Теория государства и права (1)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория государства и права (1)

Признаки государства

При рассмотрении понятия и сущности государства возникает вопрос: как отличить его от других организационных частей политической системы общества, например, от политических партий? Принято выделять для этого основные признаки государства. К ним относятся:

1. Наличие территории и территориальное разделение граждан

2. Наличие специального аппарата публичной власти, отделенного от общества.

3. Наличие права.

4. Суверенитет.

5. Налоги.

Наличие определенной территории и территориальное разделение граждан отличает государство от других форм общественной организации людей. Деление людей по признаку родства, как при родоплеменной организации общества, уступает место административно-территориальному делению. Следовательно, люди делятся не по принадлежности к тому или иному роду, а по принадлежности к определенной административно-территориальной единице, т. е. по месту жительства. Прежде всего это позволило более эффективно осуществлять государственную власть и управлять обществом и государством.

Публичная (общественная) власть, как известно, существовала и в первобытном обществе, однако там она практически совпадала с населением и не носила политического характера. Отличительной чертой государственной публичной власти является то, что она принадлежит не всем гражданам, а доминирующему в обществе социальному слою, и носит политический характер. Публичная власть осуществляется специальными отрядами людей, которые управляют государством и при необходимости используют принуждение.

Право - необходимый атрибут государства, т. к. без правового регулирования общественных отношений невозможно эффективное руководство обществом. Право обеспечивает наиболее полную реализацию принимаемых государством решений и обеспечивает устойчивость государственной власти. Только государственные органы принимают общеобязательные для всего населения государства веления, которые обличены в форму правовых норм, исполнение которых обеспечено государственной принудительной силой.

Суверенитет государства означает верховенство и независимость государственной власти по отношению к другим проявлениям власти в обществе и в отношениях с другими государствами и народами. По сравнению с другими видами власти, государственная власть универсальна, т. к. только ее решения распространяются на все население и на все общественные организации страны. Все остальные виды власти, по сравнению с государственной, находятся в подчиненном положении и незаконны, а решения этих властей могут быть отменены государственной властью.

Налоги - также необходимый атрибут государства, т. к. только государство может облагать налогами население. Налоги необходимы государственной власти для поддержания жизнедеятельности государственного аппарата, а также для обеспечения обороны страны, для осуществления общественных работ, социальных программ, охраны окружающей среды и т. д.

Сущность государства

Сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, ее принадлежность.

Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной система уравнительного распределения общественном продукта. Это неизбежно привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всем привилегированных социальных групп, классов.

Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти отнюдь не всегда одинаков. Так, и в рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти.

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующему классу – буржуазии.

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки). При этом она также выражала интересы социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы отличаются от других слоев общества и особым местом в системе распределения общественного продукта, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками. Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с лжподствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность”, становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50 – 60-х гг. XIX столетия. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей верхушки.

Тем не менее установление классового (сословном) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти. Во-первых, власть в государстве может находиться в руках небольшой социальной группы, которая действует прежде всего в своих собственных интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы). Во-вторых, нередко складывается такая обстановка, при которой возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп. В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев. Поэтому стоящий у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Поэтому любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом ем интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др.

Функции государства

В основных функциях проявляется сущность и социальное назначение государства. Под основными функциями принято понимать главные направления деятельности государства в процессе достижения стоящих перед ним целей и задач.

Функции государства принято делить на две основные группы - внутренние функции и внешние. Внутренние функции дают возможность понять, какую роль играет государство в политической системе данного общества. Так, например, важнейшими внутренними функциями большинства демократических государств является функция защиты прав человека и гражданина и функция защиты частной собственности. Внешние функции отражают роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. Внешние функции государства тесно связаны с внешними, так как внешняя политика является продолжением внутренней политики и обе они обусловлены экономическими условиями существования государства.

Помимо функций государства в целом, принято выделять и функции его отдельных органов. Без деятельности государственных органов было бы невозможно говорить о воплощении в жизнь основных направлений деятельности государства в целом. Функция государственного органа представляет собой определенную сферу деятельности данного государственного органа, в пределах которой он выполняет поставленные перед ним государственные задачи.

Функция государства обычно реализуется в определенных правовых формах. К таким формам относятся: правотворческая, оперативно-исполнительная и правоохранительная. Отсюда следует, что государство осуществляет все свои функции путем издания законов и других нормативных актов, оперативной и распорядительной деятельности, отправления правосудия и правоохранительной деятельности, надзора и контроля за исполнением правовых предписаний. В процессе реализации функций государства применяются два основных метода - убеждение и принуждение.

