Россия — крупнейший поставщик энергетического сырья на мировой рынок. В настоящее время экспортируется 45,1% добываемой нефти, 34,3% газа, 9,5% угля, 9,8% автомобильного бензина, 52,2% дизельного топлива, 31,1% топочного мазута и около 0,7% производимой электроэнергии. ТЭК — это “валютный цех” страны, он обеспечивает почти половину всего российского экспорта. Начиная с 70-х годов валютная выручка за экспорт топливно-энергетических ресурсов стала своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия сбоев в отечественной экономике, латать социальные “дыры”.[10]
Исходя из того что экспорт ТЭР- это «валютный цех» страны, считаю целесообразным наглядно продемонстрировать влияние этих валютных поступлений на формирование бюджета страны и зависимость бюджетосостовляющих элементов от цен на нефть. Динамика российской экономики в 2000-2001 годах действительно довольно сильно зависела от цен на нефть (табл. 1.5.). Высокие мировые цены, а также значительный прирост физического объема экспорта в 2000 и 2001 годах привели к увеличению валютной выручки от продажи нефти на $60 млрд. 30% этой суммы было использовано для увеличения импорта. Остальные средства пошли в накопление: около $24 млрд. осело в резервах ЦБ, $ 10 млрд. осталось в корпоративном секторе и еще $8 млрд. попало в государственные резервы. Именно эти 70%, или свыше $40 млрд., различным образом впитавшиеся в экономику страны с уже почти рыночной инфраструктурой, сделали ее другой.
Таблица 1.5. Гибкость бюджета[11]
Цена Urals $/барр. | >23,5 | >18 | >14 | <14 | ||
Резерв заложенный в бюджет 2002 года, $ 3,5 млрд. (профицит) | Будет сформирован | Не будет сформирован | Не будет сформирован | Не будет сформирован | ||
Незащищенные расходы, $2 млрд. | Будут осуществлены | Будут осуществлены | Не будут осуществлены | Не будут осуществлены | ||
Общий профицит бюджета 2001 года, $4,5 млрд. | Не будет израсходован | Будет израсходован | Будет израсходован | Будет израсходован | ||
Выпуск еврооблигаций на сумму $2 млрд. | Нет необходимости | Нет необходимости | Необходим | Необходим | ||
Продажа активов, $ 1,5 млрд. | Нет необходимости | Нет необходимости | Необходима | Необходима | ||
Списание или реструктуризация необходимости долга Парижскому клубу или иное исключительное финансирование | Нет необходимости | Нет необходимости | Нет необходимости | Нет необходимости | ||
Резервы ЦБ | Рост на сумму $5 млрд. | Стабильны | Снижение на $2 млрд. | Снижение более чем на $4 млрд. | ||
Обменный курс руб./$ | Реальное укрепление на 5-10 | Реальное укрепление на 2-5% | Рост обменного курса в соответствии с темпом инфляции | Рост обменного курса в соответствии с темпом инфляции | ||
Закон о Государственном бюджете России на текущий год рассчитывался, опираясь на среднегодовую цену нефти Urals на уровне $23,5/барр. Однако в него встроен целый ряд механизмов, позволяющих бюджету приспосабливаться к изменению нефтяных цен в довольно широком диапазоне. Все, как это часто бывает а последнее время в России, будет зависеть от наличия политической воли пожертвовать некоторыми важными статьями бюджета.
При среднегодовой цене нефти на уровне $18/барр. бюджет будет сведен без профицита и запланированные резервы в размере $3,5 млрд., переходящие на будущий финансовый год, сформированы не будут. Более того, $2,5 млрд. резервов, доставшихся в наследство от 2001 года, придется потратить на финансирование расходных статей. И, наконец, правительству потребуется разместить еврооблигации на запланированную сумму в $2 млрд. Этот сценарий совсем не выглядит катастрофичным для бюджета.
При средней цене нефти выше $14/барр. потребуется уже реальное сокращение расходов. В дополнение к уже перечисленным источникам финансирования придется воспользоваться возможностью сокращения незащищенных расходных статей бюджета на сумму $2 млрд. и выставить на продажу государственную собственность на сумму $ 1,5 млрд. Сокращение расходов может отразиться на политической поддержке нынешнего руководства страны.
Только при цене Urals ниже $14/барр. придется задействовать не только все источники финансирования и пойти на все возможные сокращения расходов, но вновь вернуться к теме списания или реструктуризации долга Парижскому клубу. Иначе стабильность экономики окажется под угрозой. Чтобы успешно договориться с кредиторами, России необходимо сохранить хорошие отношения с крупнейшими странами-членами клуба, особенно с Германией.
Если России удастся успешно исполнить бюджет при всех описанных уровнях цены на нефть, то макроэкономические показатели страны останутся вполне приемлемыми. При средней цене нефти выше $23,5/барр. мы увидим возобновление роста резервов ЦБ и дальнейшее укрепление реального обменного курса рубля (превышение внутренней рублевой инфляции над темпами девальвации национальной валюты). Если же нефть подешевеет до уровня ниже $14/барр. (и если Россия добьется облегчения долгового бремени), то золотовалютные резервы несколько сократятся, а рубль будет девальвироваться вместе с инфляцией.
