НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРАВА РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА ГРАНИЦЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Наследование после смерти российского гражда­нина. За границей могут возникать отношения по наследованию после смерти гражданина РФ в иностран­ном государстве, когда наследодателем был российский

327

гражданин. Во всех случаях наследование с иностранным элементом будет определяться правом, подлежащим при­менению либо в силу коллизионных норм внутреннего законодательства того или иного государства (см. § 1), либо в силу правил международного соглашения.

В договорах о правовой помощи, заключенных с дру-гами странами, установлено, что право наследования движимого имущества ретулируется законодательством той договаривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент своей смерти, а право насле­дования недвижимого имущества — законодательством той стороны, на территории которой находится имущест­во. В договоре с Чехословакией (1982 г.) право насле­дования движимого имущества определяется по закону страны, на территории которой наследодатель имел по­следнее постояное место жительства.

Таким образом, по договорам о правовой помощи в отношении недвижимого имущества применяется закон места нахождения имущества, в отношении движимого имущества — закон гражданства наследодателя (или за­кон места жительства наследодателя). Если, например, российский гражданин умер на территории иностран­ного государства, то его движимое имущество, как пра­вило, передается консулу РФ по его требованию, для того чтобы он мог с ним поступить по законам своей страны. Договоры тем самым устанавливают как бы расщепление режима имущества, то есть в зависимости от категории имущества используются разные принципы применения права. Из этого же принципа разделения движимого и недвижимого имущества исходит консуль­ская конвенция с СРВ, а также ряд других консульских конвенций, заключенных с другими странами.

Под недвижимым имуществом по российскому зако­ну могут пониматься только строения, поскольку земля в РФ не является объектом права собственности граж­дан. В других же государствах недвижимым имуществом могут быть и земельные участки. Движимое имущест­во — это вещи, денежные суммы и другое имущество. По договорам с Вьетнамом и Чехо-Словакией этот вопрос решается по закону страны места нахождения такого имущества.

Правила о применении тех или-иных правовых норм страны, на территории которой находится имущество, к

328

отношениям по наследованию есть в договорах, заклю­ченных с другами государствами. Так, консульские дого­воры с Австрией, Финляндией и ФРГ устанавливают, что при наследовании недвижимого имущества приме­няется закон того государства, где оно находится. Кроме того, в договорах с Австрией и Финляндией предусмотрено, что закон места нахождения может быть применен и при наследовании движимого имущества, если об этом просят наследники.

Как отмечалось выше, договоры о правовой помощи обычно устанавливают, что производство по делам о наследовании движимого имущества осуществляют орга­ны того государства, гражданином которого был насле­додатель, а относительно недвижимого — органы стра­ны, на территории которой это имущество находится (правила о компетенции органов).

Согласно договорам о правовой помощи, способность лица составлять или отменять завещание определяется законодательством страны гражданства наследодателя. Форма завещания также определяется этим законода­тельством. Однако для действительности завещания до­статочно, если оно будет соответствовать законода­тельству той страны, на территории которой составля­ется.

По договору о правовой помощи между СССР и Гре­цией предусмотрено, что завещание признается действи-"тельным с точки зрения формы, если при его составле­нии было соблюдено: 1) законодательство страны, на территории которой .оно было составлено; 2) или законо­дательство страны, гражданином которой был наследо­датель в момент составления завещания либо в момент своей смерти; 3) или законодательство страны, на тер­ритории которой наследодатель имел в один из указан­ных выше моментов место жительства. Относительно недвижимого имущества требуется, чтобы было соблюде­но законодательство страны, на территории которой оно находится.

Статья 34 Консульского устава СССР предусматри­вает, что консул принимает меры к охране оставшегося после смерти российского гражданина его заграничного имущества. Последующие действия консула в отношении наследственной массы такого имущества определяются соответствующим соглашением РФ с государством пре-

329

бывания консула или практикой, установившейся во взаимоотношениях РФ с этой страной. Если вся наслед­ственная масса или часть ее в соответствии с соглашени­ем или установившейся практикой передаются консулу, с тем чтобы он поступил с ней согласно законам его страны, то при распоряжении имуществом он руковод­ствуется действующим российским законодательством. Консульские конвенции, заключенные с другими страна­ми, предусматривают обычно, что консул должен уведом­ляться о смерти гражданина своей страны. Тогда же ему и сообщают сведения о наследственном имуществе. В случае смерти гражданина на территории консуль­ского округа, если он находился там временно, консулу передаются деньга и вещи, которые умерший имел при себе.

