Первые соглашения Швейцарии и ЕС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

 

План. 2

Введение. 3

Глава 1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза. 5

1.1. Первые соглашения Швейцарии и ЕС.. 5

1.2. Предпосылки Швейцарии о вступлении в ЕС.. 9

1.3. Проевропейские настроения швейцарского правительства. 10

Глава 2. Совместные соглашения Швейцарии и ЕС.. 11

2.1. Первые двусторонние секторные соглашения. 11

2.1.1. Договор о научном сотрудничестве. 12

2.1.2. Договор о государственных рынках. 12

2.1.3. Взаимное признание сертификатов качества. 13

2.1.4. Обмен сельскохозяйственной продукцией. 13

2.1.5. Договор о гражданской авиации. 14

2.1.6. Договор о наземном транспорте. 14

2.1.7. Договор о миграции рабочей сипы.. 15

2.2. Первые секторные соглашения. 15

2.3. Соглашения в области юстиции и налогообложения. 17

2.4. Долгосрочные программы Швейцарии. 19

Глава 3. Курс Швейцарии в отношении ЕС.. 20

Заключение. 23

Список используемой литературы: 26

 



Введение

 

Вопрос о расширении ЕС (ЕЭС) появился на повестке дня к середине 60-х гг.[1] Уже очевидным, что интеграция первоначальной "шестерки" удалась и принесла всем ее участникам ощутимую пользу. С момента организации ЕЭС с 1958 г. Сообщество неуклонно укрепляло свои позиции, как в Европе, так и в целом в мировом хозяйстве. В результате завершения формирования таможенного союза к 1 июля 1968 г. ЕЭС в полной мере стало для других стран Западной Европы своего рода гравитационным ядром. В это время изъявили желание на вступление в ЕС сразу несколько кандидатов. Весьма показательно в этой связи изменение позиции Великобритании по отношению к Сообществу. Она отказалась стать одной из стран - учредителей Сообщества, ошибочно посчитав, что сохранение полного экономического суверенитета сулит ей большие выгоды, чем членство в ЕЭС, предполагающее баланс прав и обязанностей. Более того, Великобритания первоначально рассматривала ЕЭС как своего непримиримого конкурента и создала под своей эгидой в 1961 г. своего рода противовес Сообществу в виде Европейской ассоциации свободной Торговли (ЕАСТ).

Европейская ассоциация свободной Торговли, будучи гораздо менее сильной, чем ЕЭС, и территориально разобщенной интеграционной группировкой, смогла создать лишь зону свободной торговли. Для всех стран - членов ЕАСТ торговля с другими партнерами по Ассоциации играла меньшую роль, чем со странами - членами ЕЭС. В результате почти все страны - члены ЕАСТ перешли в "лоно" ЕС.

Этап, в котором находится ЕС, характеризуется целым рядом особенностей по сравнению с предыдущими.

В связи с этим в 2005г. могут начаться переговоры с потенциальными кандидатами третьей очереди на вступление в ЕС.[2] К этому времени к вступлению в ЕС, возможно, "созреют" Швейцария и Норвегия - единственные две западноевропейские страны из разряда PC, которые остаются вне Союза. Однако возможное членство этих стран в ЕС весьма проблематично, хотя экономически они вполне готовы к этому в любое время.

Цель работы - изучить экономические стимулы Швейцарии к вступлению в ЕС, преимущества, которое получит страна, выяснить ее возможности. На сегодняшний день они ограничиваются тем, что страна располагает рядом первоклассных ТНК и других мощных компаний, которые и без членства страны в ЕС посредством прямых инвестиций прочно зафиксировали свое присутствие в пространстве Союза. Кроме того, Швейцария заключила с ЕС несколько сотен специальных соглашений о сотрудничестве, которые в значительной мере компенсируют потенциальные потери от того, что Швейцария остается "за бортом" ЕС. Если добавить особую тягу швейцарцев к сохранению многовекового суверенитета и нейтралитета страны (она не входит даже в ООН), то быстрой перемены их сдержанного отношения к ЕС едва ли следует ожидать. Это возможно в среднесрочной перспективе.

Однако для остающихся в ЕАСТ стран ЕЭП еще может стать либо своего рода "трамплином" для "прыжка" в ЕС, либо долгосрочной формой участия в западноевропейской интеграции.

