Понятие формы государственного устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства.

Принято различать две основные формы государственного устройства: унитарное государственное устройство и федеративное государственное устройство.

Унитарное государство - это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности.

Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих собственной компетенцией в области осуществления государственной власти и в области государственного управления.

К признакам унитарного государства относятся:

1. единая конституция и единая правовая система;

2. единая система высших органов государственной власти и управления;

3. единое гражданство;

4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права;

5. деление территории на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;

подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.

Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, такие государства, как США, Канада, Швейцария, Германия, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т. д. Для большинства федеративных государств мира характерно то, что федерацию составляют государственные образования, как то штаты, земли, кантоны, провинции, которые и являются субъектами федерации и наделены определенными полномочиями.

Большинство федеративных государств не обладают суверенитетом, хотя иногда он закреплен в конституции федерации. Федеративные государства, в отличие от унитарных государств, обладают следующими характерными для них признаками:

1. В отличие от унитарного государства, территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле, т. к. не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях.

2. Как правило, субъекты наделяются учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Как правило, союзные конституции предписывают субъектам принимать конституции, не противоречащие положениям союзной.

3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта.

4. Субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы.

5. Субъекты имеют, как правило, двойное гражданство, т. е. каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином союза.

6. Федеративному государству, как правило, присуща двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата союзного парламента представляет собой общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации.

Субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы.

Среди федеративных государств выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область - нет.

Политический режим

Политический режим является одной из трех составных частей понятия формы государства (форма государства: форма правления, форма политического устройства, политический режим).

Политический режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т. п. ).

Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима. Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности, которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан.

2. Признание равноправия граждан.

3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.

4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях.

5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было.

6. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.

9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.

11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию.

2. Огосударствление всех общественных организаций.

3. Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции.

4. Примат государства над правом, что является следствием произвола со стороны государственных органов, а также следствием нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной жизни.

5. Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни.

6. Отсутствие легальной оппозиции существующей власти.

7. Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы.

8. Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии.

9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства.

10. Отказ от принципов конституционности и законности.

11. Широкое применение политических репрессий.

Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления. Авторитарные режимы также имеют свои разновидности.

Так, например, крайняя форма - фашистский режим, который представляет собой открытую диктатуру, осуществляемую определенными экономически господствующими кругами общества. При определенных обстоятельствах могут установиться и неофашистские режимы.

Другой разновидностью тоталитарного режима является диктаторский режим, опорой которого является армия. Примеры таких режимов: в недавнем прошлом - Чили, в настоящее время - Ирак и отдельные страны в Африке и Латинской Америке.

В ряде стран существовали клерикальные политические режимы, которые обеспечивают господство религиозных кругов в стране, оказывающих решающее влияние на политическую жизнь в государстве.

Для такого политического режима, как кауделизм, характерно установление личной власти диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, установление кровавого террора и репрессий, прямые расправы со своими политическими противниками.

Самодержавные политические режимы имеют место в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман).

Конечно, существует целый ряд промежуточных форм авторитарных режимов, которые отличаются различной степенью авторитарности, однако каждой из этих разновидностей может быть свойственен тоталитаризм. При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции.

Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.

Возникновение права

Необходимым условием существования любою общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование, в конечном счете, приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретном адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т. е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и ем последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, о котором творилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридичес-кие прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п. ). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший ем народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и как правило меньшей части, общества.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.