С 1.01.99 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. В нем реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы[7]:
- единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также на защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
- четкое разделение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
- приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
- однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;
- определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, - с другой.
Как говорилось ранее, налоговая система РФ подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решения по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, местные органы власти имеют право распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, НСП и д.р.), но они не могут изменять по своему усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Из этого следует, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы. То есть доходы федерального бюджета формируются только за счёт федеральных налогов (не считая неналоговых поступлений), а в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении местных бюджетов: кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ, в отдельных случаях - Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы на отдельные виды минерального сырья и т.д.). Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на льготу возлагается на налогоплательщика.
Региональные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих регионов.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов или иных административно-территориальных образований.
Часть местных налогов должны применяться на всей территории России (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправления (налог с продаж, налог на рекламу и др.).
Органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.[8]
Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по признаку переложимости - прямые и косвенные; по источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара, на себестоимость продукции, на чистую прибыль; по периодичности взимания - регулярные и нерегулярные.
Также стоит отметить, что налогоплательщики несут ответственность за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 173.