Актуальность данного вопроса заключена в том, что вступление Швейцарии в Европейский Союз неизбежно, но в долгосрочном плане. Однако в данный момент Конференцию вполне устраивают отношения с Евросоюзом в рамках двусторонних секторных отношений.

 

Глава 1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза.

 

Заключение.

 

Что же таит в себе вступление Швейцарии в ЕС? Швейцария, безусловно, получит дополнительные стимулы для ускорения экономического роста. Такие преимущества могут быть обременены существенными потерями. Прежде всего, речь идет об обязательных ежегодных взносах в ЕС, которые оцениваются в грандиозную сумму (до 4.5-4.7 млрд. долл.)[20] Швейцария как богатая страна станет в ЕС чистым донором и будет платить в бюджет ЕС на развитие менее состоятельных регионов, в том числе какой-нибудь очень далекой Литвы или Болгарии. При этом возможности для получения какой-либо финансовой подпитки из "общеевропейской казны" весьма небольшие, поскольку Швейцария относится к странам с наиболее структурно-сбалансированной экономикой.

Швейцарии придется поступиться многим. Например, привести в соответствие с европейской свою налоговую систему. Налог на добавленную стоимость (НДС), который идет в федеральную казну, составляет всего 7,6 процента, в то время как в странах ЕС он не меньше 15 процентов. Его повышение до нормы ЕС было бы самоубийством, если одновременно не снизить другие налоги. Жертвой станут налоги, собираемые кантонами. Сейчас их размер устанавливают местные власти. Реализация этих мероприятий может вызвать большие осложнения в экономике.

Сохранение собственной национальной валюты имеет особое значение для многоэтнической Швейцарии, как своеобразного символа государственной идентичности. Но имеются и прагматичные хозяйственные причины сохранения валютной независимости. Прежде всего, высокая устойчивость швейцарского франка позволяет стране постоянно укреплять свои позиции в международных платежных операций. Стабильность национальной валюты также привлекает значительные иностранные депозиты, которые используются для предоставления долгосрочных кредитов на более льготных условиях, чем в зоне действия евро. Обеспечивается также солидный приток прямых иностранных инвестиций, призванных способствовать структурной постоянной перестройке экономики. Словом, включение швейцарского франка в единую европейскую валютную и финансовую структуру грозит стране лишением многих преимуществ, необходимых для эффективного использования особого положения открытой экономики.

Массовый наплыв иммигрантов в страну может превратиться в серьезную проблему. Известно, что сейчас по уровню почасовой оплаты труда промышленных рабочих Швейцария находится в числе европейских лидеров. В странах ЕС этот показатель существенно ниже. Доля иностранцев в общем количестве занятых в швейцарской экономики достигает 33%.

В целом проблема присоединения к ЕС носит не экономический, а скорее внешнеполитический характер.[21] В настоящее время Швейцарию вполне устраивают двусторонние соглашения, которые должны вступить в силу в 2005 году.

Долгожданное вступление Швейцарии к Евросоюзу предполагает внесение серьезных изменений и в действующую Конституцию. Они охватывают достаточно обширный комплекс проблем, которые носят иногда формальный характер, но могут оказаться труднейшими для реализации. Например, в рамках «европейской гармонизации» необходимо создание специального министерства, которое должно заниматься процессами интеграции. Но по швейцарской Конституции увеличение их количества, то есть изменение структуры Федерального совета, допустимо только в рамках всенародного референдума. В рамках ЕС кантоны должны неизбежно лишиться некоторых атрибутов своей самостоятельности; Придется полностью или частично отказаться от архаизма «прямой демократии», когда все законы принимаются путем референдума да еще «двойным большинством». Кроме того, в рамках ЕС вообще предполагается, что национальные особенности должны постепенного утрачивать свою конституционную индивидуальность.

Постепенно переводятся на евростандарты технические нормы, статистика и даже бюджетная стратегия. Швейцария проводит достаточно эффективную политику по гармонизации национального законодательства в соответствии с европейскими правовыми принципами. По оценкам экспертов, сейчас уже около 85% экономического законодательства страны соответствует евронормам. Масштабы и темпы европеизации швейцарского хозяйства мало отличаются от аналоговых процессов, происходящих в странах-членах ЕС.

