ОБОСНОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Обоснование семейной политики

1.1 Социальная сущность семейной политики

1.2 Необходимость семейной политики

1.3 Цели семейной политики

2 Описание организации социальной защиты семьи

2.1 Социальная защита семьи в различных ее аспектах

2.2 Организация социальной защиты семей в Амурской области

2.3 Стратегия укрепления института семьи в России

Заключение

Библиографический список

 



ВВЕДЕНИЕ

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Эти и подобные им проблемы делают работу по изучению социальной защите семьи особенно актуальной.

Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.

Необходимость семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, неравноправным положением семьи среди социальных институтов, ослаблением посреднической роли семьи во взаимосвязи личности и общества, т.е. всем тем, что именуется кризисом семьи как социального института, что делает данную тему актуальной.

Объектом работы является государственная семейная политика и социальная защита семьи в Российской Федерации.

Предмет составляет структура и организация государственной семейной политики и социальной защиты семьи.

Цель работы – ознакомление с теоретическим аспектом структуры государственной семейной политики и социальной защиты семьи.

Задачи:

- обосновать необходимость государственной семейной политики, определив ее социальную сущность и цели;

- описать организацию социальной защиты семьи на примере Амурской области (2007 г.);

- ознакомиться со стратегией на укрепление института семьи в России.

 



ОБОСНОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Цели семейной политики

 

Стратегической, долгосрочной целью семейной политики является укрепление семьи как социального института. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Для того чтобы эту цель выразить более определенно и конкретно, необходимо учитывать тот факт, что сегодня не только в нашей стране, но и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные формы и разновидности семьи, квазисемейные и внесемейные формы существования, причем степень общественного принятия и одобрения этих девиантных по сути форм нарастает.

Именно поэтому достижение стратегической цели семейной политики – укрепления семьи как социального института – требует специальных усилий со стороны общества и государства, поощрения полных семей с 3 - 4 детьми. Это исторически беспрецедентная деятельность, никогда не практиковавшаяся в прошлом, так как лишь 50 лет назад в развитом мире стала массовой потребность в малодетной и многоразводной семье. Никогда прежде не было такого, чтобы преобладающий тип брака, родительства, семьи определялся потребностями людей. Прежде все сущее в семейной жизнедеятельности оказывалось итогом не полностью реализованных потребностей, т.е. условия жизни, понимаемые широко, препятствовали осуществлению желаний. Меры стимулирования рождаемости в прошлые века казались эффективными, поскольку были направлены на улучшение жизненных обстоятельств, а не на изменение потребностей, ценностей, социокультурных норм.

К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране не способствует пониманию семейной политики как преобразования всего строя жизни, ценностных приоритетов. Но если общественное мнение иногда проявляет интерес к специальной семейной политике, то оно не выходит за пределы улучшения материальных условий жизни, т.е. за рамки тактических задач. Проведение просемейной политики предполагает также существенную корректировку других видов социальной политики (жилищной, образовательной, здравоохранительной и т.д. и т.п.).

Определение целей семейной политики, ее стратегии и тактики, а тем более ее проведение – не одномоментный акт, а социальный процесс, развернутый во времени, затрагивающий всех и вовлекающий в себя как органы государственной власти, так и широкие слои населения, социальные и территориальные общности, партии, общественные движения, группы и объединения.

Отказ от понимания семейного политики как решения проблемы кризиса семьи обусловлен представлениями о легкости изменения условий жизни семей. Игнорирование сложности проблемы управления потребностями с другой стороны часто связывается с ее политизацией – удобно изображать стремление к повышению ценности семьи «вмешательством» в приватную жизнедеятельность.

Вместе с тем, социологический подход ко всему, что связано с проведением семейной политики, позволяет увидеть в правительственном бездействии не злой умысел, а социально-политический процесс, итог не рационального выбора наилучшего решения из всех возможных, а некий компромисс политических сил. Поэтому правительственные шаги фрагментарны, сводятся к разрозненным мерам денежной помощи, которые скорее служат целям самосохранения политиков и чиновников, чем укрепления семьи.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные принципы семейной политики – это автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах; приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития; равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости; партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов; доступность, адресность, дифференцированность социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе.

Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов; - комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции; профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.

Государственная семейная политика проводится высшими органами государственной власти: законодательной и исполнительной. Основные законы разрабатываются в Государственной Думе, а исполняются Правительством РФ и субъектами Федерации на местах. В результате преобразований в России созданы рыночная модель хозяйствования, негосударственный сектор экономики, новые отношения рынка труда.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т. д.).

Основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т. д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.: 2005. – 640 с.

2 Антонов А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. – М.: 2005. – 368 с.

3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.

5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).

6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск: Сиб УПК, 2006. – 194 с.

7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Обоснование семейной политики

1.1 Социальная сущность семейной политики

1.2 Необходимость семейной политики

1.3 Цели семейной политики

2 Описание организации социальной защиты семьи

2.1 Социальная защита семьи в различных ее аспектах

2.2 Организация социальной защиты семей в Амурской области

2.3 Стратегия укрепления института семьи в России

Заключение

Библиографический список

 



ВВЕДЕНИЕ

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Эти и подобные им проблемы делают работу по изучению социальной защите семьи особенно актуальной.

Государственная семейная политика – комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.

Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.

Необходимость семейной политики определяется неблагоприятными последствиями изменений структуры и функций семьи, неравноправным положением семьи среди социальных институтов, ослаблением посреднической роли семьи во взаимосвязи личности и общества, т.е. всем тем, что именуется кризисом семьи как социального института, что делает данную тему актуальной.

Объектом работы является государственная семейная политика и социальная защита семьи в Российской Федерации.

Предмет составляет структура и организация государственной семейной политики и социальной защиты семьи.

Цель работы – ознакомление с теоретическим аспектом структуры государственной семейной политики и социальной защиты семьи.

Задачи:

- обосновать необходимость государственной семейной политики, определив ее социальную сущность и цели;

- описать организацию социальной защиты семьи на примере Амурской области (2007 г.);

- ознакомиться со стратегией на укрепление института семьи в России.

 



ОБОСНОВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.