Монреальский протокол и проблема озонразрушающих веществ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

                                                                                                                                

 

       Введение.

1. Экологическое право, нормы, принципы.

2. Основные принципы охраны окружающей природной среды.

3.  Система экологического законодательства.

4. Источники экологического права.

5. Окружающая природная Среда как объект экологического права.

6. Международные объекты экологического права.

7. Конституциюнные основы экологического права.

8. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства,
министерств и ведомств, органов местного самоуправления в
системе источников экологического права.

9. Международные правоохранительные организации, международные
конференции по охране окружающею среды.




Монреальский протокол и проблема озонразрушающих веществ.

11. Основные направления деятельности государства по осуществлению
экологической функции.

12. Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой
ответственности.
Заключение.

Литература.

 




ВВЕДЕНИЕ.

 

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

ПЕРВАЯ - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма названа - экономической.

ВТОРОЙ формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.

Экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Государственная экологическая стратегия РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана Среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

 

1996

2004 2010 2015 2020 2030 СFC 11, 12,113,114,115, и др. 100% 25% 25%

Полностью

        HCFC, 22,114в,123,122, 124,

Уровень производства =100 HCFC(89 г)+ 3%CFCFC(86г)

65 35 10 0.5 Полностью Бромхладоны2402 1211 1301 100 Полностью         Метилхлороформ 50

Полностью

        Тетрахлорметан 100% 15%

Полностью

                             

 

11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ.

В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ ПРИОБРЕЛИ ВАЖНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОНИ ЗАТРАГИВАЮТ ИНТЕРЕСЫ ВСЕХ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ. ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ МОГУТ ИМЕТ НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР. ПОЭТОМУ СЕЙЧАС ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ функции ГОСУДАРСТВА УДЕЛЯЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ.

Что касается непосредственно России, то вполне очевидно, что в республике очень уязвимая природная среда. Дальнейшее ухудшение экологической обстановки в РФ, по мнению экспертов, просто недопустимо - в результате антропогенных нагрузок практически на всей территории России нарушена способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие страны. Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства.

Выделение экологической функции в самостоятельную функцию государства в РФ говорит о той степени значимости, которую она приобрела за последнее время. Что же составляет содержание этой функции, каковы ее основные принципы и особенности в отличие от других функций государства.

Если говорить в широком смысле, то экологическая функция государства - это направления внутренней и внешней деятельности государства, осуществляемые, главным образом, правовыми средствами. В более узком смысле экологическая функция государства - это осуществляемое в экологической сфере объективно необходимое, целенаправленное, законодательно обусловленное направление (сторона) деятельности государства по обеспечению экологической безопасности. Объективность и необходимость этой стороны деятельности государства обусловлена реалиями современной жизни. Так, например, Россия, обладая богатыми природными ресурсами, остается экономически и экологически неблагоприятным государством. В частности, в стране растет противоречие между необходимостью дальнейших разработок залежей полезных ископаемых, особенно углеводородного сырья для разрешения топливно-энергетических потребностей республики, и улучшением экологической обстановки регионов. В этой связи потребность и разработка растут, а соблюдение благополучной экологической ситуации не сохраняется. И еще одно противоречие - общий экономический ущерб от нерационального использования и загрязнения окружающей среды доходит до 20% ВНП республики. В то же время остаются низкими государственные расходы на охрану окружающей среды.

Целенаправленность этой деятельности государства состоит в регулировании конкретных отношений - отношений в сфере взаимодействия общества и природы, для улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Другими словами, отношения, определяющие содержание экологической функции государства.

Рассматриваемое направление деятельности государства является законодательно обусловленным, ибо наряду с природоресурсовыми отраслями законодательства (земельным, водным, горным, лесным) и природоохранительным, органами законодательной власти РФ принимаются нормативные акты экологического содержания, определяющие дальнейшее направление развития законодательства о природе как экологического законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В основе осуществления экологической функции государства, определяющей ее содержание, лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за их нарушение.

Следует отметить, что экологическая функция государства существовала практически на всех этапах развития цивилизации. И хотя ранее в России она носила другое название - “природоохранительная”, “охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов” - имела несколько иные задачи, чем в данное время.