В заключении можно сделать вывод, что вступление Швейцарии в Европейский Союз неизбежно в долгосрочном плане, тогда как в данный момент Конференцию вполне устраивают отношения с Евросоюзом в рамках двусторонних секторных отношений.[22]

Список используемой литературы:

 

1. Ю. Юданов, Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнёрства //
Мировая экономика и международные отношения, М., 2002 №2.

2. В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1.

3. Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //
Политика и время/2001 № 11 .

4. Прибытков К. Отношения Швейцарии с Евросоюзом // Международная жизнь/2001 № 11 .

5. Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7-8

6. Шенген, ЕС и другие договоры стран Европы// Политика и время/2002 № 4 .

 


[1] Ю. Юданов, Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнёрства //Мировая экономика и международные отношения, М., 2002 №2. С. 75-83;

 

[2] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7-8

 

[3][3] В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 185-194

 

[4] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7 С. 37

 

[5] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 8 С. 28

 

[6] Ю. Юданов, Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнёрства //Мировая экономика и международные отношения, М., 2002 №2. С. 92;

 

[7] Шенген, ЕС и другие договоры стран Европы// Политика и время/2002 № 4 .С. 26-31

 

[8] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7. С 29-34

 

[9] Шенген, ЕС и другие договоры стран Европы// Политика и время/2002 № 4 .С. 49

 

 

[10] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 8 .С. 30

 

[11] В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 201

 

[12] Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11С. 38

 

[13] В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 170-173

 

[14] Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 30-34

 

[15] Ю. Юданов, Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнёрства //Мировая экономика и международные отношения, М., 2002 №2. С. 93;

 

[16] Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 84

 

[17] Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 50-52

 

[18] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7.С.49

 

[19] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7.С. 58

 

[20] В. Денисюк, Опыт двусторонних соглашений Швейцария-ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика, 2003 №1. С. 201-204

 

[21] Минеев А.В. Швейцария. Остров посреди Европы размывается //Политика и время/2001 № 11 .С. 78

 

[22] Швейцария вступит в Евросоюз, но не сейчас// Политика и время/2003 № 7.С. 81

 




План

 

План. 2

Введение. 3

Глава 1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза. 5

1.1. Первые соглашения Швейцарии и ЕС.. 5

1.2. Предпосылки Швейцарии о вступлении в ЕС.. 9

1.3. Проевропейские настроения швейцарского правительства. 10

Глава 2. Совместные соглашения Швейцарии и ЕС.. 11

2.1. Первые двусторонние секторные соглашения. 11

2.1.1. Договор о научном сотрудничестве. 12

2.1.2. Договор о государственных рынках. 12

2.1.3. Взаимное признание сертификатов качества. 13

2.1.4. Обмен сельскохозяйственной продукцией. 13

2.1.5. Договор о гражданской авиации. 14

2.1.6. Договор о наземном транспорте. 14

2.1.7. Договор о миграции рабочей сипы.. 15

2.2. Первые секторные соглашения. 15

2.3. Соглашения в области юстиции и налогообложения. 17

2.4. Долгосрочные программы Швейцарии. 19

Глава 3. Курс Швейцарии в отношении ЕС.. 20

Заключение. 23

Список используемой литературы: 26

 



Введение

 

Вопрос о расширении ЕС (ЕЭС) появился на повестке дня к середине 60-х гг.[1] Уже очевидным, что интеграция первоначальной "шестерки" удалась и принесла всем ее участникам ощутимую пользу. С момента организации ЕЭС с 1958 г. Сообщество неуклонно укрепляло свои позиции, как в Европе, так и в целом в мировом хозяйстве. В результате завершения формирования таможенного союза к 1 июля 1968 г. ЕЭС в полной мере стало для других стран Западной Европы своего рода гравитационным ядром. В это время изъявили желание на вступление в ЕС сразу несколько кандидатов. Весьма показательно в этой связи изменение позиции Великобритании по отношению к Сообществу. Она отказалась стать одной из стран - учредителей Сообщества, ошибочно посчитав, что сохранение полного экономического суверенитета сулит ей большие выгоды, чем членство в ЕЭС, предполагающее баланс прав и обязанностей. Более того, Великобритания первоначально рассматривала ЕЭС как своего непримиримого конкурента и создала под своей эгидой в 1961 г. своего рода противовес Сообществу в виде Европейской ассоциации свободной Торговли (ЕАСТ).