В процессе исторического развития государства в мире менялись и функции основных исторических типов государств.

Рабовладельческое государство. Война становится одним из средств обогащения и усиливает военную верхушку племени. Удерживание рабов и несвободных общинников становится настоятельной необходимостью.

Основными внутренними функциями рабовладельческого государства были:

- Охрана рабовладельческой собственности и ее развитие.

- Подавление сопротивления рабов и других неимущих слоев населения.

- Организация общественных работ.

К внешним функциям рабовладельческого государства относились:

- Завоевание народов других стран с целью порабощения и ограбления. В результате таких войн порабощалось население целых стран: они или становились зависимыми территориями, или исчезали с лица Земли.

- Оборона от внешней опасности.

- Поддержание дипломатических и торговых отношений с другими странами.

Феодальное государство. Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Оно представляло собой особую политическую организацию феодала. Основой производственных отношений феодального общества была собственность феодала на землю как главное средство производства в эпоху феодализма.

К внутренним функциям феодального государства относятся следующие:

- Охрана и развитие феодального способа производства и защита его основы - феодальной собственности на землю и права на использование труда крестьян, зависимых от феодала.

- Подавление сопротивления угнетаемых слоев общества.

- Производство общественных работ.

- Идеологическое воздействие на население.

Внешние функции:

- Осуществление агрессивных войн с целью захвата чужих территорий и ограбления народа других стран.

- Оборона от нападения извне.

- Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими государствами.

Буржуазное государство. С развитием производственных отношений феодальное государство уступило свое место буржуазному, которое представляло собой политическую организацию буржуазии и закрепляла власть и интересы собственников на средства производства.

Внутренние функции домонополистического периода развития:

- Охрана частной собственности на средства производства.

- Подавление сопротивления неимущих слоев общества.

- Управление делами общества.

В настоящее время индустриально развитые государства располагают более широким спектром основных функций, нежели государства раннего капитализма:

- Охрана частной собственности.

- Управление делами общества.

- Экономическое планирование.

- Экономическое и социальное прогнозирование.

- Социальное обеспечение.

- Охрана окружающей Среды и др.

Внешние функции буржуазного государства также различаются на этапах развития. Так, например, для буржуазного государства домонополистического этапа свойственны функции:

- Развязывание войн с целью захвата территорий и расширения политического и экономического влияния.

- Подавление национально-освободительного движения.

- Оборона от нападения извне.

- Осуществление дипломатических и торговых отношений с другими странами.

Из этих функций в наше время ушли в прошлое:

- Развязывание войн.

- Подавление национально-освободительных движений.

К оставшимся внешнеполитическим функциям капиталистического государства в наше время прибавились следующие:

- Борьба с международным терроризмом.

- Ликвидация вооруженных конфликтов международного характера.

- Ликвидация экологических катастроф международного характера.

- Ликвидация последствий стихийных бедствий и т. д.

Понятие формы правления

Форма современных государств различается разнообразием. Форма правления - это организация верховной государственной власти. Она влияет на структуру высших государственных органов и принципы их взаимодействия.

В государственном праве принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Для монархии характерно то, что власть главы государства передается по наследству, и она считается независимой от какой-либо другой власти, государственного органа или избирателей. Для республики характерным является то, что глава государства - президент - является выборным и сменным, а власть считается производной от представительного органа или избирателей. В настоящее время разница в степени демократичности между монархией и республикой является относительной. В индустриально развитых государствах разница между монархией и республикой заключается в структуре государственных органов и взаимоотношениях.

Монархическая форма правления имеет сейчас место в ряде государств мира, большинство из которых индустриально развиты. Архаичный институт монарха сохранился как традиционный институт и как резервный институт защиты существующего строя.

В истории человечества имели место несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, это абсолютная монархия, ее основная черта - всевластие монарха и отсутствие конституции. Эта форма правления встречалась в государствах феодального типа и в современных развитых государствах практически не встречается.

Для конституционной монархии характерно ограничение полномочий главы государства и наличие конституции. Конституционная монархия, в зависимости от степени ограничения полномочий монарха, делится на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической монархии власть принадлежит монарху и парламенту. В законодательной области полномочия монарха сильно ограничены, но зато достаточно широки в области осуществления исполнительной власти. В настоящее время в чистом виде такая форма правления не встречается. Наиболее сейчас распространенной формой монархического государства является парламентарная монархия, она имеет место в ряде индустриально развитых стран: Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия. В парламентарной монархии власть монарха в области законодательства практически отсутствует и в значительной степени ограничена и в области исполнительной власти.

