Понятие и основные функции туроператора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Туроператор – субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и туристского рынка, активно осуществляющий на основе лицензии деятельность по планированию, разработке, продвижению и реализации туристского продукта с коммерческими целями.

Функции, выполняемые туроператорами, детально рассмотрены в работе Д. С. Ушакова[131]. Рассмотрим их ниже с сокращениями и авторскими комментариями. Основной задачей туроператора является планирование предстоящего тура, то есть создание упорядоченного по времени, отвечающего требуемому и ценному для туриста составу и качеству графика предоставления заявленных услуг.

Не менее значимой является присущая только туроператорам функция ценообразования на туристском рынке. Возможности каждого туроператора в сфере ценообразования различны и определяются рядом субъективных и объективных факторов. Прежде всего, это объемы работы туроператора. Большое количество регулярно отправляемых туристов может позволить туроператору увеличивать размеры блоков мест в отелях и транспортных средствах, а, в конечном счете, даже открывать собственные представительства на популярных курортах. Крупные туроператоры являются законодателями цен на туристских рынках. Другими факторами, влияющими на ценообразование, являются: наличие у оператора крупной агентской сети; наличие эксклюзивных договоров с поставщиками услуг; определенные связи и уникальные права на представительство; использование новейших технологий работы и др.

Функция продвижения турпродукта является важнейшей формой маркетинговой активности туроператора. Именно благодаря маркетинговой деятельности туроператоров прочим субъектам туристского рынка (туристам, турагентам, конкурентам, поставщикам услуг, органам власти и др.) становится известно о динамике изменений конъюнктуры туристского рынка (цены, ассортимент туров, формы сотрудничества, внедрение новых технологий продаж, продвижения и др.). При этом применяется большое количество маркетинговых инструментов – PR, реклама, стимулирование сбыта, выставочно-ярмарочная деятельность и т. д.

Информативная функция современных туроператоров проявляется в том, что в ходе разработки, продвижения и реализации туров туроператор распространяет на рынке все возможные данные (например, отличительные черты туров, туристский потенциал курортов и туристских центров, культура и традиции местного населения, процедура оформления документации и др.), зачастую малоизвестные, либо вообще ранее не известные, полученные в результате кропотливой работы туроператора как с вторичными источниками информации, так и в ходе командировок и ознакомительных поездок.

Новаторская функция туроператоров выражает стремление любой коммерческой организации к выживанию в изменяющихся рыночных условиях, требующее мониторинга конъюнктуры туристского рынка и своевременной модификации существующего или создание принципиально нового турпродукта, максимально отвечающего существующим потребностям туристов, многоуровневая продажа которого не потребует кардинальных структурных изменений в работе агентской сети.

Существует негласное правило, что новый турпродукт всегда должен быть направлен на удовлетворение потребностей определенного сегмента туристского рынка, имеющего тенденцию если не к динамичному росту, то, как минимум, к стабильности своей емкости. Также новый продукт должен иметь возможности для последующей своей модификации, поскольку именно это его качество позволит туроператору оставаться лидером по продажам данного направления в будущем в условиях конкурентной борьбы. В любом случае, борьба туроператоров за клиентов, их коммерческие интересы только способствуют увеличению ширины (количество предлагаемых туристских направлений) и глубины (количество видов туров в одном туристском направлении) туристского ассортимента.

Являясь предприятиями с довольно крупным оборотом денежных средств, со значительным штатом работников, туроператоры не могут не выполнять бюджетообразующей функции. Операторы, занимающие лидирующее положение на региональном туристском рынке, обеспечивают солидные денежные поступления в бюджеты этих регионов или государств за счет налоговых сборов и валютных поступлений. Кроме того, туроператоры способствуют созданию огромного количества рабочих мест в гостиничной индустрии, ресторанном бизнесе, сфере досуга и развлечений, сфере транспортных перевозок и др.

