Эволюция законодательной базы привлечения иноионвестиций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Вследствие влияния азиатского финансового кризиса уровень поступления в экономику Китая иноинвестиций несколько сократился. Объем использованных за 1998 г. инокапиталов составил 54 млрд.долл., что на 13% меньше, чем в предыдущем году. Общая сумма инокапвложений в экономику КНР – 414 млрд.долл. (240 млрд. долл. – прямые инвестиции). В КНР действует свыше 150 тыс. предприятий с инокапиталом. Несмотря на азиатский кризис, финансовая система Китая сохраняет устойчивость. Остановлена инфляция (цены выросли на 0,8% в 1997 г. и снизились на 2,6% в 1998 г.). Китай уверенно удерживает второе (после США) место в мире по ежегодным объемам привлечения иноинвестиций. Иноинвестиции в КНР на 90% являются прямыми, то есть, вложены не в ценные бумаги, а непосредственно в капитал СП. Зарубежные инвесторы допускаются к приобретению лишь акций китайских предприятий под жестким госконтролем (специальные акции для зарубежных инвесторов выпустили чуть более 100 предприятий КНР). Спекулятивные вложения в гос. и иные облигации зарубежных капиталов не допускаются. Перевод средств за границу иноинвесторами в каждом отдельном случае требует разрешения учреждений валютного контроля КНР. В 1998 г. Китай оставался крупнейшим получателем кредитов МБРР и АзБР, по линии которых в 1998 г. в КНР поступило соответственно свыше 2,5 млрд. и 1 млрд.долл. Пекин продолжал широкое привлечение инокапиталов также с помощью различных правительственных займов западных стран.

Несмотря на значительные объемы привлекаемого инокапитала в КНР, его макроэкономическая эффективность и масштабы пока относительно невелики. Более 70% действующих СП рентабельны, до трети от их общего числа – убыточны или имеют низкую экономическую эффективность. Доля СП в общем объеме промышленного производства – 14%. Размеры освоенных предпринимательских инвестиций на душу населения, хотя и увеличились до 36 долл. (1998 г.), превысив средний уровень в развивающемся мире, значительно уступают, к примеру, новым индустриальным экономикам (150 долл.). Другая проблема – нежелание крупнейших промышленно-развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики “выпавшего технологического звена”, когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Около двух третей привлекаемых зарубежных капвложений приходится на приморские районы стран Иноинвесторов беспокоит неполное законодательство, наличие многих “закрытых” инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов вкладчиков, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультаций сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.

В сложившийся ситуации экономическая стратегия Китая призвана адекватно учитывать как успехи, достигнутые в реформировании национальной экономики, так и имеющиеся трудности и проблемы. Формирование “социалистической рыночной экономики” в качестве основного ориентира развития общества в ближайшие годы предполагает прежде всего переход от преимущественно административного к преимущественно рыночному механизму распределения экономических ресурсов. В инвестиционной сфере речь идет, во-первых, о повышении эффективности макроконтроля при существенном сокращении непосредственного вмешательства государства в организацию и регулирование инвестиционного процесса на предприятиях”; во-вторых, о наполнении реальным экономическим содержанием созданных в последние полтора десятилетия в этой области квазирыночных структур и механизмов (индикативное планирование капитальных вложений, система инвестиционного кредитования, фондовый рынок, открытые конкурсные торги на сооружение объектов и т.д.); и, в-третьих, о благоприятном инвестиционном климате для национальных и зарубежных инвестиций.

С учетом характера и особенностей развития инвестиционной сферы Китая в 80-90 гг. выявились следующие основные направления ее дальнейшего реформирования:

   1.Оптимизация объема и структуры иностранных инвестиций.

Потребность Китая в привлечении новых иностранных капиталов имеет тенденцию к возрастанию ввиду начавшегося в середине 90-х годов существенного ( в1995г.- 10млрд.долл.) оттока за границу иностранных финансовых средств, связанных с репатриацией прибыли работающих в Китае совместных и полностью иностранных предприятий.

