ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Интернационализация международной хозяйствен­ной жизни приводит к использованию различных орга­низационных форм совместной деятельности субъек­тов из разных государств. Это могут быть чисто дого­ворные формы, при которых отношения сторон опре­деляются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении опре­деленного объекта деятельности. Но это могут быть и более глубокие организационные формы, приводящие к созданию юридических лиц (смешанные общества, за­нимающиеся, как правило, торговой деятельностью, сов­местные предприятия и др.).

Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Однако общим для них, как правило, является то, что происходит объеди­нение капиталов, принадлежащих участникам из различ­ных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет мес­то совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, крупномасштабных про­ектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций (на практике применялись, в частности, банковские консорциумы при получении кредитов, кон­сорциумы для участия в торгах при переговорах о стро­ительстве объектов за рубежом). Консорциумы в нашем

134

законодательстве как правовая форма не урегулированы. На практике, а также в силу постановлений правитель­ства об отдельных консорциумах применяются два вида консорциумов.

1) Консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера. В меж­дународной практике известны два вида таких консор­циумов: закрытый и открытый. В первом случае контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внеш­неторговой организацией, принявшей на себя обязан­ности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, преду­смотренных в контракте. Во втором случае контракт с иностранными заказчиками подписывается всеми парт­нерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

Если раньше, до проведения реформ во внешнеэко­номической области, могли создаваться только консорци­умы закрытого типа, то после предоставления всем предприятиям права внешнеэкономической деятельности все они могут выступать в качестве стороны в отно­шениях с иностранными заказчиками.

Такого рода консорциумы юридическими лицами не являются.

2) Консорциумы, создаваемые для внешнеторго­вой деятельности на длительный период времени. При­мером такого консорциума является так называемый Советский внешнеэкономический консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений.

Основными положениями о деятельности Советского внешнеэкономического консорциума, утвержденного по­становлением № 238 Совета Министров СССР от 21 мар­та 1989 г., было предусмотрено, что члены этого консор­циума создают на нашей территории совместные пред­приятия с членами Американского торгового консор­циума.

Советский внешнеторговый консорциум должен был действовать на основе валютной самоокупаемости и сбалансированности в целом (всех вместе) совместных предприятий, созданных его членами -и членами амери­канского консорциума, созданного в США.

135

Совместное предприятие, как и другие совместные хозяйственные организации (в тех случаях, когда они наделяются правами юридического лица), является юридическим лицом определенного государства — обыч­но страны места его учреждения.

Совместные предприятия, созданные в РФ,—это юридические лица российского права. "Однако их пра­вовой режим отличается от режима обычных юридиче­ских лиц, что обусловливается наличием в соответствую­щих правоотношениях ряда иностранных элементов (один из участников — иностранное юридическое лицо, иностранные вклады, участие иностранных специалистов в органах юридического лица, характер операций, зна­чение внешнеэкономической деятельности и т. д.). Эти обстоятельства делают необходимым рассматривать пра­вовое положение образований такого рода (часто име­нуемых английским термином «джойнт венчерс» — совместное производство и сбыт) не только в рамках гражданского или торгового права какой-либо страны, но и в рамках международного частного права.

2. Во внешнеэкономических связях СССР с другими странами на различных этапах своего развития наше государство использовало разнообразные формы созда­ния смешанных обществ. В отдельных странах совет­скими организациями создавались различные общества, в том числе и полностью им принадлежавшие. Деятель­ность этих обществ сыграла определенную положитель­ную роль в развитии экономических отношений с капи­талистическими государствами как в период борьбы СССР за дипломатическое признание, так и в последую­щие годы.

Первым обществом за границей, полностью принадлежавшим советской организации, был «Аркос» (Всероссийское кооперативное общество по торговле с Англией). «Аркос» был учрежден в Лондоне как акционерное общество по английским законам. Поэтому это было английское юридическое лица Оно пользовалось всеми правами, кото­рые английское законодательство предоставляет юридическим лицам. Но по характеру своей деятельности «Аркос» выполнял исключи­тельно поручения советских организаций. Фактическое положение этого акционерного общества нашло свое отражение в нотной пе­реписке в мае 1927 года между Наркоминделом СССР и английским ведомством иностранных дел в связи с налетом английской полиции на «Аркос» и торговую делегацию (так именовалось тогда советское торгпредство). Наряду с решительным протестом по поводу нападения на торговую делегацию в отношении «Аркоса» в советской ноте от