Согласно консульской конвенции, заключенной с КНР, в случае смерти гражданина представляемого госу­дарства, временно находящегося в государстве пребыва­ния, а также если у умершего отсутствуют родствен­ники или его представители в государстве пребывания и к тому же оставленные умершим вещи не связаны с обязательствами, которые он взял на себя во время нахождения в государстве пребывания, консул имеет пра­во получать, сохранять и передавать по назначению эти вещи.

Консульская конвенция, заключенная с США, пре­дусматривает, в частности, что консул имеет право принимать временную опеку над собственностью, остав­ленной умершим гражданином представляемого государ­ства, если умерший не оставил ни наследника, ни испол­нителя завещания, при условии, что такая временная опека должна быть передана должным образом назна­ченному администратору (ст. 10).

2. Права российских граждан как наследников за границей. Российские граждане име.ют право на получе­ние наследственного имущества, если наследование от­крылось за рубежом. Права наследования, возникшие на основании соответствующих иностранных законов, полностью признаются в РФ. В практике в последние годы было большое число случаев, когда наши 1раждане признавались наследниками по праву того государства, которое применялось к наследованию. Например, граж­данка Попова была признана наследницей по закону пос-

330

ле смерти вдовствующей принцессы княжества Капур-тала (Индия), умершей в Америке, поскольку она оказа­лась сестрой наследницы — русской по национальности, в свое время эмигрировавшей из России. Право россий­ского гражданина быть наследником определенной оче­реди (при наследовании по закону) и получить соот­ветствующую долю в наследованном имуществе по пра­вилам иностранной правовой системы не зависит и не может зависеть от того, как этот вопрос решается в российском законе. В ряде случаев имущество завеща­лось нашим гражданам и организациям различными лицами, проживающими за рубежом. Например, граж­данка США Г. Роджерс завещала свое имущество советским космонавтам Юрию Гагарину и Герману Ти­тову.

Российское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений в отношении получения российскими гражданами наследственных сумм из-за границы.

В период разгара «холодной войны» в Калифорнии, Неваде, Айове и некоторых других штатах США были приняты законы, в силу которых право наследования находящегося в США имущества признается за прожи­вающими за границей иностранцами лишь при условии взаимности. В ряде штатов практика применения этих законов пошла по пути применения принципа матери­альной взаимности.

Законы штатов Нью-Джерси, Нью-Йорк, Массачусетс и др. «о выгоде, пользовании и контроле» предоставили судам право отказывать в разрешении на выплату нахо­дящимся за рубежом наследникам и помещать их в депо­зит суда, если суд придет к заключению, что зарубеж­ный наследник не получит от наследства «выгоды или пользы» или «не приобретет контроля» в отношении наследства. Применение этих и подобных им законов в ряде случаев ограничивало права граждан СССР на получение причитающихся им наследственных сумм. В судебной практике на основе законов этих штатов доказывалось, что наследники в Советском Союзе не могут получать имущество, которое им остается по наследству, открывшемуся в США, ибо все это иму­щество якобы отбирает Советское государство. Следует иметь в виду, что наши граждане ничем не ограничены в получении наследственных сумм из-за границы. Эти

331

суммы поступают в полное распоряжение наследни­ков.

Важную роль в охране наследственных прав наших граждан за рубежом призваны играть консульские пред­ставители РФ. Если консулу станет известно об открыв­шемся наследстве в пользу проживающих в РФ рос­сийских граждан, то он незамедлительно сообщает все известные ему сведения о наследстве и возможных наследниках в Министерство иностранных дел РФ (ст. 52 Консульского устава СССР). Согласно ряду кон­сульских конвенции, заключенных с другими странами, компетентные власти государства пребывания должны извещать консула об открытии наследства в государ­стве его пребывания, когда наследником является граж­данин представляемого государства. На практике в этих случаях часто возникает необходимость незамедлитель­но принять меры по охране наследственных прав. В этом отношении важную роль могут сыграть действия россий­ского консула, который в соответствии с положениями ряда консульских конвенций, заключенных Россией, мо­жет представлять интересы российских граждан. Так, консульские конвенции, заключенные с Великобританией и Швецией, предусматривают, что в случае, если не находящийся в государстве пребывания консула гражда­нин представляемого государства имеет право или пре­тендует на долю в имуществе, оставшемся в государ­стве пребывания после смерти лица любого государства, консул имеет право представлять интересы такого граж­данина.

