Все семь соглашений базируются на традиционном межправительственном сотрудничестве, их выполнение находится в компетенции совместных комитетов, в которых обе заинтересованные стороны приходят к согласованному решению. Совместные комитеты имеют право принимать решения только в рамках, предусмотренных соглашениями. Каждая сторона ответственна за правильное исполнение соглашения на своей территории. Но такой подход осуществим лишь с тем партнером, законодательство которого очень похоже на право ЕС.
Все семь соглашений неразрывно связаны друг с другом, за исключением особо оговоренного соглашения о научных исследованиях. «Соответствующий параллелизм» вытекает из европейского убеждения, что только неделимый пакет соглашений отвечает взаимным интересам Берна и Брюсселя. Все соглашения подписываются, утверждаются и вступают в силу одновременно, а если хоть одно из них будет отклонено, то действие остальных тоже прекратятся. Это условие, названное «поправкой гильотины», не распространяется на соглашение о научном сотрудничестве.
Семь соглашений покрывают только отдельные области, касающиеся четырех свобод и сопутствующую им экономическую политику.[14] Выгоды открытия рынков ограничены в институциональном плане, так как полноправное участие в Едином европейском рынке возможно только со вступлением в ЕС.
Швейцария не может полностью и равноправно участвовать в соответствующих комитетах ЕС, так как Берн полностью не применяет европейское право, и семь соглашений носят секторный, а не глобальный характер. Но, согласно декларации Совета ЕС, Берн получил право посылать в комитеты своих наблюдателей, имеющих право слова. При подготовке изменений в тех секторах, где швейцарское право идентично европейскому, Еврокомиссия решила консультироваться со швейцарскими экспертами наряду с экспертами стран-членов ЕС.
Что касается данных двусторонних соглашений, многие аналитики убеждены, что свободное перемещений рабочей силы и дополнительное взаимное открытие рынков товаров и услуг будут иметь позитивные эффекты при наличии очень незначительных негативных. Что касается вступления в ЕС, то все макроэкономические исследования отмечают негативный эффект чистых трансфертов в ЕС в качестве бюджетных взносов. То есть эффект будет в целом положителен, но никакого явного улучшения по сравнению с секторными соглашениями не будет. Все исследования, заказанные правительством Швейцарии для сопровождения своего интеграционного доклада, показали, что преимущества полной интеграции будут ощутимы только после переходного периода сроком от 8 до 10 лет.
Последствия интеграции стран Центральной и Восточной Европы, в ЕС многочисленны. Это, в частности, невозможности сохранять в прежнем виде торговую защиту, субсидии, несовместимые с единым, или монетарное финансирование чрезмерных государственных дефицитов, увеличение конкуренции и потеря ренты монопольного положения, потеря защиты импортозамещаемых товаров, открытие границ.
С экономической точки зрения не удивительно, что вступление в ЕС более спорно, чем двусторонние соглашения. В этой связи нельзя недооценивать практику постепенной европейской интеграции Швейцарии. Швейцария избегает экономических неудобств вступления в ЕС и зону евро.
Соглашение о Европейском экономическом пространстве и соглашения Швейцария - ЕС доказывают, что, возможно, пользоваться многочисленными выгодами Единого европейского рынка, не будучи полноправным членом ЕС. К тому же видно, что страны ЕС также готовы допустить страны-не члены к европейским программам, если присутствует взаимный интерес.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.