Европейская ассоциация свободной Торговли, будучи гораздо менее сильной, чем ЕЭС, и территориально разобщенной интеграционной группировкой, смогла создать лишь зону свободной торговли. Для всех стран - членов ЕАСТ торговля с другими партнерами по Ассоциации играла меньшую роль, чем со странами - членами ЕЭС. В результате почти все страны - члены ЕАСТ перешли в "лоно" ЕС.

Этап, в котором находится ЕС, характеризуется целым рядом особенностей по сравнению с предыдущими.

В связи с этим в 2005г. могут начаться переговоры с потенциальными кандидатами третьей очереди на вступление в ЕС.[2] К этому времени к вступлению в ЕС, возможно, "созреют" Швейцария и Норвегия - единственные две западноевропейские страны из разряда PC, которые остаются вне Союза. Однако возможное членство этих стран в ЕС весьма проблематично, хотя экономически они вполне готовы к этому в любое время.

Цель работы - изучить экономические стимулы Швейцарии к вступлению в ЕС, преимущества, которое получит страна, выяснить ее возможности. На сегодняшний день они ограничиваются тем, что страна располагает рядом первоклассных ТНК и других мощных компаний, которые и без членства страны в ЕС посредством прямых инвестиций прочно зафиксировали свое присутствие в пространстве Союза. Кроме того, Швейцария заключила с ЕС несколько сотен специальных соглашений о сотрудничестве, которые в значительной мере компенсируют потенциальные потери от того, что Швейцария остается "за бортом" ЕС. Если добавить особую тягу швейцарцев к сохранению многовекового суверенитета и нейтралитета страны (она не входит даже в ООН), то быстрой перемены их сдержанного отношения к ЕС едва ли следует ожидать. Это возможно в среднесрочной перспективе.

Однако для остающихся в ЕАСТ стран ЕЭП еще может стать либо своего рода "трамплином" для "прыжка" в ЕС, либо долгосрочной формой участия в западноевропейской интеграции.

Актуальность данного вопроса заключена в том, что вступление Швейцарии в Европейский Союз неизбежно, но в долгосрочном плане. Однако в данный момент Конференцию вполне устраивают отношения с Евросоюзом в рамках двусторонних секторных отношений.

 

Глава 1. История взаимоотношений Швейцарии и Европейского Союза.

 

Первые соглашения Швейцарии и ЕС

 

За всю историю существования Европейского Союза, Швейцария лишь в 1972 году подписала первые соглашения в рамках этого содружества.[3] После этого события для Швейцарии создалась благоприятная и прочная основа для реализации четырех основных принципов:

1. Свободы движения товаров,

2. Движения капиталов,

3. Предоставления услуг

4. Миграции рабочей силы.

На этой базе возникла зона свободной торговли, были введены либеральные режимы для движения капиталов и услуг. Несмотря на это все равно оставались проблемы, связанные со свободным перемещением рабочей силы. Затем последовала целая серия референдумов, определивших характер дальнейших отношений с ЕС.

Почти через два десятилетия после подписания первого соглашения между Швейцарией и ЕС был проведен всенародный плебисцит относительно целесообразности начала переговоров об условиях вступления страны в Евросоюз.[4] Против проголосовало 50.4% населения, перевес составил 23.3 тыс. голосов.[5] На кантональном уровне против включения страны в европейскую интеграцию высказывались 16 из 26 кантонов. В основе такого неприятия ЕС лежало опасение возможной утраты государственного суверенитета, неизбежных уступок по транзиту европейских грузовиков через страну, а главное - неограниченной свободы для перемещения иностранной рабочей силы. Обозначилось вполне определенное размежевания между отдельными группами кантонов.

Немецко-говорящие выступили в основном против, франко-говорящие - за присоединение к ЕС. В результате неодобрения начала переговорного процесса страна оказалась в наименее благоприятных торгово-экономических условиях по сравнению с другими европейскими странами. Особенно пострадало машиностроение. В рассматриваемы период времени на Евросоюз приходилось около 64% всего экспорта страны и 80% импорта.[6] Столь же существенно на этот регион ориентированы прямые инвестиции.

