Внутренняя и внешняя среда организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зави­симость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.  

 Поскольку организация создается людьми, то все ее элементы и связи в той или иной мере имеют переменный характер. К переменным внутренней среды организации относятся:

· структуры (производства, управления),

· цели и задачи управления,

· тех­нологии,

· люди.

Структуры организации определяются логическим и количественным соотношением элементов системы и уровней управления. Управляемость организации определяется соотношением числа руководителей и подчиненных, числом людей, которые подчиняются одному руководителю, а также взаимоотношением времени принятия решений с временем перехода объектов управления в различные состояния, в том числе и прогнозируемые.

Управляемость, кроме того, зависит и от технологии. Технология – это любое средство (регламент, алгоритм, механизм), с помощью которого входящие в производство или орган управления элементы преобразуются в выходящие.

Важнейшая часть и внутренней, и внешней среды органи­зации — инфраструктура, т. е. комплекс элементов и связей, обеспечивающих условия жизнедеятельности коллектива орга­низации и обслуживающих основные процессы производства и управления. К инфраструктуре можно отнести коммуникации и организационную культуру, в составе которых огромная роль отводится людям, их знаниям, способностям и искусству взаи­модействия.

Организационная культура представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом дан­ная организация. Система норм и ценностей отдельного чело­века находится в сложной зависимости от его индивидуально­сти и личности (характер, взгляды, способности, образование и др.) и от установок и ценностей в организации, зависящих также от многих факторов, включая руководителей организа­ции. Все эти элементы в комплексе определяют поведение ра­ботников и успешность деятельности организации (рис. 2).

Важный элемент культуры — это ценности, т. е. общие убеждения по поводу того, что хорошо, что плохо или что без­различно в жизни. Ценности приобретаются при воспитании, образовании, социальных контактах и т. п.

 

Рис. 2. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности.

 

Организационная культура помогает решить задачи:

· координации, осуществляемой с помощью установленных процедур и правил поведения;

· мотивации, реализуемой путем разъяснения сотрудникам смысла выполняемой работы;

· профилирования, позволяющего обрести характерное отличие от других предприятий;

· привлечения кадров путем пропагандирования в среде пре­тендентов на рабочие вакансии преимуществ своего предприятия.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторона­ми, в том числе и в организационной культуре. Слабости необходимо преодолевать, используя имеющиеся сильные стороны.

В любом случае нужны коллективные мероприятия куль­турной направленности, в ходе которых с определенной осто­рожностью выясняется соответствие основных рычагов принятия решений собственной культуре, осуществляется их взаимная притирка и критически решается вопрос о стратегической адекватности внутрифирменной культуры.

 

 

SWOT-метод изучения сильных (Strengths) и слабых (Weakness) сторон организации, ее возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны окружения.

 


Таблица 2. Анализ факторов внутренней среды предприятия.

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

5 4 3 2 1 Высшая Средняя Низ шая 1. МАРКЕТИНГ:                 1.1. Известность компании на рынке +           +   1.2. Доля рынка     +       +   1.3. Репутация в отношении качества     +     +     1.4. Репутация в отношении обслуживания         + +     1.5. Реклама       +   +     1.6. Эффективность продаж       +     +   1.7. Эффективность НИОКР         +     + 1.8. Месторасположение         +     + 2. ФИНАНСЫ:                 2.1. Стоимость капитала         + +     2.2. Доступность капитальных ресурсов       +       + 2.3. Доходность капитала     +         + 2.4. Финансовая стабильность   +       +     3. ПРОИЗВОДСТВО:                 3.1. Современное оборудование   +         +   3.2. Удовлетворение покупательского спроса         + +     3.3. Соблюдение сроков поставок   +         +   3.4. Ассортимент продукции         + +     3.5. Затраты на производство       +       + 3.6. Технический уровень производства     +         + 4. ОРГАНИЗАЦИЯ:                 4.1. Квалификация руководства       +     +   4.2. Малый штат сотрудников         +   +   4.3. Квалификация и способности менеджеров       +   +     4.4. Реакция на изменение рыночной ситуации       +     +   4.5. Преданность работе сотрудников     +         + 4.6. Инициативность руководства   +         +   4.7. Оперативность принятия решений     +     +    

 

Таблица 3. Матрица анализа сильных и слабых сторон ЗАО «СКЦ»

 

Оценка качества

Очень слабое Слабое Нейтральное Сильное Очень сильное

Важность

Высшая 1.4., 2.1., 3.2., 3.4. 1.5., 4.3 1.3., 4.7. 2.4.  
Средняя 4.2. 1.6., 4.1., 4.4. 1.2. 3.1.,3.3., 4.6. 1.1.
Низшая 1.7, 1.8 2.2., 3.5. 2.3.,3.6., 4.5.    

Вывод: Как видно из матрицы анализа слабых и сильных сторон, слабые стороны предприятия преобладают над сильными. Надо отметить, что самыми проблемными факторами являются те, которые расположены в верхнем левом углу матрицы – проблемной области, это – 1.4., 2.1., 3.2., 3.4., 4.2., 1.5., 4.3., 1.6., 4.1., 4.4.