Республиканская форма правления - самая распространенная в современных государствах. По сравнению с монархической формой правления, республиканская является наиболее прогрессивной. Две наиболее распространенные ее формы - это президентская и парламентарная республики.

В президентской республике президент обладает значительными полномочиями и является одновременно главой государства и главой правительства. Пост премьер-министра тут отсутствует, и правительство формируется внепарламентским путем. Правительство не ответственно перед парламентом, и президент избирается независимо от парламента. Характерная черта президентской республики - жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

В парламентарной республике формирование правительства происходит на парламентской основе, и оно ответственно перед ним. Глава государства выполняет главным образом представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть широкими, однако правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной. Президент избирается, как правило, парламентом и осуществляет свои полномочия с одобрения правительства.

В мире существуют и такие формы республиканского правления, которые носят черты и парламентарной, и президентской республики, - смешанная, или полупрезидентская республика. Примером такой республики является Франция. При такой смешанной форме президент избирается внепарламентским путем и обладает широкими полномочиями. Он формирует правительство без участия парламента, но возглавляет его премьер-министр. Однако, президент в этом случае обладает полномочиями направлять деятельность правительства. Примеры: Россия, Финляндия, Португалия.

Нельзя также обделить нашим влиянием и суперпрезидентские республики, где глава государства имеет широчайшие полномочия. Примером такой республики является ряд государств в Латинской Амереке.

Политический режим

Политический режим является одной из трех составных частей понятия формы государства (форма государства: форма правления, форма политического устройства, политический режим).

Политический режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т. п. ).

Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима. Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. Предоставление широкой свободы личности, предприятиям и организациям в сфере экономической деятельности, которая при демократическом политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан.

2. Признание равноправия граждан.

3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы.

4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях.

5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было.

6. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти.

9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом.

11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности.

Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию.

2. Огосударствление всех общественных организаций.

3. Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции.

4. Примат государства над правом, что является следствием произвола со стороны государственных органов, а также следствием нарушения законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной жизни.

5. Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни.

6. Отсутствие легальной оппозиции существующей власти.

7. Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы.

8. Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии.

9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства.

10. Отказ от принципов конституционности и законности.

11. Широкое применение политических репрессий.

Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления. Авторитарные режимы также имеют свои разновидности.

Так, например, крайняя форма - фашистский режим, который представляет собой открытую диктатуру, осуществляемую определенными экономически господствующими кругами общества. При определенных обстоятельствах могут установиться и неофашистские режимы.

Другой разновидностью тоталитарного режима является диктаторский режим, опорой которого является армия. Примеры таких режимов: в недавнем прошлом - Чили, в настоящее время - Ирак и отдельные страны в Африке и Латинской Америке.

В ряде стран существовали клерикальные политические режимы, которые обеспечивают господство религиозных кругов в стране, оказывающих решающее влияние на политическую жизнь в государстве.

Для такого политического режима, как кауделизм, характерно установление личной власти диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, установление кровавого террора и репрессий, прямые расправы со своими политическими противниками.

Самодержавные политические режимы имеют место в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман).

Конечно, существует целый ряд промежуточных форм авторитарных режимов, которые отличаются различной степенью авторитарности, однако каждой из этих разновидностей может быть свойственен тоталитаризм. При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции.

Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.

Возникновение права

Необходимым условием существования любою общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование, в конечном счете, приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретном адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т. е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и ем последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как “своих”, безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, о котором творилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридичес-кие прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п. ). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший ем народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и как правило меньшей части, общества.

Право и мораль

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношено к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически угождают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне. Видимо, нет оснований проводить раздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

З. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и мы государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных давил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений, организаций, партий (право избирать и быть избранным, право руководящих органов налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей).

Виды норм права

Правовые нормы принято делить на определенные виды по различным основаниям. Например, они делятся:

1. По отраслям права, как , например, государственно-правовые нормы, нормы административного права, нормы гражданского права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы - это регулятивные и охранительные.

3. По характеру закрепляемых ими правил поведения - это обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в нормативно-правовых актах - это абсолютно определенные (закрепление в норме фиксированной суммы штрафа), относительно определенные (установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение) и альтернативные, которые устанавливают несколько вариантов поведения сторон или несколько вариантов санкций за нарушение правовых норм (2 года лишения свободы или штраф в крупном размере).

5. По кругу лиц, кому они адресованы - это военные, пенсионеры, студенты или люди, проживающие в определенной местности.

Теория государства и права (1)

Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.