Просемейная политика является единой на всей территории нашей страны и достигаются посредством соединения усилий государства и общественных организаций. Усиление потребности в детях и повышение доли семей с тремя детьми происходит не сразу, для этого требуется не менее 30 лет, поскольку лаговый эффект социальных норм ослабевает через одно демографическое поколение как минимум. Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в отношениях государства и личности, приватизации семейной жизни и возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности.
В связи с этим необходимо принятие закона о просемейной политике по укреплению полной семьи с несколькими детьми в качестве приоритетной деятельности государства. В целях правовой защиты интересов семьи надо придать государственный статус фамилистической экспертизе на всех уровнях федерального устройства. Необходимо заключение общественного договора между институтом семьи (и его представителем в лице соответствующего министерства) и институтом государства по инвестированию семьи как единственного института по воспроизводству населения и полнокровной социализации подрастающих поколений. Следует уравнять деятельность института семьи с профессиональной деятельностью в остальных отраслях народного хозяйства, всемерно расширять формы соединения семьи и работы, семьи и образования, семьи и рекреации на компьютерной основе посредством укрепления совместной деятельности родителей и детей. В целях расширения семейной собственности и переориентации рыночной экономики на семью необходимо разработать в специальных исследовательских центрах государственную политику соединения роста уровня жизни с ростом размера семьи посредством увязки доходов семьи со льготными налогами и кредитами.
Долгосрочные цели семейной политики в рамках институциональной социологии семьи формулируются на основе принципов фамилизма и связаны с ликвидацией неравноправного положения семьи среди государственных институтов. Должна быть усилена роль семьи как единственного института, способного в дальнейшем реализовать функцию воспроизводства населения и социализации детей лишь при условии роста влияния семьи на все социальные сферы деятельности по реализации ими требований семейного образа жизни, семье центризма. Ориентация общества и государства на усиление ценности семьи с детьми означает приоритетность фамилизма в ряду других жизненных благ. Эта перестройка иерархии ценностных приоритетов общественного мнения, личности и государства означает преобразование всего строя жизни, производства и потребления, коммерции, частных и государственных структур на семейность.
Прежде всего, требуется организация деятельности правительства не только вокруг привычных задач управления, обеспечения безопасности, занятости населения, уровня жизни, поддержки бюджета, охраны порядка и т.п., но и задач по экзистенциальному сохранению нации, по упрочению среднедетного типа семьи. Минимизация негативных для семьи последствий, возникающих в системе социальных действий, возможна не за счет усиления контроля, а благодаря фамилистической профилактике целей и средств деятельности во всех отраслях народного хозяйства.
Повышение эффективности управления государственной собственностью будет способствовать созданию федерального фонда семьи и укреплению материального фундамента семейной политики. Активизация средств массовой информации и рекламы на пропаганде семейного образа жизни, на повышении ценности материнства и отцовства как социально значимых профессий и на росте престижа всех семейно-родственных ролей окажется важным вкладом в нейтрализацию сегодняшних внесемейных ориентации населения.
Рекомендации по устранению тех трудовых, транспортных, коммунальных и прочих предписаний, где ущемляются права семьи как института и права полной семьи с несколькими детьми. Устранить все подушные начисления за коммунальные услуги, воду, газ, электричество и т.д. при рождении в семье всех детей любой очередности, а также при усыновлении, попечительстве.
Уменьшать квартплату и плату за дачу, огородный участок пропорционально увеличению числа детей в семье. Проезд на внутригородском транспорте должен быть дешевле для детей и родителей с двумя и более детьми. Плата за междугородний проезд поездом, автобусом, пароходом, самолетом для членов семей с тремя и более детьми должна быть снижена.
Нормативы прожиточного минимума должны составляться не для индивида, а на семью из четырех человек с разнополыми несовершеннолетними детьми. Прожиточный минимум трудоспособного индивида — холостяка должен быть меньше, чем у пенсионера, инвалида, сироты. Минимальная заработная плата индивида должна учитывать семейное состояние (у одиночки-холостяка она должна быть меньше, чем у одного родителя с ребенком, и меньше, чем у отца или матери внутри семейного минимума). Пенсия по старости должна начисляться также с учетом числа рожденных и воспитывавшихся детей и даже умерших.
