Источники экологического права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно - правовые акты субъектов Федерации.

Следует назвать шесть периодов экологического законодательства:

       1. 1917 -1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

       2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;

       3. 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.

       4. 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе.

       5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.

       6. 1990 г. до настоящего времени.

 

5. Окружающая природная Среда как объект экологического
права.

       Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:

       планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

       установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

       установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

       предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

       возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Нормативные акты, регулирующие рациональное использование и охрану природных объектов, ресурсов и комплексов включают в себя основы законодательства, кодексы, Федеральные законы, Указы президента, постановления Правительства и иные нормативные акты, содержащие нормы экологического права.

Конституция РФ, конституционные акты субъектов федерации Нормативно-правовые акты органов власти, управления, местной администрации Иные (подзаконные) акты ведомственных органов управления  

Под экологизацией нормативно-правовых актов понимается внедрение эколого-правовых требований в содержание, нормативно-правового акта. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит закон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие законы.

Закон является комплексным головным законодательным актом прямого действия. Предметом регулирования служат экологические отношения. В регулировании этих отношений закон преследует три задачи:

       1. сохранение природной среды;

       2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

       3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Закон возглавляет систему экологического законодательства, а это значит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей Среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Закон принят Верховным Советом РФ в августе 1993 г., в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических прав граждан. В ст. 20, дающая право гражданам требовать назначения медицинской экспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой. Ст. 28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

Нормы Земельного кодекса разделяются на четыре группы.

Первая группа - нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения ( купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая - земельно-административные, регулирующие, управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель , их учета по количеству и качеству; третья - земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями; четвертая группа норм - земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.

Природный объект - составная часть окружающей природной среды, охраняемая действующим законодательством, обладающая признаками естественного происхождения и способный выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечить качество среды обитания человека. 

1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

       естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

       земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

       Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:

       планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

       установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

       установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

       предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

       возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 136.