Если проследить историю развития экологической функции государства, мы заметим, что она проходит 4 этапа:

I этап - с 1917 по 1950 гг. - время консервативной охраны природы путем создания природных резерватов;

II этап - 1950 - 1980 гг. - время наиболее интенсивного загрязнения окружающей среды;

III этап - с 1980 по 1990 гг. - начало биосферного подхода к решению проблемы;

IV этап - с начала 90-х - масштабность и транснациональный характер многих проблем окружающей среды.

И на этом последнем этапе особенно актуальным является вопрос о создании наиболее оптимальной модели экологического управления для реализации экологической функции государства.

В отличие от функций многочисленных государственных органов, специализирующихся на определенной деятельности, экологическая функция осуществляется всем государственным механизмом в целом. Так, элементы реализации экологической функции мы можем встретить в деятельности любого государственного органа: парламента, Президента, принимающих различные законы, в работе местных представительных органов и различных общественных организаций, проводящих экологические акции.

Так, например, Закон “Об охране окружающей среды” разграничивают компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

Согласно Законам РФ объектом экологической деятельности государства является взаимосвязь и взаимозависимость между природой и обществом. Причем природа выступает не только как естественная среда обитания человека (земля, недра, вода, леса, иная растительность, животный мир, атмосферный воздух и т. д.), но и как продукт товарно-материального производства (полезные ископаемые, добытые из недр, древесина и т. д.), а общество выступает в качестве системы общественных отношений, складывающихся в сфере экологии (экологическое управление, экологическое воспитание, образование и т. д.).

Специальным объектом экологической деятельности является здоровье людей, которое сегодня напрямую связано с качеством окружающей экологической сферы.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Бразилии в июне 1992 года провозгласила как принцип в Декларации положение о том, что в центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормативных экологических, экономических условий его жизни. Это право закреплено в Конституции РФ. В целом, государство ста вит целью обеспечить соблюдение права на благоприятную окружающую среду на основе последовательного осуществления системы правых организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер.

В контексте права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды нуждается в толковании понятие “достоверная информация”. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Надо отметить, что такое положение неправомерно, ибо право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды является одним из узловых моментов в экологическом праве, и поэтому право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды должно быть возведено в ранг конституционных. Тем более что право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением, в своем содержании представляет единство следующих возможностей: а) определить вид (и объем) возможного поведения самого обладателя субъективного права; б) требовать соответствующего поведения (совершения определенных действий или, наоборот, воздержания от них) от других лиц (обязательного субъекта); в) прибегнуть в необходимых случаях к содействию соответствующих государственных органов для реализации второй возможности.

Экологические права граждан не всегда требуют определенных действий со стороны самих граждан. Этим правам корреспондирует закрепленная в Конституции РФ обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Так, Закон РФ “Об охране окружающей среды” устанавливает обязанность соответствующих государственных органов обеспечивать население необходимой экологической информацией. Но если конституционные экологические права не соблюдаются обязанными субъектами, граждане вправе требовать от них обеспечения такого соблюдения. Соответственно, граждане могут добиваться соблюдения своих прав от органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав, прежде всего, права на благоприятную окружающую среду, государство в лице законодательных органов создает систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений.

На данный момент экологическое законодательство РФ представляет собой совокупность нормативных актов, объединенных в интегрированную комплексную отрасль законодательства, регулирующих общественные отношения в области взаимодействия общества и природы для сохранения благоприятного качества окружающей природной среды для человека, создания условий рационального природопользования, сохранения природного баланса в интересах настоящего и будущего поколения.

 

12. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

      ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ИХ СООТНОШЕНИЕ - ЭТО СООТНОШЕНИЕ ЧАСТИ И ЦЕЛОГО.

В связи с этим возникает вопрос о том, какая отрасль законодательства регулирует экологические правонарушения, в частности, гражданско-правовые экологические правонарушения? Ответ на этот вопрос носит принципиальный характер. Дело в том, что каждая отрасль законодательства имеет собственный механизм воздействия на общественные отношения, а замена этого механизма одной отрасли законодательства другой ведет к замене всего механизма и через него - к неизбежному изменению в нормах права предписаний.