В этих условиях, с учетом глубокой укорененности иностранного капитала в экономике КНР, происходит постепенный переход от политики предоставления иностранным вкладчикам капитала особо льготных условий инвестирования к политике выравнивания инвестиционного климата для иностранных и отечественных предприятий при общей либерализации рыночной среды. Помимо национального строительного рынка зарубежные компании начинают допускаться к системе внутренней торговли и материально-технического обеспечения, строительству крупных инфраструктурных объектов (железные дороги, порты и т.д.), а также к развитию внутреннего рынка услуг, включая кредитно-финансовую сферу, страхование, операции с недвижимостью, туризм, рекламную деятельность и т.д;

      2.Ограничение сферы охвата государственных инвестиционных программ объектами, финансирование которых осуществляется с использованием бюджетных средств, в пользу иностранного капитала;

      3. Кардинальная реформа государственного сектора путем создания системы крупных современных конкурентноспособных компаний и одновременно активного реструктурирования мелких и средних предприятий;      

     В общем виде официальная политика в отношении к иностранным ин­вестициям была изложена в докладе председателя Государственного Комитета по планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-ой сессии ВСНП 9-го созы­ва (март 1999 г.). В отношении привлечения иностранного капитала в докладе говорится о необходимости применять общепринятые на мировых рынках пра­вила и нормы:

- всемерно открывать новые каналы финансирования;

- постепенно уравнивать подходы к зарубежным и отечественным про­изводителям;

- активно привлекать капиталы от транснациональных корпораций;

- оптимизировать структуру зарубежных инвестиций;

 -поощрять их вложения в центральные и западные районы, агросферу, гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту окру­жающей среды;

- постепенно трансформировать режим управления зарубежными ин­вестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляю­щей политике;

- улучшать инвестиционную среду;

-совершенствовать управление ценными бумагами, контролировать их размеры, структуру; углублять прогнозирование и плановое управление зай­мами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.

Инвестиции позволяют успешно решать задачи модернизации, создания новых рабочих мест (число занятых в этом секторе достигло 17,5 млн. чел.), повышения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке и ее интеграции в систему мирохозяйственных связей.

С начала 1998 г. частично восстановлены налоговые льготы по импортным таможенным пошлинам и НДС в отношении предприятий с участием инокапитала, ввозящих в страну или производящих высокотехнологичное оборудование, а также осваивающих технико- и наукоемкие проекты, пользующиеся поддержкой китайского правительства.

 Расширен действующий с 1995 г. список отраслей, предназначенных для льготного зарубежного инвестирования, с акцентом на агропромышленные технологии, сочетающие развитие сельского хозяйства с энергетикой, транспортом, добычей и переработкой природных ресурсов. Ведущее место в списке занимают новейшие, в т.ч. энергосберегающие, технологии, оборудование и материалы в отраслях промышленности и инфраструктуры, имеющие как внутренний спрос, так и сбыт на мировом рынке. Особое внимание иновкладчиков обращается на внутренние центральные и западные районы страны, где в целях освоения природных и трудовых ресурсов “открыты” все административные центры провинций и авт. районов, а также район “Трех ущелий” в бассейне р. Янцзы. Разработано и опубликовано более 500 зако­нов и законоположений, касающихся экономической деятельности иностран­ных граждан в Китае, что создало первичную законодательную базу и пре­доставило юридические гарантии иностранцам, вкладывающим капитал в Ки­тае. В июле 1995 г опубликованы "Временные положения по регулированию направлений зарубежных инвестиций" и "Каталог приоритетных хозяйствен­ных объектов для привлечения зарубежных капиталовложений", в которых топливо и энергетика, транспорт, важные ресурсы и материалы, новая аграр­ная техника и новые технологии отнесены к числу тех объектов, где поощря­ются инвестиции из-за рубежа. Некоторые другие отрасли, например внеш­няя торговля, воздушный транспорт, внутренняя торговля, финансы, а также добыча, выплавка и обработка благородных металлов, отнесены к числу объ­ектов второй категории. В прошлом вложение зарубежного капитала в них вообще запрещалось, теперь это допускается в отдельных случаях.

Этап финансового стимулирования капиталовложений из-за рубежа заканчивается. На смену этой политике, как считают в Пекине, должны прийти меры по улучшению инвестиционного климата и открытию внутреннего рынка для зарубежных предпринимателей, включая широкий доступ продукции предприятий с участием инокапитала внутри страны, предоставление им национального режима, либерализацию валютного регулирования и т.д. В этих целях правительство КНР намерено несколько “приоткрыть” для инвесторов сферу розничной и внешней торговли, туризма, аудиторских услуг, финансов и др. Будут также усилены меры правовой защиты иноинвестиций, включая права интеллектуальной собственности, антимонопольное, антидемпинговое и антисубсидиционное законодательство. При этом Пекин намерен продолжать жестко контролировать приток иноинвестиций в отраслевом и территориальном аспектах, тесно координируя этот процесс с перестройкой экономической структуры и стратегией развития страны и ее отдельных отраслей.