136

17 мая 1927 г. говорилось следующее: «Хотя «Аркос» является формально акционерным обществом, зарегистрированным по англий­ским законам, британские власти не могли не знать, что он занимается главным образом, если не исключительно, выполнением торговых поручений советских хозяйственных органов. Полицейское нападение на крупное английское торговое общество, хорошо зарекомендовав­шее себя в английских деловых кругах... является совершенно бес­прецедентным в истории лондонского Сити. Налет мог иметь своей единственной целью лишь нанесение ущерба советским интересам, связанным с деятельностью «Аркоса»... С этой точки зрения Советское правительство считает себя вправе протестовать и против нападения на „Аркос"».

С участием «Аркоса» в США в 1924 году было образовано общество «Аркос — Америка инкорпорейтед», которое в том же году слилось с компанией «Продактс иксчейндж корпорейшн», также осуществлявшей торговые операции с США в условиях отсутствия дипломатического признания СССР. В результате слияния была обра­зована новая компания — «Амторг трейдинг корпорейшн». Устав «Ам-торга» был зарегистрирован в штате Нью-Йорк. Таким образом, это юридическое лицо права США. Корпорация с момента своего обра­зования представляла все советские организации, осуществлявшие внешнюю торговлю. «Амторп» сыграл большую роль в развитии совет-ско-американской торговли в годы первой пятилетки (в 1931 г. общий оборот советско-американской торговли составил 116 млн. долл.). В период «холодной войны» операции «Амторга» были свернуты, впоследствии они несколько расширились. Функции «Амторга» — ведение торговых операций российских внешнеторговых организаций в США. Однако с точки зрения законодательства о юридических лицах на основе рассмотренного выше принципа инкорпорации — это юридическое лицо штата Нью-Йорк, к которому подлежат при­менению правила как законодательства штата, так и в соответствую­щих случаях федерального законодательства.

Смешанные общества с участием иностранного капи­тала создавались как на территории РФ, так и за гра­ницей.

В годы восстановления народного хозяйства и новой экономи­ческой политики в целях привлечения иностранного капитала для заготовок экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границей и ввоза в страну товаров, необходимых для восстановления народ­ного хозяйства и удовлетворения других нужд, разрешалась организа­ция специальных акционерных обществ с участием иностранного капитала и обязательным участием Наркомвнешторга. Согласно декрету ВЦИК о внешней торговле от 13 марта 1922 г., Наркомвнешторгу предоставлялось право с утверждения Совета Труда и Обороны (СТО) организовывать такие акционерные общества как для осуществления импортно-экспортных операций, так и для производства экспортных товаров. Акционерами смешанных обществ были Наркомвнешторг (или его органы) и иностранные фирмы. Поскольку советской стороне принадлежало не менее 51% акций смешанных обществ, ей обеспе­чивалось большинство голосов в органах общества — общем собра­нии и правлении. Смешанные общества учреждались либо в СССР — в форме акционерных обществ в соответствии с действовавшим в

137

то время гражданским законодательством, либо за границей — в фор­ме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответ­ственностью по законам соответствующего государства, на территории которого создавалось общества

Наиболее крупными смешанными обществами были «Руссаыг-лолес» (создано в СССР на основе особого договора, утвержденного СТО 21 апреля 1922 г.). Русско-Британское хлебоэкспортное общество, Русское лесное агентство (созданы в Англии), «Дерутра», «Деру-металл», «Деру люфт», «Книга» (созданы в Германии), Русско-Австрий­ское торговое акционерное общество (РАТАО) и др.        "-

Значительную роль в развитии экономических связей с Ираном сыграли русско-персидские смешанные общества («Шарв», «Перещелк», «Персхлопок» и др.), на долю которых приходилось около половины торгового оборота между этими странами. Наряду с торговыми об­ществами по соглашению между СССР и Ираном от 1 октября 1927 г было создано смешанное общество по эксплуатации рыбных промыс­лов Капитал общества делился на равные дали (50% — советский вклад и 50% — иранский)

После Великой Отечественной войны на основе перехода к СССР бывших германских активов, а затем и японского имущества (ва Дальнем Востоке) учреждались общества двух типов. Первый из них — советские акционерные общества, созданные в СССР и руководив­шие предприятиями в Германии. К этому типу относилось и общество «Дунайское пароходство». Второй — смешанные общества, созданные по соглашениям с Болгарией, Румынией, Венгрией и другими странами. В качестве пая Советского государства служили бывшие германские активы. Позднее соглашения о создании смешанных обществ были заключены с КНР и КНДР Так, были образованы Советско-Ру-мьвккое нефтяное общество, Советско-Болгарское горнорудное обще­ство, Советско-Китайское общество по добыче цветных металлов.