 

Таблица 4. Итог анализа деятельности ЗАО «СКЦ»

Факторы Сильные стороны Слабые стороны Последствия
МАРКЕТИНГ Известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка Низкий уровень обслуживания, низкая эффективность НИОКР, невысокая репутация в отношении качества, средняя эффективность продаж, имеет неудобное месторасположение, недостаточная реклама Падение уровня продаж, возможно, потеря клиентов
ФИНАНСЫ Высокая доходность капитала, финансовая стабильность Невысокая стоимость капитала, доступность капитальных ресурсов Благополучное финансовое состояние фирмы
ПРОИЗВОДСТВО Высокотехнологичное современное оборудование, своевременная поставка продукции Очень «скудный» ассортимент продукции, большие затраты на производство, невысокая степень удовлетворения покупательского спроса Потеря клиентов, увеличение стоимости продукции
ОРГАНИЗАЦИЯ Инициативное руководство, достаточно преданные организации работники Недостаточная квалификация руководства, среднего уровня (и ниже) квалификация и способности менеджеров, низкая реакция на изменение рыночной ситуации, больше необходимого число сотрудников Несокординированная работа фирмы

 

Вывод: Неважные показатели в сфере маркетинга. Желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации. Сильные стороны финансового фактора несколько превосходя слабые, необходимо отметить, что к преимуществам сильных сторон относится финансовая стабильность предприятия. Главный изъян - в производственном факторе – недостаточный ассортимент продукции, это приводит к тому, что компания не может полностью удовлетворить покупательского спроса. Существенным минусом организационного фактора является недостаточная квалификация руководства и менеджеров фирмы. Необходимо повышение квалификации в первую очередь менеджеров, а также руководства фирмы.

 

Успех организации в значительной степени зависит от учета внешних факторов. Как был отмечено выше, объектом и предметом исследования маркетинга и как функции управле­ния, и как части органа управления служат факторы внешней рыночной среды. С возникновением и развитием маркетинга руководители постоянно расширяют спектр требующих учета воздействий внешней среды. На рис. 3 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.

В среде прямого воздействия главное — это рынок и зако­ны, его регулирующие. Важно учитывать, что предприятие и рынок представляют собой две различные по своей природе формы координации экономической деятельности. Внутри предприятия отсутствуют рыночные отношения, их можно лишь имитировать для повышения эффективности производства.

 

При рассмотрении внешней среды и ее влияния на органи­зацию и экономику в целом в последнее время все больше учи­тывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы.

 

 

Рис. 3. Элементы среды прямого и косвенного воздействия.

 



Таблица 5. Анализ факторов внешней среды предприятия.

Факторы внешней среды

Оценка качества

Важность

5 4 3 2 1 Высшая Средняя Низ кая ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:                 1. ПОКУПАТЕЛИ:                 1.1. Крупные клиенты +         +     1.2. Мелкие клиенты   +         +   1.3. Угроза неплатежа со стороны покупателя       +     +   1.4. Угроза потери покупателя   +       +     1.5. Важность появления нового покупателя     +       +   1.6. Возраст покупателя     +         + 1.6.1. от 16 до 25 лет       +   +     1.6.2. от 26 до 45 лет +         +     1.6.3. от 46 до 55 лет     +       +   1.6.4. от 56 и старше         +     + 2. КОНКУРЕНТЫ:                 2.1. Преимущества   +       +     2.2. Слабость       +     +   2.3. Борьба с конкурентами     +       +   3. ПОСТАВЩИКИ:                 3.1. Надежность +         +     3.2. Необходимость поиска нового поставщика   +           + 3.3. Репутация +           +   3.4. Цены поставок   +       +     4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА:                 4.1. Устойчивость законов, по которым работает фирма     +     +     4.2. Возможность появления новых законов   +           + 4.3. Субсидии +         +     4.4. Налоги       +     +   ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:                 5. Уровень социально-экономического развития       +       + 6. Уровень научно-технического развития экономики       +     +   7. Уровень научно-технической развития отрасли       +     +   8. Экономические кризисы внутри страны         +     +

 

 

Таблица 6. Список основных угроз и возможностей

Угроза Возможность Последствия для фирмы Возможные меры для избежания угрозы или неиспользования возможностей
Потеря клиента   Финансовые потери, в случае потери крупного клиента – значительные; возможно, уменьшение з/платы сотрудников или сокращение штата. Падение репутации фирмы Всевозможные меры для удержания клиента: скидки, дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с клиентом
  Появление клиента Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств Скидки, рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок. Различного рода стимулирование для заключения сделки.
Преимущества конкурентов   Потеря клиентов как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами.
  Слабость конкурентов Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. При очень бедственном положении конкурента, предложить ему объединиться для устранения других конкурентов
Потеря поставщика   Срыв поставок, финансовые убытки, потеря клиентов, падение авторитета фирмы, поиск нового поставщика Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы
  Появление поставщика Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов Перезаключение договоров имеет смысл делать только тогда, когда новый поставщик имеет хорошую репутацию или значительно более выгодные условия для сотрудничества.
Введение дополнительных налогов   Повышение стоимости продукции Попытка получения налоговых льгот
  Предоставление государством субсидий Снижение стоимости продукции, расширение предприятия и увеличение объемов производства Попытка получения новых субсидий

 

Вывод: практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы. И наоборот, любая возможность дает фирме шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.

Вывод по SWOT- анализу:

Таким образом, проведя SWOT -анализ, мы пришли к выводу, что данная структура организации не удовлетворяет ее потребностям, вследствие чего структура подлежит реорганизации. Для чего будет утверждено новое штатное расписание, в котором на коммерческого директора дополнительно будут возложены обязанности инспектора по кадрам, в связи с чем, будет увеличен должностной оклад. А также будет исключена должность менеджера по продажам и введены две новые должности: менеджер по продажам (закупкам) компьютеров и менеджер по продажам (закупкам) оргтехники и периферии.

 


 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЗАО «СКЦ»

Иванов А.А.

 

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.