В случае, если для решения возникших в области тех или иных общественных отношений задач необходимо использовать возможности не одной, а двух отраслей законодательства, то нужно, помимо выбора этих отраслей, определить и принципы их соотношения в регулировании этих отношений, т. е. закрепить в общей форме, какие вопросы будет регулировать одна отрасль законодательства, а какие - другая.

До недавнего времени указанная проблема в литературе особой дискуссии не вызывала. Большинство авторов считало, что общественные отношения по поводу природных объектов являются едиными в своей основе. Природный ресурс как своеобразный объект права и экологических правоотношений является или цементируется признаком, который объединяет все отношения, связанные с его использованием и охраной, в единый комплекс отношений, урегулированных в связи с этим, и едиными нормами экологического права. Однако в последнее время данное положение стало оспариваться некоторыми учеными. Объясняется это, во-первых, переходом к рыночной экономике, постепенным освобождением от командно-административной системы управления хозяйством; во-вторых, введением права частной собственности категории земельных ресурсов. Так, В. С. Дозорцев пишет, что в настоящее время земельные отношения распались на регулируемые гражданским и административным правом, и основания для признания земельного права самостоятельной отраслью перестали существовать. По его мнению, в условиях административно-командной системы хозяйствования земельное право конструировалось и формировалось на основе сочетания норм гражданского и административного права. Теперь же земля стала объектом экономического оборота и попала в сферу действия гражданского оборота.

Аналогичное мнение с теми или иными правовыми оттенками высказывается в отношении других природно-ресурсовых отраслей права.

Безусловно, при командно-административной системе рыночные отношения не имели почвы для своего развития и совершенствования. Соответственно и гражданское право было приспособлено к деформированным экономическим отношениям, в которых господствовало административное начало.

В условиях перехода к рынку и освобождения от командно-административной системы возникает необходимость внесения принципиальных и качественно новых изменений в гражданское право. Эти изменения охватывают не только содержание гражданского права, но и сферу его действия. Однако это не означает, что в настоящее время нормы гражданского права стали всеобъемлющими и охватывают все виды имущественных отношений. С нашей точки зрения, по данной проблеме более правильных позиций придерживается Н. И. Краснов. По его мнению, приоритетность применения специального земельного законодательства в регулировании земельных отношений основывается на общественном сознании социальной функции земли в нынешних условиях, ее социальной значимости, объективно существующей ограниченности, на всеобъемлющей интенсификации современного использования земли, порождающим отрицательные экологические и иные последствия и т. д. Земля - это территориальный базис существования и деятельности людей, первичное, естественное и вечное, самовозобновляющееся средство производства.

Поэтому гражданское право и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений.

Гражданское право исходит из автономии воли субъектов права, недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, принадлежащего субъекту права, свободы распоряжения имуществом, свободы договоров и т. д. Земельное право исходит из наличия у субъекта собственности не только права, но и обязанности рационально использовать землю в соответствии с целевым назначением участков; их нормирования количества земли в собственности; государственного контроля за использованием и охраной земель; пространственно-территориального планирования использован земли; необходимости государственного контроля за совершением договоров по поводу земельных участков и регулирования земельного рынка: из особого порядка наследования сельскохозяйственных земель и т.д.

Таким образом, гражданское право основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное - на обеспечении рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности общества. Указанные различия между гражданским и земельным законодательством в разных странах мира имеют свои особенности, но в целой существуют в наше время независимо от социального строя и форм собственности. Только одни страны шли к этому путем модернизации степенного ограничения свобод частной земельной собственности, считавшейся им из прошлого, а другие- исходя из цивилизованного взгляда на нее всего мира. Именно эти различия лежат в основе приоритета применения земельного законодательства в регулировании земельных отношений.

Изложенное в полной мере относится и к характеристике других аграрно-правовых и природно-ресурсовых отраслей.