В консульской конвенции, заключенной СССР с КНР, указывается, что в подобных обстоятельствах консул без особой доверенности может представлять этого гражданина в судах и других органах государства пре­бывания. В общей форме такое представительство кон­сула в отношении имущества своих граждан предусмот­рено в консульской конвенции, заключенной между СССР и США (см. гл. 17). Представительство консула про­должается до тех пор, пока сам наследник не возьмет на себя защиту своих прав или не назначит своего пред­ставителя. Наши граждане обычно поручают ведение своих наследственных дел за границей Инюрколлегии.

Право консула представлять граждан своей страны без особой доверенности, в том числе и по наследствен-

332

ным делам, в стране пребывания, если граждане от­сутствуют и не поручали ведения своего дела какому-либо лицу, предусмотрено ст. 29 Консульского устава СССР (см. гл. 17).

Согласно Консульскому уставу СССР, консул выпол­няет и ряд других функций, касающихся наследования. Он принимает меры к охране наследственного имущест­ва, выдает свидетельства о праве наследования, прини­мает наследственное имущество для передачи находя­щимся в РФ наследникам.

3. Выморочное имущество. Имущество, которое оста­ется после смерти лица при отсутствии наследников, называется выморочным. Оно признается таковым, если у умершего гражданина нет наследников по закону и по каким-либо причинам не было составлено завещание или завещание составлено, но оно было признано недейст­вительным.

По российским законам в этих случаях имущество переходит к государству как наследнику (ст. 552 Граж­данского кодекса РСФСР). В некоторых странах, в частности в США, Франции, Австрии, существует дру­гой подход: государство получает это имущество по так называемому праву оккупации, то есть поскольку это имущество является бесхозным, оно должно перей­ти к государству.

Различия в обосновании права государства на вымо­рочное имущество имеют существенное практическое значение. Представим себе, что российский гражданин умер за границей и у него нет никаких наследников. Если считать, что имущество должно перейти к государ­ству как к наследнику, то имущество должно перейти к Российскому государству. Если же считать, что это имущество должно перейти по праву оккупации, то оно должно перейти к тому государству, на территории кото­рого этот гражданин умер или осталось его имущество.

Вопрос о судьбе выморочного имущества решается в договорах о правовой помощи, заключенных с рядом государств. Согласно этим договорам, выморочное дви­жимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собст­венность государства, ва территории которого оно нахо­дится.

333

Многосторонняя конвенция о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г. предусматривает следующее правило: если по законодательству страны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит государству, гражданином которого является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наслед­ственное имущество переходит государству, на террито­рии которого оно находится (ст. 46).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какими наследственными правами пользуются в РФ иностранцы?

2. Какое законодательство должно применяться при наследовании на основании коллизионных норм россий­ского законодательства?

3. Какие коллизионные нормы по вопросам наследо­вания содержатся в договорах о правовой помощи, заключенных с другими странами?

4. Какие функции осуществляют консульские пред­ставители РФ за границей при охране наследственных прав российских граждан за рубежом?

5. Как решаются вопросы, касающиеся выморочного имущества?

ГЛАВА 16

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

§ 1. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений. § 2. Трудовые права иностранцев в РФ. § 3. Трудовые права российских граждан за рубежом. § 4. Со­циальное обеспечение

ЛИТЕРАТУРА

Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.— С. 476—490; Лунц Л. А; Марышева Н. И., Садиков О. Н. Междуна­родное частное право.— С. 260—268; Довгерт А. С. Правовое регули­рование международных трудовых отношений.— Киев, 1992; Аметис­тов Э. М. Правовое регулирование труда иностранных граждан в СССР//Сов. государство и право.—1977.—№ 7.—С. 149—154;

Аметистов Э. М. Правовое регулирование труда в интеграционном сотрудничестве // Хозяйство и права— 1983.— № 11.— С. 75—78;

Жарков Б. -И, Рогожин В. В. Правовое регулирование труда иност­ранных рабочих // Сов. государство и право.— 1975.— № 10.— С. 106—110; Городецкая И. К. Соглашения между Советским Союзом и другими социалистическими странами по вопросам социального обес­печения // Сов. ежегодник международного права. 1961.— М., 1962.— С. 373—386.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.