При проектировании ИАС выделяются элементы, которые являются системами, описываемые, в свою очередь, как комплекс систем управления. При проектировании используется системный подход. В АС, начиная с момента их проектирования, преимущество было отдано системам управления экономико-организационными процессами, которые были наиболее актуальными на всём периоде создания систем. Однако при таком продолжительном и одностороннем подходе была нарушена комплексность решения автоматизированного управления всем ходом производства. Одной из важнейших задач являлось выявление причин такого положения и создание условий для их устранения на базе интеграции систем. Решением этой задачи стало появление такого метода анализа системы , как системный подход .
Системный подход - это:
1. Одно из методологических направлений в современной науке, связанное с представлением, изучением и конструированием сложных объектов и систем.
2. При исследовании проектировщиком многоуровневой иерархии систем, к которым, в частности, относятся и ИАС, анализ способов организации элементов систем в единое целое, воздействие процессов и их функционирование на отдельных звеньях управления системой.
Такая постановка проблемы позволяет рассмотреть систему с точки зрения управления как целостный элемент, в котором с единых позиций законов экономики решается совокупность социальных, экономических, научно-исследовательских, проектных, технологических и производственных задач, относящихся к работе системы. По своей сущности любой объект исследования является интегрированной системой.
Однако обеспечение целостности функционирования при отсутствии автоматизации достигается за счёт использования больших людских и материальных затрат.
Особенно эти затраты растут при совершенствовании обратных связей, при которых не обеспечивается полнота, совершенность, непротиворечивость и достоверность информации.
Наличие ИАС позволяет быстро и гибко реагировать на указанные факторы. Развитие информационной интеграции приводит к интеграции технической, в результате чего появляются комплексы технических средств (КТС) для целей управления, на которых выполняются рутинные операции. Обмен информацией между входящими и АС-системами и элементами осуществляется автоматически . Эта связь охватывает практически весь цикл управления , включающий производственно-хозяйственную , технологическую и проектную сферы .
При создании таких сложных систем, как ИАС, крупными предприятиями, охватывающими управлением все стороны производственно-хозяйственной деятельности, вопросы планирования и координации производства, невозможно без использования системного подхода.
Создание ИАС с использованием системного подхода определило следующие принципы данного метода:
1. Определение системы как целого.
2. Представление системы совокупностью элементов, имеющих устойчивую связь.
3. Наличие устойчивых связей, образующих структуру системы.
4. Выявление структуры системы, обеспечивающей упорядочение последствий.
5. Возможность существования горизонтальной или одноуровневой (связь однотипных элементов), и вертикальной или многоуровневой (иерархической) структуры.
6. Осуществление связи между уровнями иерархии систем через управление.
Принципы интеграции. Виды интеграции.
На основе определения интегрированных автоматизированных систем и свойств интеграции можно выделить следующие основные принципы интеграции:
1) иерархическое построение системы с выделением уровней;
2) единство централизованного банка данных с совокупностью локальных информационных баз;
3) единство формир. информации и многократность ее использования ( как в сберкассе );
4) агрегирование и дезагрегирование информации по запросам на всех уровнях организационной структуры ( базы данных );
5) обеспечение работы информационной системы по отклонениям с целью сокращения информационных потоков и повышения достоверности информации;
6) возможность постоянного развития системы.
Реализация принципов интеграции открывает не только возможность совместного функционирования нескольких автоматизированных систем посредством организации согласования входов и выходов, но и обуславливает тенденцию появления новых элементов, блоков, узлов внутри системы, усиливающих адаптацию всей системы.
Существует несколько видов интеграции:
1)Горизонтальная. Обеспечивается охват интегрированного управления, различных видов деятельности систем управления и их элементов; реализация системами или подсистемами, связывающие горизонтальные функции предметов области (предприятия, организации и т.д.) в разрабатываемой на 1-ом этапе информатизации АС существует только горизонтальная интеграция, т.е. ведение отдельных функций управления на одном уровне и получение информации относительно взаимосвязи этих функций. Интеграция этого вида приводит к повышению качества управления и развитию всех видов деятельности данной интегрированной автоматизированной системы в условиях ограниченных ресурсов, обеспечивая тем самым получение дополнительного экономического эффекта.
2)Вертикальная. Заключается в охвате интегрированным управлением различных уровней управления; достигается с помощью иерархически построенных систем и характеризуется следующей зависимостью: чем ближе к более низким уровням иерархии может осуществляться планирование и программирование всех элементов при высоком уровне интеграции, тем больше вероятность оптимального использования этих элементов. Это свойство способствует концентрации и централизации функций управления, что позволяет уменьшить, а в ряде случаев и исключить координирующие органы на нижних уровнях управления и, следовательно, повысить эффективность управления предметной областью.
