Глава 2. Развитие позитивной Я-концепции у старших подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Пояснительная записка

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность (Б.Г.Ананьев,1980,с.89). В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростков, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации (Ремшмидт Х.,1994,с.112).

Настоящая программа тренинга личностного роста предназначена для работы психолога с подростками 14 –15 лет (9 – 10 классы).

Главной целью программы является развитие позитивной Я-концепции у старших подростков.

Цель данной программы конкретизируется в частных задачах:

1) вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций;

2) создание условий для включения подростков в процесс самопознания, самосовершенствования, самопринятия;

3) развитие адекватного понимания самого себя;

4) развитие адекватной самооценки;

5) создание устойчиво позитивных психоэмоциональных состояний.

Ниже представлен тематический план занятий.

 

                      Тематический план занятий

                                      

№ п/п                       Темы занятий Количество часов
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Знакомство. Путешествие к центру своего Я. Я глазами других. Принятие себя. Уголки моей души. Размышление о самом себе. Завершение группы. 4 4 3 3 3 4 4  
  Итого: 25

 

Раскроем общее содержание, цели и задачи каждого занятия.

1. Знакомство.

Цель - создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

2. Путешествие к центру своего Я.

Цель- создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии и обратной связи.

 

3. Я глазами других.

Цель – вооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, социально-психологических ситуаций; создание условий для возможности увидеть себя глазами других людей,

отработка навыков анализа своего поведения; включение участников в процесс самосовершенствования.

4. Принятие себя.

Цель - дать возможность участникам осознать себя как уникального человека со своими индивидуальными особенностями принять себя.

5. Уголки моей души.

Цель – осознание каждым членом группы своих отрицательных черт, формирование умения доверять группе и принимать себя и других.

6. Размышление о самом   себе.

Цель – анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений которые произошли в процессе работы.

7. Завершение группы.

Цель – анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы.

 Программа предусматривает систему занятий, проходящих 2 раза в неделю в течение месяца.

                         Организация встреч.

Структура занятий.

Разминка.

2. Анализ домашнего задания.

3. Основное содержание занятия (информация, упражнения, этюды).

4. Заключительные процедуры (домашнее задание, экспресс - диагностика).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.