О привлечении иностранного капитала в туристический бизнес. В конце 1998 г. власти приняли решение разрешить создание в Китае туристических компаний с участием иноинвестиций. Правила их образования и деятельности подготовлены совместно МВТЭС КНР и Госуправлением по туризму. Предусматривается, что китайской стороне должно принадлежать не менее 51% капитала таких компаний. Предъявляются жесткие требования: к иностранному участнику – годовой оборот не менее 50 млн.долл., наличие собственной системы резервирования авиабилетов и гостиничных номеров, полное членство в признанной национальной ассоциации туристических фирм; к китайскому участнику – годовой оборот не менее 50 млн.юаней (6 млн.долл.), количество ежегодно принимаемых иностранных туристов за последние три года – не менее 30 тыс.

Заявки на создание СП в Китае уже подали ряд турфирм из США, ФРГ, Японии и Гонконга. В 1998 г. КНР посетили 63,4 млн. интуристов, доход от них составил 12,6 млрд.долл., количество внутренних туристов – 694 млн.чел., доход – 239 млрд.юаней (29 млрд.долл.). По оценкам, совокупный доход КНР от внешнего и внутреннего туризма в 1999 г. может достиг 45 млрд.долл.

Внешняя торговля. Согласно данным таможенной статистики КНР, объем внешней торговли страны в 1998 г. составил 319 млрд.долл. и сократился по сравнению с 1997 г. на 1,8 %. Китайский экспорт в 1998 г. составил 182 млрд.долл., сохранившись на уровне 1997 г., а импорт сократился на 3,8% и составил 137 млрд.долл. Сальдо торгового баланса страны составило 45 млрд.долл., увеличившись на 4,7 млрд.долл. по сравнению с 1997 г.
К числу основных характерных особенностей развития внешней торговли КНР в 1998 г. можно отнести следующие. Абсолютно преобладающей формой внешнеторговых операций Китая продолжали оставаться импорт сырья и полуфабрикатов, с их переработкой внутри страны и последующим экспортом. Доля таких операций во внешнеторговом обороте страны в первом полугодии составила 53,3%, увеличившись на 1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Общий объем экспортных операций в рамках давальческой переработки и сборки составил за 11 мес. 1998 г. 92,6 млрд.долл., что на 3,4% больше, чем за тот же период 1997 г. Импорт этой категории продукции в первом полугодии составил 33,1 млрд.долл. (прирост 2,1%), а по итогам 11 мес. – 61,67 млрд.долл. (падение на 1,9%). Сократились объемы экспортных операций в рамках “обычной” торговли с расчетами в СКВ. По итогам 11 мес. обычный экспорт сократился на 4,4% и составил 66,6 млрд.долл. Доля обычной торговли в импорте КНР по итогам 11 мес. выросла до 29,4% против 27,1 % в предыдущем году.

 Госпредприятия утратили лидирующую роль в экспортно-импортных операциях. Внешнеторговый оборот предприятий с участием инокапитала по итогам 6 мес. 1998 г. сравнялся с внешнеторговым оборотом госпредприятий и составил 73,3 млрд.долл. Экспорт предприятий с участием инокапитала составил 36,9 млрд.долл. (рост 12%), а импорт – 36,5 млрд.долл. (рост 6,4%). Наиболее стремительный рост внешнеторгового оборота наблюдался на частных инопредприятиях; так прирост экспорта и импорта составил соответственно 21% и 19%. 

Учитывая столь колоссальное нарастание специалистами выдвигаются предложения о тщательной разработке стратегии, принципов, единого плана в отношении экспорта и импорта, единой льготной политики, четкого разделения прав и обязанностей в этой сфере деятельности между государственными органами и предприятиями, которые должны превратиться в правомочных субъектов во внешнеторговых операциях. Девизом, по мнению специалистов, должно стать правило для всех единый план, единые и совместные действия в зарубежье.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 214.