти в стране преобладали средние и мелкие предприятия. И хотя Фр. значительно уступала Англии по размерам промыш-ного произв-ва и общему эк-скому потенциалу, ей принадлежало 2 место в мире.Однако Фр. вырвалась вперёд в развитии кредитной, банковской системы, в этом сказался ростовщический хар-р фр. капитализма. Фр. буржуазия слабо вкладывала капиталы в промыш-сть, она концентрировала их в банках. Происходил процесс слияния банковского капитала с промыш-ным и шло образование финансового капитала. Поскольку капиталы внутри страны не находят достаточного применения, то банки начинают вывозить капиталы, давать в долг другим странам. В результате чего Франция становится междунар. банкиром, мировым ростовщиком. Особенностью Фр. была деятельность коммерческих акционерных банков, не связанных с гос-вом. Эти банки открывают кредит промыш-никам и торговцам, этим содействуя эк-скому развитию страны, но также активно вмешиваются в хоз-ную жизнь. Т.е., если пром-ное предпр-во отстаёт от накопления капиталов в банках, то банкиры сами организуют промыш-ные акционерные компании, строит-во каналов и ж/д.Объясняется это тем что рев-ция укрепила мелкую крестьянскую собств-сть, а натур. хар-р крестьянского хоз-ва ограничивал развитие крупного капит-ского произв-ва и содействовал использованию капиталов в сфере кредита. Поэтому типичным для Фр. становится рантье – человек, не занимавшийся предпр-ской деятельностью, а живущий на доход с ценных бумаг.
ПРОМЫШ-НЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ГЕРМАНИИ. В конце 18 в. - начале 19 в. в процессе промыш-ного произв-ва немцы стали использовать иностранную, особенно английскую технику и технологию. Вместе с тем многие технич. приспособления и машины были созданы немецкими изобретателями. Сначала ПП охватил текстильную промыш-сть, когда на базе английских машин в Саксонии развивалась х/б промыш-сть, в Силезии – льнопрядение, в Лейпциге на ярмарках широко были представлены изделия из шёлка. В металлургии шёл переход к выплавке чугуна с применением каменного угля и применением пудлингования. ПП в Германии проходит в несколько этапов: 1) начальный этап ПП - до 50-х гг. 19 в. - затронул отрасли текстильной промыш-сти, когда текстильное произв-во всё более становилось на машинную основу; 2) 60-70 гг. 19в. были связаны с развитием отраслей тяж. промыш-сти – угольной, металлургии, машиностроении. Уже в 30-40 гг. 19в. появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь, благодаря чему его добыча увеличилась вдвое, а кол-во рабочих увеличивалось в 4 раза. Больш. знач-е имело ж/д строит-во, за ростом кот. не успевало собственное паровозостроение и кот. обеспечивало только на 15 % всех потребностей страны. Т.о., в 30-40 гг. ПП ещё не набрал полную силу и находился на начальной стадии. Однако эк-ский подъём начался в 50-60-х гг. и способствовала этому бурж. рев-ция 1848г., кот. создала условия для эк-ского единения страны и для ПП особенно в тяж. промыш-сти. Причём, мощный стимул развитию крупной индустрии дал милитаризм Пруссии (т.е. военная промыш-сть), в результате чего промыш-сть Германии достигла невиданных размеров.3) конец 70-х гг. характ-лся завершением ПП и совпал по времени с монополизацией произв-ва. К началу 70-х гг. Германия вступает в новый мощный эк-ский подъём. В этот период промыш-сть оснащалась новой техникой и энергетически перевооружалась, а ведущую роль в этом сыграло политич. объединение страны в Единую Германскую империю (1871г.) и победа во франко-прусской войне (1970-71 гг.), когда выплачиваемая Францией контрибуция в размере 5 млрд. франков была направлена на оснащение немецкого произв-ва. Гос-ной поддержкой продолжало пользоваться ж/д строит-во, кот. частично было национализировано. Кроме того, французские провинции – Эльзас и Лотарингия -пополнили германскую угольно-металлургическую базу Рейнского и Саарского бассейнов, что вывело тяж. промыш-сть Германии (металлургию, металлообработку и машиностроение) на ведущие позиции, а за счёт французских х/б провинций эта отрасль в Германии увеличила выпуск в 2 раза.