В ряде случаев некоторые авторы отнесение к сфере действия норм гражданского права земельных отношений том числе земельных нарушений как одного из важнейших видов экологических правонарушений, объясняют признанием земли недвижимостью и вовлечением ее а гражданский оборот. Однако с этим трудно согласиться. Признание земли недвижимостью нисколько не означает, что она утрачивает свои свойства как объект природы и предмет труда. При решении данной проблемы надо иметь в виду, что регулирование всего комплекса вопросов, связанных с правовым режимом земель как недвижимости, не под силу отдельно ни гражданскому, ни земельному законодательству. Кроме того, содержание правовой нормы, ее приоритетность определяется не только формой нормативного акта, но и характером регулируемого отношения. Не все нормы, например, помещенные в Гражданском кодексе, могут относиться к нормам гражданского права. Земельные правоотношения являются таковыми не потому, что они урегулированы нормами земельного права, а потому, что объект этих правоотношений - земля. То же самое можно сказать о горных, лесных, и водных правоотношениях.

Исходя из того, что земля, недра, леса и воды относятся к числу особых объектов права - природных объектов, некоторые авторы полагают, что земельные, горные, лесные и другие правоотношения не могут рассматриваться как имущественные отношения, а земля, недра и другие природные объекты как имущество. Это делается для разграничения предмета регулирования гражданского права и природноресурсовых отраслей. Однако при этом упускается из виду то, что нормы гражданского права регулируют не все имущественные отношения, а лишь те из них, которые по своей природе носят товарно-денежный характер. Поэтому признание природных ресурсов имуществом не меняет правового режима пользования землей, недрами, лесами и водами, а следовательно, не меняет природы земельных, горных, лесных и водных отношений. И в то же время такое признание имеет важное теоретическое и практическое значение. Это позволяет правильно объяснить происходящий ныне процесс втягивания природноресурсных отношений в сферу рыночных отношений.

Кроме того, отнесение природных ресурсов к категории имущества и характеристика природноресурных отношений как имущественных дают возможность использования ряда правовых категорий и понятий, которые входят в область гражданских правоотношений, а также применять гражданское законодательство для регулирования отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Но гражданское законодательство может регулировать эти отношения лишь в той мере, в какой необходимо для обеспечения рационального, комплексного использования природных объектов, а также для повышения эффективности охраны окружающей среды.

 

Заключение.

 

Сегодня в России продолжается кропотливая работа по кодификации экологического законодательства - упорядочивается система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты.

Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

В этой связи еще раз обратим внимание на тот факт, что с начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Ее особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государства всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РФ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Хотя закрепленные в Конституции РФ экологические права являются непосредственно действующими, для последовательного их соблюдения, на наш взгляд, требуется создание юридических механизмов и процедур с учетом реальных экологических, экономических, культурных и иных условий России, что в целом позволит государству осуществлять экологические функции более эффективно.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. , ст. ст. 2,7, 9, 20, ч.1, 35,42,53,58.

2. Закон РФ “ Об охране окружающей природной Среды” 19.12.1991 г., Ведомости ВС РСФСР № 10, ст. 457, 1992 г.

3. В.П. Варфоломеев, В.В. Петров, Охрана окружающей природной среды

(Постатейный комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей при              родной среды”), М., “Республика”, 1993 г.

4. Закон РСФСР “ О плате за землю” 11.10.1991 г.

5. “ Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” 22.07. 1993 г.

6. Федеральный Закон РФ “ Об экологической экспертизе “ 23.11.95 г.

7. В.В. Петров. Экологическое право России ( учебник) М., “Бек”.1995 г.

8. Р.С. Маковик. Экологическое право РФ “Определения, схемы, комментарии”. Учебное пособие., М., 1996 г.

 



ПЛАН

                                                                                                                                

 

       Введение.

1. Экологическое право, нормы, принципы.

2. Основные принципы охраны окружающей природной среды.

3.  Система экологического законодательства.

4. Источники экологического права.

5. Окружающая природная Среда как объект экологического права.

6. Международные объекты экологического права.

7. Конституциюнные основы экологического права.

8. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства,
министерств и ведомств, органов местного самоуправления в
системе источников экологического права.

9. Международные правоохранительные организации, международные
конференции по охране окружающею среды.




Монреальский протокол и проблема озонразрушающих веществ.

11. Основные направления деятельности государства по осуществлению
экологической функции.

12. Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой
ответственности.
Заключение.

Литература.

 




ВВЕДЕНИЕ.

 

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

ПЕРВАЯ - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма названа - экономической.

ВТОРОЙ формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.

Экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Государственная экологическая стратегия РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана Среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 148.