В сложившейся ситуации Швейцария приняла решение об изменении переговорной стратегии. 21 июня 1999 года правительством были подписаны двусторонние секторные соглашения с Евросоюзом по семи конкретным торгово-экономическим проблемам. В мае 2000 г. был проведен референдум относительно целесообразности заключения этих соглашений. Большинство населения (67.2%) одобрило этот шаг. Против выступили только два кантона.

Все подписанные соглашения обеспечили стране три четверти всех преимуществ, которыми располагают государства - члены ЕС, но не вынудили их к соответствующим уступкам. При этом отсутствует какой-либо ущерб государственному суверенитету. Все четыре политические партии, входящие в Федеральный совет, а так же основные финансово-промышленные и профсоюзные объединения поддержали соглашения. В рамках подготовки этого документа Швейцария первоначально составила каталог, содержащий шестнадцать важнейших сфер взаимодействия. Но Евросоюз дал согласие на рассмотрение только семи. При этом в чем то заинтересован главным образом ЕС, а что-то более выгодно для Швейцарии.

Факт принятия соглашений оценивался как важнейший шаг по сближению с ЕС. Вместе с тем многие аналитики полагали, что в действительности это не только не увеличивает шансов на одобрение населением присоединения в Евросоюзу, но даже уменьшает их.

Никем непредсказуемые оказались результаты на кантональном уровне. Ни в одном кантоне сторонники присоединения к ЕС не набрали большинства голосов. Всеобщее недовольство Евросоюзом объяснялось рядом причин. Прежде всего, возросли опасения в отношении брюссельской бюрократии, которая стала вмешиваться в общественно-политические процессы в странах ЕС и нередко в ущерб их национальному суверенитету. Потенциальная угроза усматривалась в неизбежном увеличении объемов "финансовой повинности" в связи предстоящим расширением ЕС на Восток Европы. Прагматическим жителям альпийской республики подобная благотворительность явно не по вкусу. Они считают, что обозначается тенденция, когда в Евросоюз стремятся вступить "бедные и проблемные страны", а процветающие и стабильно устроенные не спешат интегрироваться. К тому же многие швейцарцы полагают, что формальное присоединение к ЕС мало что изменит, поскольку уже действуют многие преимущества участия в зоне свободной торговли.[7] К одобрению начала нового переговорного процесса не призывали ни правительство, ни парламент. И, несмотря на то, что вступление в ЕС является долгосрочной целью Федерального совета, последний привел следующие причины, по которым он не одобряет предложение ЕС:

 Во-первых, инициатива противоречит распределению политической власти, изложенной в швейцарской конституции. Согласно существующим законам, это функция Федерального Совета решать, когда и по какому поводу вступать в переговоры с другими странами. Эти правила выдержали испытания временем и должны сохраняться впредь.

 Во-вторых, данная инициатива - это попытка форсировать переговоры о вступлении. Они не должны проходить в сжатые сроки. Принуждая ФС вступить в переговоры немедленно, инициатива не принимает во внимание текущее положение дел, как во внешней, так и во внутренней политике страны. Преждевременные, поспешные решения могут угрожать успешному процессу вступления.

В-третьих, правительство подчеркивает, что оно не выступает закоренелым противником интеграции, но считает, что пока для этого в стране не сложились необходимые предпосылки. Федеральный Совет придерживается мнения, что неодобрение данного предложения не означает, отказ Швейцарии вступить в ЕС в будущем. Это всего лишь «нет», сказанное данному предложению. Такая постановка вопроса с удовлетворением была воспринята в Брюсселе, поскольку появилась надежда на положительный ответ позднее.[8]

Результатами референдума Швейцария подтвердила основные моменты интеграционной политики у себя в стране:

-В краткосрочном плане правительство будет ориентироваться на подписанные в 1999 году семь двусторонних секторных соглашений;

-В среднесрочном плане приоритет будет отдан второму пакету двусторонних соглашений;

-В долгосрочном плане целью Конфедерации является вступление Швейцарии в Европейский союз.

Результаты референдума показали так же что Швейцария сможет более эффективно защищать свои интересы, находясь в Евросоюзе, а не за его пределами. "На сегодняшний день у стран существуют проблемы, решать которые можно только путем сотрудничества, а не поодиночке".[9]

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.