Материальное обеспечение руководителей производственного обучения от бюджетной организации, в которой проходит производственное обучение учащихся птузов и учащихся-практикантов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Труд работников бюджетных организаций, предоставляющих объекты для производственного обучения, за руководство производственным обучением учащихся ПТУЗов оплачивается в соответствии с п.24 Положения № 1487. Источники оплаты труда могут быть разные в зависимости от периода производственного обучения (начальный, основной, заключительный (производственная практика)) (см. табл.1).

 

Таблица 1. Источники оплаты труда руководителей производственного обучения от бюджетной организации, в которой проходит производственное обучение учащихся ПТУЗов

Кто производит оплату труда руководителя производственного обучения от бюджетной организации, в которой проходит производственное обучение учащихся, и за счет каких средств Вид производст-венного обучения Специаль-ность, по которой обучаются учащиеся Условия обучения учащихся (на бюджетной или платной основе)
1. Оплату труда производит бюджетная организация, в которой учащиеся проходят производственное обучение, за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых ей на эту цель в соответствии с бюджетной сметой. Основание: договор об организации производственного обучения учащихся с ПТУЗом; приказ руководителя бюджетной организации о зачислении учащихся на производственное обучение. Типовой договор об организации производственного обучения учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.03.2003 № 19 (с изменениями от 16.04.2009) (далее - Типовой договор) Начальный и основной периоды производственного обучения Независимо от специальности (профессии) Независимо от условий обучения
2. Оплату труда производит ПТУЗ из средств республиканского или местного бюджета, выделяемых ему на эту цель в соответствии с бюджетной сметой. Основание: договор об организации производственного обучения учащихся с бюджетной организацией; договоры гражданско-правового характера, заключаемые между ПТУЗом и работниками бюджетной организации, осуществляющими руководство производственным обучением; акты приемки выполненных работ по договорам гражданско-правового характера Заключительный период производственного обучения (производственная практика) Независимо от специальности (профессии) Независимо от условий обучения

 

Напомним, платная образовательная деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг не может быть осуществлена взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Оплата труда работников бюджетных организаций за руководство производственным обучением учащихся ПТУЗов (независимо от того, оплату производит ПТУЗ или организация, в которой учащиеся проходят производственное обучение) производится по ставкам почасовой оплаты труда.

Количество часов для оплаты труда руководителей производственного обучения зависит от численности учащихся (см. табл.2 и табл.3).

Оплата производится ежемесячно пропорционально сроку проведения производственного обучения, определенному для каждой специальности (профессии) в рабочих учебных планах.

 

Таблица 2. Количество часов для оплаты труда руководителя производственного обучения, осуществляющего его общее руководство

Количество учащихся за весь период производственного обучения Количество часов
от 11 до 20 25
от 21 до 30 30
от 31 до 40 40

 

Таблица 3. Количество часов для оплаты труда руководителя производственного обучения, осуществляющего его непосредственное руководство в структурных подразделениях организации

Количество учащихся Количество часов
до 4 4 часа в неделю
от 5 до 7 8 часов в неделю
от 8 до 10 12 часов в неделю

 

Ставки почасовой оплаты труда работников бюджетных организаций за руководство производственной практикой учащихся ПТУЗов определены в таблице 4 "Ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и руководство производственной практикой (производственным обучением) в организациях, финансируемых за счет средств бюджета" приложения 24 "Тарифные разряды и коэффициенты межотраслевых организаций, находящихся на бюджетном финансировании" к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями" (с изменениями от 28.05.2009) (извлечение см. в табл.4).

 

Таблица 4. Ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и руководство производственной практикой (производственным обучением) в организациях, финансируемых за счет средств бюджета

Контингент обучающихся

Ставка почасовой оплаты труда (в процентах от тарифной ставки 1-го разряда)

профессор, доктор наук доцент, кандидат наук лица, не имеющие ученой степени
1. Учащиеся учреждений (их подразделений), обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, слушатели учреждений (их подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, занимающие должности, требующие среднего специального образования 11,0 10,0 9,0

При проведении производственного обучения в организациях ПТУЗ обеспечивает в установленном порядке совместно с организацией питание учащихся.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.1993 № 89 "О материальном обеспечении учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и индустриально-педагогических колледжей" (с изменениями от 23.11 2008) (далее - постановление № 89) предусмотрено обеспечение учащихся ПТУЗов, обучающихся не менее 10 месяцев, одноразовым горячим питанием, а учащихся этой категории из малообеспеченных семей (средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий год не превышает 100% утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря предшествующего года), а также иногородних, обучающихся в ПТУЗах, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, - трехразовым горячим питанием в учебные дни в соответствии с натуральными нормами и в пределах денежных норм расходов на питание, устанавливаемых правительством.

