Оформление документов, являющихся основанием для оплаты труда руководителей производственного обучения от организации
Перечень документов, являющихся основанием для оплаты труда руководителей производственного обучения от бюджетной организации, в которой проходит производственное обучение учащихся ПТУЗов, в случаях, когда оплату труда производит эта бюджетная организация, а также ПТУЗ, приведен в табл.1.
Из числа документов, перечисленных в табл.1, утвержден лишь Типовой договор.
Формы договоров гражданско-правового характера, заключаемых между ПТУЗом и работниками бюджетной организации, осуществляющими руководство производственным обучением, актов приемки выполненных работ по договорам гражданско-правового характера разрабатывают ПТУЗы.
Напомним, что обязанность по заключению договоров гражданско-правового характера с работниками организаций, в которых учащиеся проходят производственное обучение, предусмотрена Положением № 1487.
При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам" (с изменениями от 25.06.2009).
ПТУЗам, осуществляющим платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, следует знать, что в соответствии с подп.3.19 п.3 ст.3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее - Закон о налогах на доходы и прибыль) к учитываемым при налогообложении затратам на оплату труда относятся и суммы вознаграждения гражданам за выполнение ими работ (оказание услуг) по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с гражданами за выполненную работу (оказанную услугу) производятся непосредственно самой организацией. При этом размер вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (оказание услуг) и платежных документов.
Обязательно ли для целей налогообложения наличие сметы по договорам подряда? Ответ на этот вопрос дает письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.03.2009 № 2-2-18/247 "О налогообложении", согласно которому для целей налогообложения наличие сметы на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным, кроме договоров подряда, работы (услуги) по которым однофункциональные и не требуют расшифровки (перечисления) составляющих их видов работ при условии, что в договоре указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Исходя из вышеизложенного, суммы начисленного вознаграждения гражданам за выполненные ими работы (оказанные услуги) по заключенным с ними договорам подряда в некоторых случаях не могут быть отнесены на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, если отсутствует смета.
Наличие сметы является также обязательным условием для определения размера вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) гражданами по договору подряда для отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета в силу норм подп.14.1.24 п.14 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 № 210/161/151.
При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать также нормы законодательства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исчерпывающий перечень граждан, чья жизнь или здоровье подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен в п.243 Положения о страховой деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 "О страховой деятельности" (с изменениями от 25.06.2009) (далее - Положение о страховой деятельности). В этот перечень включены граждане, работающие по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя (то есть граждане, работающие по гражданско-правовому договору под контролем страхователя за безопасным ведением работ).
Подчеркнем, физические лица, работающие по договорам гражданско-правого характера, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии у заказчика (страхователя) обязанности по осуществлению контроля за безопасным ведением ими работ.
На эту особенность договоров гражданско-правового характера с физическими лицами обращено внимание в п.3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями от 01.10 2008), в котором сказано, что обязанность по осуществлению контроля за безопасным ведением работ может быть возложена на страхователя техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, либо предусмотрена в гражданско-правовом договоре. Если работа выполнялась гражданином (группой граждан) по гражданско-правовому договору без обязанности заказчика по контролю за ее безопасным ведением, ответственность за наступление вредных последствий определяется по нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Из сказанного можно сделать вывод, что заказчик не во всех случаях обязан предоставлять рабочее место, контролировать безопасность и уплачивать страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Например, если оказание услуг ПТУЗам по руководству заключительным циклом производственного обучения (производственной практикой) осуществляется не на территории ПТУЗа (заказчика) и не требуется контролировать безопасность выполнения таких услуг, то и обязательств по уплате страховых взносов не возникает.
Производственное обучение учащихся птузов
Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (далее - ПТУЗ), могут быть государственными и частными.
В публикации речь идет о государственных ПТУЗах, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
В соответствии со ст.33 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 № 216-З "О профессионально-техническом образовании" (далее - Закон № 216-З) дополнительными источниками финансирования государственных ПТУЗов являются:
доходы, получаемые от осуществления платной образовательной деятельности и иной деятельности, не запрещенной законодательством. Причем платная образовательная деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг не может быть осуществлена взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета;
добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Профессионально-техническое образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на общее и профессиональное становление и развитие личности, завершающийся подтверждением достижения гражданином (обучающимся) установленных государством уровней образования и квалификации рабочих (служащих). Такое определение приведено в подп.1.1 п.1 ст.1 Закона № 216-З.
Согласно п.1 ст.11 Закона № 216-З к ПТУЗам относятся:
профессионально-технические училища;
профессиональные лицеи;
профессионально-технические колледжи.
Определения названных выше видов ПТУЗов приведены в подп.1.3-1.5 ст.1 Закона № 216-З, а также в подп. 16.1-16.3 п.16 Положения об учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 № 57 (с изменениями от 03.11 2008) (далее - Положение № 57).
В числе профессионально-технических училищ имеются специальные профессионально-технические училища.
Профессионально-техническое училище, обеспечивающее получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования и профессиональной подготовки учащихся, к которым применены принудительные меры воспитательного характера, называется специальным учебно-воспитательным учреждением (подп.1.8 п.1 ст.1 Закона № 216-З).
В силу подп.16.3 п.16 Положения № 57 профессионально-техническое образование и профессиональная подготовка лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется в профессионально-технических училищах, находящихся на территории этих учреждений, а несовершеннолетних, осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера, - в специальных учебно-воспитательных учреждениях Министерства образования Республики Беларусь - специальных профессионально-технических училищах закрытого типа.
Примерный устав специального учебно-воспитательного учреждения утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2003 № 1597 (с изменениями от 27.11.2007).
Профессионально-технические колледжи могут также осуществлять образовательную деятельность на уровне среднего специального образования. Порядок функционирования такого колледжа регулируется Положением № 57, а в части, не урегулированной данным нормативным актом, - Положением об учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.09.2002 № 40 (с изменениями от 05.12.2007), и иными актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы получения среднего специального образования.
В соответствии со ст.12 Закона № 216-З подготовка рабочих (служащих) в ПТУЗах осуществляется на основании следующих договоров:
договора о подготовке рабочих (служащих) между государственным ПТУЗом и организацией - заказчиком кадров за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
договора о подготовке рабочего (служащего) между гражданином, организацией - заказчиком кадров и государственным ПТУЗом за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе договора о целевой подготовке рабочих (служащих)).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2008 № 1546 утверждено Положение о базовой организации учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического и (или) среднего специального образования.
Инструкция о порядке заключения договоров о подготовке рабочих (служащих) в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.03.2004 № 11 (с изменениями от 24.12.2008).
В целях дальнейшего развития профессионально-технического образования постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2006 № 422 утверждена Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.