Интегрирующая функция туроперейтинга состоит в его способности прямо или косвенно определять принципы внешней политики стран, их приоритеты и курс на мировой внешнеполитической арене. Являясь не только формой внешнеэкономических связей, но и эффективным средством культурного, социального, научного обмена, международный туризм зачастую способен сделать больше, чем дипломатические переговоры на самом высоком уровне.

Из числа функций, приобретенных туроператорами совсем недавно, характерных в большей степени для постиндустриальных экономических систем, можно выделить операторское лобби. Его смысл имеет много общего с политическим толкованием данного термина. Туроператоры получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики. Среди направлений туроператорского лобби, прежде всего, можно выделить поставщиков туристских услуг. Туроператор определяет направления деятельности отелей, авиакомпаний, предприятий питания, предоставления туристских услуг и работ. В свою очередь, предприятия-поставщики туристских услуг, понимая свою зависимость от туроператоров, идут им на всяческие уступки – скидки, модернизацию и введение новых услуг и форм обслуживания и др.

Туроператорское лобби подстегивается также и ростом конкуренции между туристскими регионами, их стремлением завоевать симпатии и внимание со стороны крупных операторов, стать одним из направлений их работы. Власти многих регионов упрощают паспортно-визовые формальности, участвуют в совместных рекламных компаниях, частично возмещают стоимость чартерных перевозок при условии их рентабельной загрузки, гарантируют полную безопасность и максимальный комфорт пребывания и т. д.

Таким образом, туроператор в современном мире стал гарантом предоставления потенциальных клиентов многим предприятиям инфраструктуры туристской индустрии, что вполне заслуженно позволило ему превратиться в реальную силу, оказывающую давление как на функционирование зависимых предприятий, так и на политику властей.

Вместе с тем, туроперейтинг в определенной степени концентрирует и выполнение некоторых негативных функций, к коим следует отнести отмывание денег, легализация переводов денег за рубеж, организация незаконной эмиграции населения, нарушение потребительских прав туристов, элементарный обман и др. Вследствие этого, во всем мире определен перечень условий, выполнение которых необходимо для осуществления туроперейтинга.

Прежде всего, это признание туроперейтинга лицензируемым видом деятельности и определение государственного органа, имеющего разрешительные полномочия. Требования лицензирующего органа (а им могут быть министерства и ведомства, отделы и комитеты, лицензионные палаты, органы исполнительной власти) зависят от законодательства соответствующего государства или местности, но их условно можно разделить на три блока:

Ø предоставление документов, подтверждающих законность образования юридического лица – соискателя туроператорской лицензии. Прежде всего, это сведения об учредителях юридического лица, организационно-правовой форме, размерах уставного капитала, имуществе фирмы;

Ø подтверждение наличия в штате соискателя определенной доли работников, имеющих опыт работы в туризме, либо соответствующее образование, что является гарантией качества предоставляемых операторских услуг в дальнейшем;

Ø наличие или перспективы приобретения соискателем договорной базы для дальнейшего туроперейтинга.

Учитывая также степень рискованности туроперейтинга, связанной с работой самого оператора, производителей и поставщиков туристских услуг, форс-мажорными обстоятельствами, и возможность нарушения прав туристов со стороны фирмы в ходе работы, нанесения туристам морального вреда, законодательством многих стран мира в качестве требований к туроперейтингу установлены размеры финансовых гарантий туроператоров. Это определенная денежная сумма, вносимая туроператором либо в качестве депозита в банк, либо в форме гарантий финансовых организаций, которая служит финансовым резервом для покрытия незапланированных расходов туроператора. Размер такой суммы составляет от $100 до 500 тыс. Данная сумма производит отсев непрофессиональных и «подставных» туроператоров на рынке, тем самым, снижая конкуренцию и риск обмана.

Таким образом, туроператор занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование; организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредников – туристских агентов. Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя. Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты, формируют пакеты услуг и продают их прямо или косвенно различным пользователям с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги раздельно, выступая в этом случае как посредники (например, продажа экскурсионных, транспортных, гостиничных услуг).

 

Таблица 8.1.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 241.