Рекомендации по материальному обеспечению приоритета семьи с детьми над всеми остальными социальными категориями граждан в системах социального обеспечения и страхования. Отпуск на производстве определять в зависимости от семейного состояния, к примеру: две недели — для одиночки, холостого и разведенного, три недели — для состоящих в браке и с одним ребенком, четыре недели – с двумя, пять недель – с тремя детьми, шесть недель – с четырьмя и более детьми. Больничный лист – родителям с тремя и более детьми увеличить на день-два. При государственном и прочем страховании жизни увеличение числа детей должно уменьшать процентные ставки. Суммы, сдаваемые на хранение в банки, надо дифференцировать по семейному статусу. Ввести семейный вклад (для полных семей с несколькими детьми) с льготными процентными начислениями в сравнении с иными категориями вкладчиков.
Рекомендации по преимущественному росту уровня жизни в полных семьях с несколькими детьми. Создать систему ДНК (доходов-налогов-кредитов), поощряющую семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, безразводную семью в сравнении с многоразводной и среднедетный стиль родительского поведения в сравнении с малодетным:
- в семьях, где профессионально заняты и получают заработную плату и муж и жена, обеспечить семейную надбавку при рождении второго и следующих по очередности детей пропорционально общесемейному доходу одному из супругов по их выбору;
- в семьях с двумя и более детьми ввести надбавку тому из обоих работающих супругов, кто занят в системе надомного труда;
- в однодоходных семьях ввести надбавку к заработной плате работающего вне семьи родителя пропорционально увеличению числа детей в семье, начиная со второго;
- в однодоходных семьях обеспечить льготы по организации надомного труда и реализации продукции;
- определить часть заработной платы, не облагаемую подоходным налогом, в зависимости от числа детей и в процентах от получаемой заработной платы;
- часть заработной платы, не облагаемая налогом, в семьях с двумя заработными платами должна быть, к примеру, в два раза меньше, чем в семье с одной заработной платой;
- ввести дифференцированный подоходный налог в зависимости от числа детей в семье — чем детей больше, тем налог меньше на 1 или 2%;
- обязать ЦБ РФ предусмотреть льготы для тех банков, кто предоставляет кредиты полной семье с несколькими детьми для общесемейной деятельности в семейном жилище. Эти кредиты не для индивидов, а на семью в целом – в случае развода сроки выплат и их размеры пересматриваются;
- создать разветвленную сеть кредитов для молодой семьи (со стажем брака до 5 лет и с возрастом супругов до 25 лет и имеющих ребенка в данном первом браке) – кредиты для обзаведения жильем (квартирой, домом) – по рыночным ценам. Кредит погашается по частям – при рождении второго третьего и четвертого ребенка (допустим, наполовину при рождении четвертого ребенка).
В целях повышения уровня жизни семей с приемными детьми реконструировать практику усыновления детей в так называемых многосемейных домах таким образом, чтобы усыновление могло стать нормой в малодетных семьях с обоими родителями, причем надо поощрять материально и социально усыновление 1- 2 детей в семьях, уже имеющих ребенка, – это один из путей профессионализации родительства и укрепления семьи.
В заключение следует подчеркнуть, что в основу семейной политики целесообразнее всего положить системный подход, учитывающий сложную социальную сущность семьи. Структурно-функциональный анализ позволяет сочетать уравнивание положения семьи среди социальных институтов с задачами эффективного функционирования семьи как нуклеарной группы, как отдельной семьи, имеющей свою историю от возникновения до естественного распада.
Системная организация деятельности по осуществлению просемейной политики (единой по целям и централизованной) связана с достижением согласованности всех управленческих звеньев — государственных, политических, образовательных, коммерческих, общественных и др. Эта согласованность лучше всего достигается, если взамен обычной работы по реализации отдельных рекомендаций создаются на основе семейно-демографических программ проекты типа нормативных прогнозов — что именно, как и когда должно быть сделано для осуществления конкретных целей и задач политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные принципы семейной политики – это автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах; приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития; равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.
Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости; партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов; доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе.
Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов; - комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции; профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.
Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах. В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).
Основными задачами социальной защиты являются:
1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.).
Основными принципами социальной работы с семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т. д.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.: 2005. – 640 с.
2 Антонов А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. – М.: 2005. – 368 с.
3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.
4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.
5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).
6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: Сиб УПК, 2006. – 194 с.
7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.