Сущность понятия «информационное обеспечение выборов»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно статье 44 Федерального закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Концепция института информационного обеспечения выборов с его внутренней дифференциацией на информирование избирателей и предвыборную агитацию, впервые была закреплена в 2002 году в действующем Федеральном законе об основных гарантиях. Эта концепция, направленная на наиболее полное регулирование информационных отношений, которые складываются в ходе избирательной кампании, была реализована в связи с необходимостью адекватной реакции на проведение «грязных» предвыборных агитационных кампаний, «информационных войн».

Отсутствие четких правовых критериев, разделяющих информационные и агитационные материалы, позволяло ранее вести предвыборную агитацию под предлогом необходимости объективного информирования граждан.

В рамках названной концепции федеральный законодатель впервые закрепил принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, соблюдение равенства прав кандидатов, избирательных объединений, а также свободу деятельности организаций СМИ по информированию избирателей. Конституционность этого законоположения подтверждена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года №15-П. Осуществляя информирование избирателей, организации СМИ не должны допускать, чтобы в их информационных материалах содержались признаки предвыборной агитации.

В Федеральном законе об основных гарантиях записано, что необходимо не нарушать равенство кандидатов, политических партий. Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона об основных гарантиях все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных этим Федеральным законом. Принцип равноправия кандидатов означает недопустимость дискриминации по признаку пола, расы, национальности, партийной принадлежности, рода деятельности, занимаемой должности и тому подобного. [9, c. 8]

В преамбуле Федерального закона «О политических партиях» указывается, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Соблюдение принципа равноправия кандидатов, политических партий обеспечивается установлением в Федеральном законе об основных гарантиях, Федеральном законе о выборах депутатов, Федеральном законе о выборах Президента целого ряда важных гарантий их участия в избирательном процессе. В сфере информационного обеспечения выборов эти гарантии заключаются, например, в следующем:

1. при осуществлении информирования избирателей в информационных программах о предвыборных мероприятиях кандидатов, политических партий не допускается оказывать предпочтение какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений (пункт 5 статьи 45 Федерального закона об основных гарантиях);

2. устанавливается обязанность государственных и муниципальных организаций телерадиовещания, а также редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий обеспечивать равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям (пункт 1 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях), в частности, предоставить в случаях, предусмотренных законом, бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в равных объемах всем кандидатам, политическим партиям, не отказывать в предоставлении платного эфирного времени в случае, если иным кандидатам, политическим партиям такое эфирное время предоставляется, не взимать с разных кандидатов, политических партий разный размер оплаты за предоставленное эфирное время, печатную площадь, равные по объему и иным параметрам.

Принцип равенства кандидатов, политических партий при осуществлении организациями СМИ информирования избирателей означает недопустимость замалчивания общественно значимой информации об одних кандидатах, политических партиях в сочетании с постоянным информированием о любых, даже о самых незначительных действиях другого кандидата, другой политической партии, обнародования имеющейся негативной информации об одном кандидате и замалчивание аналогичной информации о другом и тому подобное.

Если говорить коротко, принцип равенства кандидатов, политических партий при информировании избирателей нарушается в случае несбалансированной подачи информации о кандидатах, политических партиях, предвзятого подхода к различным кандидатам, политическим партиям. Поэтому представители СМИ, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года №15-П, действуя на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, то есть правил профессии и этических принципов, должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом. [9, c. 9–10]

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.