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В США. В Америке ПП начался в конце 18 в. и имел свои особ-сти.Одной особ-стью его был постоянный приток эмигрантов из разных стран Европы, благодаря чему американская промыш-сть имела рабочих и технический опыт всех стран Европы. В рез-те здесь слились воедино все технич. достижения Европы.Другой особ-стью ПП являлось постоянный (хронический) недостаток раб. силы из-за постоянного ухода на запад в фермеры. Американцы не только перенимали технику других стран, но из-за недостатка и дороговизны рабочей силы здесь была введена система поощрения изобретений, что стимулировало изобретательство. Уже в 1790г. в США действовал закон о патентах, дававший право монопольного использования своего изобретения в течение 14 лет. Здесь родились изобретения: косилка, жатка, револьверный станок, ротационная машина, бессемеровский процесс, трактор, швейная машина, турбина и др.Другую особ-сть ПП в США предопределили природные условия страны. Из-за обилия рек более дешёвым и выгодным было использование энергии рек, а не энергии пара, поэтому здесь паровая энергия начала использоваться позже только в 40-х гг. 19 в.Источниками средств для развития крупного промыш-ного произв-ва стали – прибыль от торговли, доходы фермерских хоз-в и доходы от спекулятивных сделок с землёй, а также экон-ская политика гос-ва, нацеленная на протекционистский тариф и переориентацию инвестиций в начале 19в. из сферы торговли в сферу промыш-сти.Как и в большинстве стран ПП в США начался с х/б промыш-сти. В 90-е гг. 18 в. английский рабочий СЛЕЙТЕР на память восстановил чертёж одной из первых прядильных машин. В эти же годы американский учитель УИТНИ изобрёл хлопкоочистительную машину, и х/б промыш-сть получила дешёвое сырьё. К середине 19 в. переворот в этой отрасли был закончен и по произв-ву бумажных тканей США вышли на 2 место в мире после Англии. Постепенно машины внедрялись в более сложное – шерстяное произв-во, и в 1840 г. на Северо-востоке преобладало уже машинное произв-во и Северо-восток стал центром текстильной промыш-сти, где было сосредоточено 78 % фабрик этой отрасли. С 40-х гг. началось укрупнение текстильных фабрик, а механизация произв-ва позволила уменьшить издержки и снизить цены в 5раз.В лёгк. Промыш-сти, кроме текстильной ПП охватил пищевую, обувную, швейную и кожевенную. Другое направление ПП – развитие транспорта, кот. было особенно важным для США, т.к. связать отдельные части огромной территории и хоз-но освоить земли Дальнего Запада стало возможным только с помощью ж/д и пароходов. На транспорте переворот был начат в 1807г. с использования колёсного парохода «Клермонт» РОБЕРТА ФУЛТОНА. Переход в 40-е гг. к винтовым пароходам привёл к решающим сдвигам в военно-морском деле и качество американских судов не уступало английским, их тоннаж сравнялся. И к середине 19 в. переворот на транспорте был завершён. Рев-ция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей промыш-сти, машиностроения, поэтому можно считать, что с 40-х гг. начался 2 этап ПП. Ещё одна особ-сть ПП связана с изобилием в стране лесов, из-за чего в кач-ве основного вида топлива здесь длительно использ-ся древесный уголь. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., когда получили широкое применение пудлинговые печи и были построены 100 домен на каменном угле.В середине 19 в. в США уже имелись крупные машиностроительные заводы. В 1818 г. Э.УИТНИ изобрёл фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой) и заложил основы техники и организации массового произв-ва в машиностроении. США стали крупным производителем паровозов, судов, с/х машин. В 60-е гг. строятся спальные вагоны, цистерны и др.Особ-сть ПП в США была также крайняя территориальная и отраслевая неравномерность. Прежде всего, он охватил северо-восточные штаты. На юге, наоборот, даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, и применялся рабский труд. В западных штатах становление промыш-ного капитализма запаздывало из-за отсутствия мануфак-ной стадии или же сокращения сроков мануфак-ной стадии.