При невозможности организации горячего питания во время прохождения производственного обучения руководителям ПТУЗов разрешено выплачивать учащимся, названным выше, денежную компенсацию исходя из установленных денежных норм расходов на питание (без повышающего коэффициента). В иных случаях выплата денежной компенсации взамен горячего питания во время обучения не производится.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2002 № 22 (с изменениями от 06.11.2007) утверждено Положение о порядке обеспечения трехразовым горячим питанием учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, из малообеспеченных семей.

Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2000 № 24/57 (с изменениями от 20.10.2008) утверждено Положение об организации питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.

На основании постановления № 89 предусмотрено также выдавать учащимся ПТУЗов при прохождении производственного обучения (производственной практики) спецодежду, спецобувь, другие средства индивидуальной защиты по нормам, установленным для рабочих соответствующих отраслей и профессий, за счет средств учебного заведения.

За учащимися в период производственного обучения сохраняется право на получение стипендии.

 


Оформление документов, являющихся основанием для оплаты труда руководителей производственного обучения от организации

 

Перечень документов, являющихся основанием для оплаты труда руководителей производственного обучения от бюджетной организации, в которой проходит производственное обучение учащихся ПТУЗов, в случаях, когда оплату труда производит эта бюджетная организация, а также ПТУЗ, приведен в табл.1.

Из числа документов, перечисленных в табл.1, утвержден лишь Типовой договор.

Формы договоров гражданско-правового характера, заключаемых между ПТУЗом и работниками бюджетной организации, осуществляющими руководство производственным обучением, актов приемки выполненных работ по договорам гражданско-правового характера разрабатывают ПТУЗы.

Напомним, что обязанность по заключению договоров гражданско-правового характера с работниками организаций, в которых учащиеся проходят производственное обучение, предусмотрена Положением № 1487.

При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам" (с изменениями от 25.06.2009).

ПТУЗам, осуществляющим платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, следует знать, что в соответствии с подп.3.19 п.3 ст.3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее - Закон о налогах на доходы и прибыль) к учитываемым при налогообложении затратам на оплату труда относятся и суммы вознаграждения гражданам за выполнение ими работ (оказание услуг) по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с гражданами за выполненную работу (оказанную услугу) производятся непосредственно самой организацией. При этом размер вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (оказание услуг) и платежных документов.

Обязательно ли для целей налогообложения наличие сметы по договорам подряда? Ответ на этот вопрос дает письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.03.2009 № 2-2-18/247 "О налогообложении", согласно которому для целей налогообложения наличие сметы на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным, кроме договоров подряда, работы (услуги) по которым однофункциональные и не требуют расшифровки (перечисления) составляющих их видов работ при условии, что в договоре указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Исходя из вышеизложенного, суммы начисленного вознаграждения гражданам за выполненные ими работы (оказанные услуги) по заключенным с ними договорам подряда в некоторых случаях не могут быть отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, если отсутствует смета.

Наличие сметы является также обязательным условием для определения размера вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) гражданами по договору подряда для отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета в силу норм подп.14.1.24 п.14 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151.

При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать также нормы законодательства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исчерпывающий перечень граждан, чья жизнь или здоровье подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен в п.243 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (с изменениями от 25.06.2009) (далее - Положение о страховой деятельности). В этот перечень включены граждане, работающие по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя (то есть граждане, работающие по гражданско-правовому договору под контролем страхователя за безопасным ведением работ).

Подчеркнем, физические лица, работающие по договорам гражданско-правого характера, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии у заказчика (страхователя) обязанности по осуществлению контроля за безопасным ведением ими работ.

На эту особенность договоров гражданско-правового характера с физическими лицами обращено внимание в п.3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 01.10 2008), в котором сказано, что обязанность по осуществлению контроля за безопасным ведением работ может быть возложена на страхователя техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, либо предусмотрена в гражданско-правовом договоре. Если работа выполнялась гражданином (группой граждан) по гражданско-правовому договору без обязанности заказчика по контролю за ее безопасным ведением, ответственность за наступление вредных последствий определяется по нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Из сказанного можно сделать вывод, что заказчик не во всех случаях обязан предоставлять рабочее место, контролировать безопасность и уплачивать страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Например, если оказание услуг ПТУЗам по руководству заключительным циклом производственного обучения (производственной практикой) осуществляется не на территории ПТУЗа (заказчика) и не требуется контролировать безопасность выполнения таких услуг, то и обязательств по уплате страховых взносов не возникает.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.