Экономическая социальная политика: проблемы согласования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время все большую общественную поддержку получает точка зрения в пользу реализации целенаправленной экономико-политической стратегии всеобъемлющего перехода к постиндустриальному и одновременно социально ориентируемому рыночным порядкам. переход к постиндустриальному не может быть сопряжен с кардинальными структурными изменениями. В ближайший перспективный период достижение устойчивых темпов экономического роста становится возможным в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, прежде всего прекращения падения и дальнейшего увеличения доли перерабатывающих отраслей в промышленности, кардинального повышения роли высокотехнологичных отраслей, постепенного снижения доли первичных отраслей и существенного ослабления зависимости экономики от экспорта первичных ресурсов.

Рациональность структуры рыночного хозяйства на постиндустриальной стадии развития определяется следующими характеристиками:

1. Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию достижений новейшего этапа научно-технической революции.

2. Вымывание многих традиционных методов производства и целых отраслей, замена ряда массовых ресурсов новыми искусственными материалами.

3. Создание новых продуктов и усовершенствование ранее выпускаемых исходя из требования максимального разнообразия и повышение качества при параллельном создании новых рабочих мест.

4. Рациональное сочетание крупных, средних и малых промышленных предприятий за счет оптимального сочетания материало-энерго и трудосберигающих технологий и оптимального приспособления к изменениям спроса посредством диверсификации производства и выхода на новые рынки.

5. Формирование аграрного сектора, полностью отвечающего современным рыночным стандартам.

6. Становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации.

7. Формирование инновационной сферы, служащей генератором авангардных технологий на основе постоянного роста эффективности затрат на НИОКР.

Достижение рассмотренных целей структурной трансформации в рамках рыночной сферы неизбежно будет связанно с решением социальных проблем. Особую важность имеет фактор человеческого капитала. Постиндустриальное преобразование производственной сферы будет неизбежно связанно с повышением квалификации используемого персонала, так и с уменьшением его численности. Так что проблема занятости во многих промышленных отраслях будет крайне значимой в социальном плане. Усилится позитивная зависимость национального экономического успеха от преодоления бедности, сокращения дифференции доходов, совершенствования системы образования и улучшения других социальных факторов. Трансформация Российской экономики в направлении к современному постиндустриальному типу обязательно предполагает преодоление сложившихся структурных деформаций, прежде всего, в отношении первичных отраслей, бывшего ВПК и аграрного сектора. Следовательно, долгосрочные императивы структурных преобразований требуется дополнить промежуточными целями на среднесрочную перспективу, прежде всего, прежде всего определяющими направление преодоления структурных деформаций.

Один из возможных вариантов набора основных промежуточных целей структурного рыночного реформирования выглядит таким образом:

1. Достижение современных стандартов ресурсосбережения в первичных отраслях на принципах комплексного использования в максимальном приближении его к источникам.

2. Завершение конверсии на рыночных принципах в конкурентоспособном секторе бывшего ВПК (в авиационной, космической, химико-технологической, медико-биологической промышленности и др.) и его выхода на внешние рынки.

3. Сокращение мощностей в депрессивных отраслях и подотраслях (угольной, частично судостроительной, металлургии, нефтехимии, текстильной промышленности) и создание конкурентно способной среды в отношении оставшихся производителей.

4. Достижение современного уровня развития перерабатывающей сельскохозяйственной промышленности, в целом реформирование аграрного сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам законодательства.

5. Техническое переоснащение в соответствии с современными требованиями подотраслей магистральной инфраструктуры.

6. Завершение создания необходимой инфраструктуры для эффективного функционирования малого бизнеса.

7. Формирование остова инновационной сферы, адаптированной к современному рынку.

Вместе с тем крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т. д. выдвигаются цели обеспечения уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому рынку. Принципиально важно, что целевые ориентиры будут определять конкретные направления политических действий в рамках определенных секторов и сегментов рынка и социальной сферы. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики становится возможным на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев принятия решения двух рассматриваемых направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое серьезное политическое решение призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов. При этом необходимо принимать в расчет двойственный, неоднозначный характер их влияния друг на друга. Так, например, использование инструментов структурной промышленной политики сопряжено, с одной стороны, с повышением конкурентоспособности отечественных производителей, ростом промышленного выпуска и, соответственно, увеличением ресурсов накопления для социального развития в будущем, с другой стороны, повышением финансовых заимствований государства, давлением на цены и уменьшением текущего финансирования социальной сферы. В отечественной практике отрыв решения, касающихся экономико-политической деятельности, от объективно связанных с ними решений, касающихся социальной сферы наблюдается, к сожалению, повсеместно. Очевидно, наиболее предпочтительным является тот вариант согласования экономико-политических и социально-политических действий, при котором достигается максимально положительный результат взаимодействия экономических и социальных процессов или минимально результирующий эффект такого взаимодействия. Безусловно, проблема оценки взаимодействия рассматриваемых политических инструментов крайне сложна. В современных условиях вследствие фактора неопределенности крайне трудно предсказать сами количественные параметры, характеризующие взаимовлияние рыночных и социальных процессов. Выход из положения может быть найден путем программирования политических решений. К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной реализации системы общенациольного государственного прграмирования. В их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования. Следовательно, для успешного проведения масштабных структурных преобразований большое значение имеет конкретизация взаимосогласованных общенациональных целей экономической и социальной политики в рамках среднесрочного прогнозирования индикативного плана.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.