Важной является и роль ТЭК в формирование операций по экспорту, соответственно, затем формирующего текущий счет платежного баланса страны. И с этой точки зрения прогноз мировых цен на нефть в краткосрочном и долгосрочном аспекте, формирование текущего счета платежного баланса, то есть формирование позиций по экспорту и импорту нашей страны, и роль ТЭК, конечно, очень существенны. Прогнозы могут быть разные, но с немалой степенью неопределенности.
Нефтедобывающая промышленность является для наших кредиторов, да и не только для них, одним из наиболее привлекательных объектов размещения средств. По состоянию на 1 сентября 2000 года предприятия отрасли привлекли около 20 процентов всей величины банковских ссуд и займов нашей промышленности и по удельному весу фактически были первыми. Ну может быть, такой же удельный вес есть только у машиностроительных предприятий, приблизительно такой же. Но несмотря на то что привлекаются такие кредиты в нефтегазовом комплексе накопился ряд серьезных проблем, которые требуют существенных ресурсов, для того чтобы эта отрасль была эффективной на протяжении многих следующих лет.
Топливно-энергетическая отрасль является очень важной в российской экономике, и в последние годы благодаря именно этой отрасли, а во многом и благоприятной конъюнктуре цен на мировых рынках, в России наметилось существенное улучшение общей макроэкономической ситуации. Необходимо заметить, что период, который мы прожили после кризиса 1998 года, был трудным и стабильность, которая появилась в этом году, есть результат действий и правительства, и Центрального банка, когда проводилась достаточно взвешенная политика в области бюджетных расходов, налогов, денежно-кредитная, валютная политика, и все это дало результат, который мы сейчас наблюдаем. А наблюдаем мы в общем-то очень неплохие показатели, свидетельствуют о достаточно определенных, высоких показателях российской экономики за последние более чем 20 лет[12].
Говоря о существенной роли этого комплекса в формировании многих макроэкономических показателей, хотелось бы подчеркнуть, что не только эти структурные меры в последнее время составляют положительные сдвиги. К таковым надо отнести и увеличение расчетов деньгами в ряде секторов этого комплекса (а не путем заключния бартерных договоров и использования неденежных форм расчета). Это, бесспорно, способствовало некоторому улучшению состояния отрасли. И все-таки эти структурные меры (имеются в виду структурные с полным набором налоговых, инвестиционных моментов) должны быть дополнены. Эта отрасль должна с точки зрения и производительности труда, и научно-технического потенциала выйти на хороший мировой уровень. Ибо она составляет на сегодняшний день в нашей стране значительную долю в формировании очень многих показателей.
В целом, хотелось бы отметить, что роль топливно-энергетического сектора для нашей экономики, и не только экономики, а для всех наших людей, огромна. Через макроэкономические показатели видно, насколько существенна эта роль во всей экономике страны. Думаю, что функционирование отрасли на современных структурных началах, финансовых началах и формирование максимально эффективной научно-технической политики имеет очень важное значение для всей страны и в конечном счете для всего человеческого общества. Через инфляцию, через цены, которые формируют издержки во многих отраслях в последующем, мы во многом зависим от этого комплекса. Поэтому так важно, чтобы это понимание было у всех и чтобы все приложили достаточно усилий для того, чтобы в ближайшие годы мы обеспечили не только долгосрочный экономический рост в стране, но и снижение при этом инфляции. Это очень сложная, но выполнимая задача. При условии её выполнения повысятся реальные доходы населения.
Но к сожалению, в силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машинотехнических, в своем экспорте. Несмотря на разговоры о распродаже невосполнимых природных ресурсов России, экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений, и следовательно, основным источником финансирования импорта. Без валютных поступлений от экспорта в России будет затруднено ускорение технического прогресса и проведение структурных преобразований, что предполагает импорт различных машин, оборудования, комплектующих узлов и агрегатов. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров. Но чтобы обеспечить этот импорт, необходимо в значительных масштабах осуществлять экспорт продукции. В то же время отечественная обрабатывающая промышленность не готова взять на себя те объемы производства экспортной продукции, которые дают сырьевые отрасли экономики.
На данном этапе экономического развития нашей страны вопрос заключается не в том: вывозить или не вывозить топливно – энергетические ресурсы, а в обеспечении максимально возможной эффективности экспорта жидких углеводородов, угля и электроэнергии.
После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной эффективности реализации жидких углеводородов становится не только общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной промышленности России.
Традиционно в СССР и в России проблемы торговли нефтью и газом были не только и не столько экономическими, сколько политическими. Стратегия развития отрасли и экспортной политики определяется исходя из интересов сиюминутной внешней и внутренней политики страны и правящих групп. В настоящее время в стране отсутствует долгосрочная стратегия использования топливно-энергетических ресурсов. Правительство России не осознало необходимость проведения целенаправленной политики защиты интересов своих нефтегазовых компаний за рубежом. Руководители исполнительной власти еще не привыкли рассматривать топливно-энергетический комплекс как средоточие рабочих мест, как один из немногих конкурентоспособных сегментов отечественной экономики.
Топливные богатства российских недр — мощный рычаг, который можно и нужно использовать, но не для “латания дыр”, а для подъема экономики, коренного обновления технической базы, импорта новейших технологий, в том числе ресурсосберегающих и природоохранных, отвечающих вызовам современности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 250.