Общества были организованы на паритетных началах: половина акционерного капитала принадлежала организациям страны, в кото­рой было создано общество, и половина — СССР; расходы и доходы делились поровну. Управление обществом осуществлялось на началах равенства. В 1952—1955 годах общества такого рода были ликвиди­рованы.

В 70—80-х годах во многих странах имелись отдель­ные смешанные или полностью принадлежавшие СССР общества, занимавшиеся тбрговой деятельностью или деятельностью, связанной с оказанием услуг советским организациям (например, агентским обслуживанием су­дов советского флота занимались «Совиспан»— в Испа­нии «Юниориент» в Японии и другие общества). Соз­дание таких обществ было связано с переходом к сотруд­ничеству на стабильной основе с высокоразвитыми стра­нами Запада и развивающимися странами.

Общества подобного рода играют существенную роль и в торговле нашими машинами и оборудованием. При­ведем несколько примеров. В 1947 году в Финляндии было создано общество «Конеда» по торговле советскими

138

автомобилями, а в 1963 году—общество «Конейсто», которое занимается торговлей машинами (позже анало­гичное общество было учреждено в Норвегии).

По советскому законодательству участвовать в созда­нии обществ за границей могли только организации, имеющие право на осуществление внешнеэкономической деятельности. Образовывая смешанные общества за рубе­жом, советские организации вступали в соответствую­щие отношения лишь с определенным и ограниченным кругом физических и юридических лиц. Ограничение числа участников достигается выбором определенной правовой формы смешанного общества. Так, смешанные компания с участием советских организаций всегда учре­ждались в виде акционерного общества без права пуб­личной подписки на акции. В практике наших организа­ций нет единого правила, касающегося доли их участия, однако чаще всего она равна 50 или 51% и более.

Все смешанные общества созданы по законам соот­ветствующих стран с полным соблюдением требований, установленных законодательством страны пребывания и учреждения общества.

Таким образом, это юридические лица не советского права, а права той страны, где они учреждены и осу­ществляют свою деятельность. К ним полностью приме­няется законодательство соответствующего государства. Основная цель этих обществ — содействовать развитию торговли нашей страны со страной их пребывания; такие общества, как правило, производственной деятельностью ранее не занимались.

Новые направления использования формы смешан­ного общества, как и других форм совместного пред­принимательства советскими организациями за рубежом, стали развиваться в конце 80-х годов. Эти направле­ния — важная составная часть проведения реформ в области внешнеэкономической деятельности.

При осуществлении хозяйственной деятельности в разных странах стали применяться более гибкие орга­низационные нормы. Речь идет, в частности, о созда­нии совместных научно-исследовательских и проектных организаций, инжиниринговых, сбытовых и рекламных фирм, совместном обслуживании и ремонте экспорти­руемой техники, покупке акций, облигаций и других ценных бумаг.

139

В отношении всех форм совместной деятельности за рубежом наше законодательство определяет, какие организации и в каком порядке могут принимать участие в деятельности такого рода. Согласно постановлению «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» Совета Министров от 18 мая 1989 г., государственные предприятия, зарегистрирован­ные в качестве участников внешнеэкономических связей, могут создавать зарубежные предприятия с согласия вышестоящих органов управления и с учетом рекомен­даций МВЭС и МИД.

Согласно п. 9 Указа Президента Российской Феде­рации от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внеш­неэкономической деятельности на территории РСФСР» осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрирован­ными на территории России, и российскими гражда­нами производится по лицензиям в порядке, определяе­мом правительством России.

Из этого указа следует, что, во-первых, круг россий­ских участников совместных и иных предприятий за рубежом не ограничивается и что, во-вторых, разре­шительный порядок для осуществления такого участия сохраняется. _

Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.