Международная школа управления и бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международная школа управления и бизнеса

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Макроэкономика"

Т Е М А:

"Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства"

Выполнил: Суханов Д.А.             .

группа: МБ-23                         .

Проверил: доцент Винокурова Т.К.

 

МОСКВА 2000г.

План

Введение................................................................................................................3

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики..............................................................................................................4

1.1. Сущность налогов...........................................................................................4

1.2. Функции налогов............................................................................................6

1.3. Виды налогов..................................................................................................8

II. Налоговая система России..............................................................................10

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком.................................................................................................10

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.........18

III. Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ..................20

3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса РФ...........20

3.2. Мнение российских экономистов..................................................................25

Заключение...........................................................................................................26

Список используемой литературы.......................................................................28
Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к. любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.

В наши дни ведётся активная разработка налогового кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 01.01.99, а вторую планируется ввести с 1 января 2001 года. Здесь приведены мнения некоторых российских ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, такой как изданные конспекты лекций, учебные пособия, а так же множество периодических изданий, например журналы «Эксперт», «Консультант плюс», «Главный бухгалтер», «Всё о налогах», «Бухгалтерский учёт» и т.п. При написании курсовой работы за базу было взято учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника[1].

Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ, выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых стран мира.

 

 


I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

Сущность налога

Налоги - важная экономическая категория, исторически связан­ная с существованием и функционированием государства.

Первый сущностный признак налога - отношение власти и подчинения. В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.).

Второй признак налогов - смена собственника. С помощью на­логов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. На­пример, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользова­ния материальными и нематериальными объектами, ни права како­го-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот при­знак отличает налоги от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).

Взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд обязательного медицинского страхо­вания, Фонд занятости) не относятся к налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.

Для изучения каждого налога необходимо выделить его элемен­ты:

- субъект налога;

- носитель налога;

- объект налога;

- источник налога;

- единица (масштаб) обложения;

- ставка налога;

- оклад налога;

- налоговый период;

- налоговая квота (бремя налога);

- налоговая льгота;

- налоговая политика;

- налоговый кадастр;

- система налогов.

Субъект налога - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.

Носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачи­вающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительно­сти субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример - косвенный на­лог: субъект налога - производитель или продавец товара, носитель - потребитель товара.

Объект налога - имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: не­движимое имущество, движимое имущество, пред­меты потребления, доходы.

Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица (масштаб) налога - часть налога, принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.

Ставка налога - размер налога, установленный на единицу на­лога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.

Оклад налога - сумма налога, взятая со всего объекта нало­га за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.

Налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога. На­логовая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как пока­зывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдель­ный налог и все налоги в целом.

Налоговая льгота - снижение размера налогообло­жения.

Налоговая политика - меры в области нало­гов, направленные на достижение каких-либо целей.

Налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности.

Система налогов - перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.

Функции налогов

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции:

1. Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов

2. Регулирующая функция - государственное регулирование экономики

3. Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. При помощи налогов в государственном бюджете собираются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значи­тельные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим образом, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от нало­гов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из обла­гаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав за­трат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Виды налогов

Вся совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оцен­ки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Федеративное устройство государства определяет организацию бюд­жетной системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сбо­ров. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[2]. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минераль­ного сырья;

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы от капитала;

· подоходный налог с физических лиц;

· взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственная пошлина;

· таможенная пошлина и таможенные сборы;

· налог на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

· лесной налог;

· водный налог;

· экологический налог;

· федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы включают:

· налог на имущество организаций;

· налог на недвижимость;

· дорожный налог;

· транспортный налог;

· налог с продаж;

· налог на игорный бизнес;

· региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц;

· налог на рекламу;

· налог на наследование или дарение;

· местные лицензионные сборы.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривает­ся свыше 50 налогов разных уровней.

Список используемой литературы

1. Автор, Налоговая эволюция, журнал «Эксперт», №8(221) 28 февраля, 2000

2. Винокурова Т.К., Конспект лекций по Макроэкономике, 2000

3. Журавлёв В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. – Санкт-Петербург: Политехника, 2000

4. Наумова Н.Н., Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая, журнал «Бухгалтерский учёт» №18, 2000

5. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие – 4е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и кредит, 2000

6. Черник Д.Г., Дадашева А.З. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 1999

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года. Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html

8. Степанов А. Налогам приказано собираться. http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml


[1] Налоги: Учеб. Пособие/Под ред. Д.Г. Черника. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000

[2] Д.Г. Черник, А.З. Дадашева Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь. 1999. – С.22 (В связи с тем, что изменения, внесённые в часть первую НК после её принятия очень значительны, они не были помещены в этот перечень)

[3] Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, С. 267.

[4] С. 268.

[5] С.272

[6] Д.Г. Черник Налоги, С.274

[7] Государственный бюджет: Конспект лекций/под ред. В.В. Журавлёва, Н.Т. Саврукова. – Санкт-Петербург: Политехника, 2000, С.25

[8] Перечень налогов относящихся к федеральным, региональным или местным налогам рассмотрен в параграфе 1.3 Виды налогов.

[9] Наумова Н.Н., Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая, журнал «Бухгалтерский учёт» №18, 2000 С.31

[10]  http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html Статья 241. Ставки налога

[11] Винокурова Т.К., Конспект лекций по Макроэкономике, 2000г.

[12] Автор, Налоговая эволюция, Эксперт, №8(221) 28 февраля 2000, с.34

[13] http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml Налогам приказано собираться


Международная школа управления и бизнеса

Дата: 2019-05-29, просмотров: 154.