Организация кассового обслуживания клиентов Банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

России

 

Банк России осуществляет кассовое обслуживание кредитных организаций, других юридических лиц (в дальнейшем по тексту - клиентов), которым в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации “ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” открыты в расчётно - кассовых центрах корреспондентские (субкорреспондентские), расчётные или другие счета.

Банк России устанавливает правила проведения эмиссионно -кассовой работы и кассового обслуживания клиента. Кассовое обслуживание клиентов осуществляется расчётно- кассовыми центрами на основе договоров, заключённых территориальными учреждениями Банка России или расчётно - кассовыми центрами с кредитными организациями, их филиалами ( приложение № 1) или организациями, учреждениями, предприятиями (приложение № 2) . Расчётно - кассовые центры плату за кассовое обслуживание с клиентов не взимают. Кассовое обслуживание клиентов в расчётно - кассовых центрах производится в течение операционного дня. Доставку денежных средств осуществляется клиентами самостоятельно или через службу инкассации и перевозки ценностей на договорных условиях.

* В расчётно - кассовых центрах создаются оборотные кассы, а с разрешения Банка России и резервные фонды банкнот и монет. Все наличные денежные средства, принятые в течение операционного дня от клиента, должны быть оприходованы в оборотную кассу и проведены по соответствующим счетам клиентов в тот же день. В учреждениях Банка России лимит оборотной кассы устанавливается в следующем порядке:

* Центральный банк Российской Федерации утверждает лимит оборотной кассы территориальным учреждениям Банка России;

руководитель территориального учреждения Банка России в пределах лимита оборотной кассы, утверждённого в целом по области, краю или республике, устанавливает лимит оборотной кассы для каждого подчинённого расчётно-кассового центра.

Письмо об установленной сумме лимита оборотной кассы направляет в подчинённый расчётно-кассовый центр и храниться у начальника расчётно-кассового центра. Об установленной сумме лимита делается надпись на обложке книги 0482120 за подписями начальника, главного бухгалтера, заведующего кассой расчётно-кассового центра.

Территориальное учреждение Банка России при утверждении лимита оборотной кассы подчинённым расчётно-кассовым центрам должно учитывать:

* обеспечение своевременного удовлетворения потребностей клиентов в наличных деньгах для расчётов по заработной плате и на другие нужды;

объём налично денежного оборота.

При необходимости руководитель территориального учреждения Банка России может в пределах установленного общего лимита для территориального учреждения перераспределить лимиты оборотных касс между подчинёнными расчётно-кассовыми центрами.

Лимит оборотной кассы устанавливается на конец дня. Превышение лимита остатка денег в оборотной кассе на конец дня не допускается. Если в расчётно-кассовых центрах в конце операционного дня фактический остаток денег в оборотной кассе превышает установленный лимит оборотной кассы, то вся сумма денег сверх лимита в тот же день перечисляется в резервный фонд, то есть изъимается из обращения.

На должностные лица расчётно - кассового центра, ответственные за сохранность ценностей (начальник расчётно - кассового центра, главный бухгалтер, заведующий кассой), возлагают обязанность по хранению денег и ценностей в резервных фондах и оборотной кассе.

Банк России в деле организации денежного оборота и кассового обслуживания клиентов преследует ряд задач:

- безусловная сохранность ценностей в резервных фондах и оборотной кассе;

- своевременное и полное зачисление на соответствующие счета клиентов наличных денег, поступивших в кассы расчётно - кассовых центров;

- своевременное удовлетворение законных требований клиентов на получение наличных денег;

- организация наиболее рационального оборота наличных денег и сокращение издержек на его осуществление;

- контроль за осуществлением купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям наличноденежного оборота;

- контроль за качеством денежной массы, находящейся в обращении (сортировка; экспертиза платёжеспособности банкнот и монеты, поступающих в кассы расчётно - кассовых центров; приём и обмен денежных знаков, имеющих явный брак предприятий Гознака);

- строго соблюдение Федеральных Законов Российской Федерации, требований соответствующих инструкций и других нормативных актов Банка России.

 

2.Организация работы управлений (отделов) эмиссионно - кассовых операций в территориальных учреждениях Банка России

 

 

Для организации кассовой работы и осуществления контроля за правильностью её постановки в подчинённых расчётно - кассовых центрах в составе территориального учреждения Банка России создаётся управление (отдел) эмиссионно- кассовых операций.