3)Пространственная. Связано с обеспечением интеграции управления элементов и подсистем ИАС на одном уровне управления. Наибольший эффект дает при его реализации на производственно-технологическом и цеховом уровнях.
4)Временная. Разработка ИАС предусматривает объединение элементов подсистем и локальных АС, цикл управления в которых реализован в разных интервалах времени; присутствует в предметных областях, где обработка информации, технологические процессы и предметы управления зависят от времени.
5)Программная. Создание совместного и взаимосвязанного комплекса систем моделей, алгоритмов и программ на базе единой ОС.
6) Организационная. Обеспечивает рациональное сочетание управленческой деятельности различных уровней ИАС, а также распределение функций управления между аппаратом управления и вычислительной системой как на одном.
7)Техническая. Создание новых комплексных технических средств, объединяющих все технические средства локальных АС в единый комплекс, который обеспечивает эффективное функционирование ИАС.
Тема:
Система - это комплекс взаимосвязанных элементов, действующих как единое целое и состоящее из:
1) структуры (это множество элементов системы и взаимосвязей между ними)
2) (это материальные потоки, поступающие в систему и выводимые ей)
3) законоповедение системы (функция, связывающая входы и выходы системы)
4) цели и ограничения (процесс функционирования системы, описываемый рядом переменных, часть из которых обычно имеет ограничение)
Для полноценного использования ИС существуют категории пользователей:
1) Администраторы системы (лица, за нее отвечающие)
2) Прикладные программисты (непосредственно разработчики системы, которая обеспечивает решение задач)
3) Системные пользователи (лица, обеспечивающие работоспособность системы и исправляющие мелкие ошибки системы, не требующие вмешательства прикладных программистов, а также выполняющие внедрение АС в программу)
4) Прикладные пользователи (лица, непосредственно использующие систему)
Классификация ИАСистем:
Их можно разделить:
1) по типу хранения данных ( документальные и информационно-поисковые системы)
2) по характеру обработки данных:
а) информационно-справочные системы;
б) АИС обработки данных.
3) по степени интеграции данных:
а) автономные файлы;
б) банки данных.
4) по степени распределенности:
а) локальные;
б) распределенные.
В организации данных разные структурные определения пересекаются. Таким образом, данные, описывающие предметную область должны храниться в легко доступном месте. Данные в ИС характеризуются следующими признаками:
1) атрибуты (краткое описание объекта на содержательном уровне)
2) ключевой элемент (элемент данных, по которому можно однозначно определить другие элементы)
3) запись (совокупность значений)
4) файл на магнитном диске (совокупность записей данных, хранящихся на магнитном носителе)
5) база данных (совокупность связанных данных конкретной области)
Логические модели данных.
Модель данных - это математический или физический аналог исследуемой системы, представляющий собой совокупность объектов и взаимосвязей между ними. На сегодняшний момент существует 3 модели данных: иерархическая, сетевая, реляционная.
5) Исходный узел может иметь в качестве зависимых один или несколько узлов
6) Доступ к каждому узлу происходит через исходный узел
7) Возможно существование любого числа экземпляров узлов каждого уровня
Сетевая модель представляется графической системой с помощью прямоугольников и стрелочек.
Данная модель представляется в виде таблицы, в которой отражаются атрибуты и значения объекта. Модель в целом представляет собой совокупность таблиц со связями между атрибутами этих таблиц. От реляционной модели существует 3 вида взаимосвязей:
1) 1:1 (одному элементу первого объекта соответствует только один элемент второго объекта и наоборот)
2) 1:N (одному элементу первого объекта соответствует N элементов второго, а одному элементу второго объекта соответствует только один элемент первого)
3) N:M (одному элементу первого объекта соответствует несколько элементов второго и наоборот)
Лекции 8,9.
Цикл деловой активности.
ЦДА – организационное понятие, в нём зафиксированы стадии, характерные для процессов решения проблемы. Ими могут быть политические, промышленные, здравоохранительные и т.д. ЦДА имеет 4 стадии:
1. Анализ.
2. Разработка.
3. Реализация.
4. Анализ результатов реализации.
Расшифровка стадий ЦДА.
Обнаружение проблемы .
1 . 1 Наблюдение системы, в которой могут возникать проблемы, регистрация проблемных эпизодов .
1 . 2 Ведение статистики проблемных эпизодов. Регистрация повторяющихся эпизодов - симптомов проблемы .
1 . 3 Исследование симптомов проблемы, распознавание тех симптомов, которые соответствуют проблемам, к решению которых уже приступили. Отделение симптомов новых проблем. Работа по формулировке новой проблемы .
1 . 4 Установление связей между проблемами, выделение причинно-следственных цепочек, определение места и роли данной проблемы среди других .
1 . 5 Составление описания области охваченной проблемы, описание проблематичного метода, который больше не пригоден для обеспечения потребностей населения .
Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.