И всё же в середине 19 в. США оставались преимущественно аграрной страной: в эк-ке преобладало с/х, больше половины экспорта составлял хлопок и лишь 12-14 % - промышленные товары.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЯПОНИИ. Началом ПП и индустриализации Японии следует считать 70-е гг. 19в., когда силами гос-ва создаётся фабрично-заводская промыш-сть. В исключительно короткий срок Япония завершает ПП, не имея собственных изобретений, она заимствует их у других более развитых стран. Недостаток частных капиталов здесь восполняется активной ролью гос-ва. Именно гос-во создаёт фабрично-заводскую промыш-сть, особенно в тяж. индустрии. Японское гос-во поддерживает частных предпринимателей: - предоставляет им субсидии;- освобождает от налогов;- продает построенные заводы в рассрочку тем промыш-ным фирмам, кот. выполняли гос-ные заказы.Строит-во гос-во брало на себя в наиболее сложных и новых отраслях:- судостроительной; - стекольной; - суконной; - шёлкомотальной; - горнорудной. В 1870г. был создан департамент промыш-сти, кот. управлял новыми предприятиями. Гос-во участвовало и в организации банков, организовывало геологические разработки. В 1872 г. гос-во построило первую телеграфную и ж/д линии, тем самым положило начало созданию инфраструктуры. Нехватка капиталов восполнялась также за счет привлечения иностранного капитала, с участием кот. строились крупные предприятия фабричного типа. С помощью иностранных займов велось ж/д строит-во. Английский капитал получил концессию на добычу угля. В страну приглашались иностранные специалисты и выписывалась техника. Постепенно складываются условия для частного предприним-ва и в 80-е гг. японское прав-во меняет эк-скую политику, отказываясь от казённого капитализма и издаёт указ о передаче заводов частным лицам. Госу-ные предприятия передаются в частные руки на льготных условиях. Это обусловило перемещение капитала из сферы обращения в сферу произв-ва.Изменение эк-ской политики оживило промыш-ное произв-во, происходила его концентрация и создание акционерных общ-в.Прежде всего, оживление затронуло текстильную отрасль, где в 1897 г. имелся один миллион веретён. Первый картель объединял крупнейшие текстильные фабрики страны, хотя сохранялось ручное произв-во. Быстро развивались отрасли, имеющие отечественную сырьевую базу, такие как добыча угля. Развивалась чёр. метал-я, хотя Япония не имела своего сырья и по произв-ву металла уступала европейским странам.Второе направление индустрии – это ж/д строит-во. В стране сформировалась единая сеть сообщений. Индустриализации способствовал менталитет японской нации – навыки общинного коллективизма, ответственность и организованность, а также «патернализм» со своей системой поощрений и наказаний, взаимоотношений между хозяином и рабочими, когда хозяин считался «отцом» и покровителем рабочих и контролировал все стороны их жизни. Это понижало уровень з/п. Фактором, тормозящим ПП был избыток дешёвой рабочей силы, её дешевизна, так как это уменьшало стимул к внедрению машин. Поэтому к началу мировой войны переворот ещё не был закончен: 40 % предприятий оставалось на мануфактурной стадии; 60% населения было занято в с/х и экспорт Японии в основном составляла с/х продукция. Главной особ-стью эк-ского развития Японии было совмещение в одних и тех же хронологических рамках мануфак-ной, промыш-ной и монополистической стадий развития капитализма. Здесь в 1880 г. образовалась первая монополия. В 1882 г. монополией стала пароходная компания - судостроительное и транспортное объединение.Подъем промыш-сти характ-ся военной направленностью. В начале 90-х гг. 19 в. Япония встала на милитаристский путь и в 1894г. Япония, напав на Китай из-за спора за утверждением контроля над Корейским п-вом, в японо-китайской войне одержала ряд побед. В 1895 г. была принята программа развития народного хоз-ва на 10 лет, кот. ставила задачу реорганизовать и укрепить военные силы, для чего было намечено создание новых отраслей промыш-сти – тяж. и военной. Высокими темпами развивалось военное и торговое судостроение.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.