В управлении (отделе) эмиссионно-кассовых операций предусматриваются подразделения (специалисты), выполняющие задачи по следующим направлениям:

- организация кассовой работы;

- учёт эмиссионных операций;

- анализ и обеспечение платёжного оборота денежной наличностью;

- вопросы технической укреплённости кассовых узлов;

- организация экспертизы денежных знаков;

- механизация кассовых операций.

 

В практической деятельности управление (отдел) эмиссионно-кассовых операций руководствуется Федеральным Законом “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности”, Положением об управлении (отделе) эмиссионно-кассовых операций территориального учреждения Банка России и другие нормативные документы Банка России.

Начальник управления (отдела), назначаемый в установленном порядке, осуществляет руководство всей деятельностью управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций, организует его работу и несёт персональную ответственность за выполнение функций и задач, возложенных на управление (отдел).

Управление (отдел) в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

- организует надлежащее кассовое обслуживание кредитных организаций, а также других юридических лиц, являющихся клиентами расчётно-кассовых центров, и внедрение наиболее эффективных форм их кассового обслуживания в соответствии с указаниями и рекомендациями Банка России;

- обеспечивает координация деятельности расчётно-кассовых центров, кредитных организаций и подразделения инкассации по вопросам, входящих в компетенцию управления (отдела),путем организации совместных семинаров, деловых встреч, совещаний и других мероприятий;

- разрабатывает и осуществляет практические мероприятия по организации правильной постановке эмиссионно-кассовой работы в расчётно-кассовых центрах, обеспечивающие сохранность ценностей и соблюдение эмиссионно-кассового режима;

- проверяет организацию работы с денежной наличностью резервных фондов и оборотной кассы в расчётно-кассовых центрах и её соответствие нормативным актам Банка России;

- рассматривает случаи кассовых просчётов и нарушение эмиссионно-кассовой дисциплины, анализирует их причины и подготавливает руководству территориального учреждения Банка России предложения по устранению выявленных нарушений в расчётно-кассовых центров, улучшению организации кассовой работы и усилению сохранности ценностей;

- осуществляет контроль за устранением в расчётно-кассовых центрах недостатков, вскрытых ревизиями и проверками;

- рассматривает отчёты расчётно-кассовых центров, анализирует показатели, характеризующие состояние эмиссионно-кассовой работы в регионе, составляет отчёт Центральный банк Российской Федерации;

- осуществляет контроль за качеством денежных знаков, находящихся в обращении в регионе, а также соблюдение реасчётно-кассовыми центрами признаков платёжеспособности банкнот и монеты Банка России;

- оказывает расчётно-кассовым центрам методическую и организационную помощь, даёт разъяснения по применению нормативных актов по вопросам обеспечения сохранности ценностей, организации эмиссионно-кассовой работы и охраны;

- и т. д.

 

Функции управления (отдела) распределяются между его работниками, которые несут ответственность за состояние работы на закреплённом участке. Распределение функций производится начальником управления (отдела) эмитссионно-кассовых операций и функциональные обязанности вручаются под расписку каждому работнику управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций. Возложение на управление (отдел) эмиссионно-кассовых операций функций, не предусмотренных Положением, не разрешается.

Основными задачами управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций являются:

- проведение единой федеральной политики в области кассовых операций;

- координация и контроль кассовой деятельности в эмиссионно-кассовых центрах;

- бесперебойное удовлетворение потребностей денежного оборота в денежных знаках на соответствующих территориях.

Начальник управления (отдела) на основании имеющихся у него данных о состоянии кассовой работы, указания руководства, а также по материалам ревизий, проверок и обследований разрабатывает план работы управления (отдела), направленный на улучшение кассовой работы и усиление сохранности ценностей в подчинённых расчётно-кассовых центрах. План утверждается руководителем территориального учреждения Банка России или его заместителем, курирующим вопросы эмиссионно-кассовой работы.

Работники управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций проверяют работу каждого расчётно-кассового центра не реже одного раза в год. В ходе проверок они оказывают практическую помощь в правильной постановке кассовой работы, добиваясь устранения выявленных недостатков и нарушений в работе, как правило, в период проверки.

Начальник управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций территориального учреждения Банка России в пятидневный срок рассматривает материалы проверки расчётно-кассового центра, подготавливает предложения по ним, докладывает руководителю территориального учреждения Банка России или его заместителю, курирующему вопросы эмиссионно-кассовой работы, который в необходимых случаях принимает соответствующие меры.

Работники управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций осуществляют контроль за устранением выявленных недостатков в работе проверенного расчётно-кассового центра.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.