Мотивы осуществления прямых зарубежных инвестиций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прямым зарубежным инвестированием является любое предоставле­ние кредита или приобретение собственности в зарубежном предпри­ятии, которое в значительной степени находится в собственности ре­зидентов страны-инвестора. В США формально признается прямым зарубежным инвестированием всякое вложение, если инвестор рас­полагает или получает 10% собственности фирмы.

В настоящее время свыше 70% прямых частных заграничных инвестиций приходится на промышленно развитые страны. Миграция капитала осуществляется между основными центрами современного капитализма (США, Западная Европа, Япония). Возрастает экспорт капитала из ряда развивающихся стран, особенно нефтедобывающих.

Прямые инвестиции включают в себя все виды инвестирования – приобретение новых акций или простое кредитование, лишь бы инвести­рующая фирма имела необходимый процент акций зарубежной фирмы.

Прямое инвестирование намного сложнее портфельного, посколь­ку инвестор в значительной степени контролирует деятельность за­рубежного филиала. Подконтрольный филиал часто напрямую получает доступ к управленческим навыкам, торговым секретам, техно­логии, праву использовать торговую марку родительской компании. Одновременно он получает и указания, например, на какие рынки внедряться, а какие оставить конкурентам.

Мотивы осуществления прямых инве­стиций за рубежом:

1. Основной причиной является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте.

2. Технико-экономическая причина. Часть прямых инвести­ций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей или, иначе говоря, товаро- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта.

3. Стремле­ние избежать налогообложения. Чем выше уровень налоговых ста­вок, тем сильнее стимул к поиску легальных и нелегальных путей уклонения от налогов.

Прямые инвестиции позволяют решить эту проблему двумя спо­собами:

а) международные монополии могут располагать свои филиалы в странах с минимальным обложением;

б) компании могут, используя трансфертные цены и другие инстру­менты, заявлять свои прибыли в странах с низким уровнем налогообло­жения, хотя сами прибыли получены в странах с высокими налогами. Итог таких операций – чистое сокращение сумм уплачиваемых налогов.

4. Экономическая и политическая нестабильность в стране, необходи­мость «отмывания» незаконных средств и т. п.

Кроме того, для объяснения массовых прямых инвестиций требу­ется включение в анализ понятия преимуществ фирмы. В прямом инвестировании важнейшую роль играют особые преимущества фирмы. Выделяют два основных подхода.

1. Подход С. Хаймера.

Стефан Хаймер считает, что зарубежный инвестор – это монопо­лия (или чаще олигополия) на каком-то рынке. Зарубежное инвес­тирование осуществляется для удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком. Инвестор настаивает на сохранении контроля над предприятием, отказывается разделить собственность с целью ог­радить эти предприятия от конкуренции.

Если прямое инвестирование действительно ведет к узурпации контроля на отдельных рынках, правительства должны контролиро­вать действия иностранных вкладчиков. Деятельность олигополии или монополии, стремящейся к контролю над рынком, противоречит национальным интересам. Правительство принимающей страны может ограничить действия компании, выступающей против конку­ренции, или предложить ей вообще прекратить операции в стране.

2. Теория присвоения.

Согласно этой теории, преимущества дают фирме монопольное право только в области факторов производства (менеджмент, инфор­мация, патенты, ноу-хау и т. д.). Такие преимущества весьма редко предоставляют фирме контроль над рынком, но обеспечивают ей воз­можность получать экономическую ренту.

Специфические преимущества фирмы подталкивают ее к прямо­му зарубежному инвестированию по тем же причинам, которые зас­тавляют фирму на внутреннем рынке создавать новые производствен­ные мощности, а не просто покупать их у других предприятий.

Чтобы в полной мере присвоить потенциальные выгоды, вытека­ющие из преимуществ, фирма часто предпочитает сохранить за со­бой контроль и собственность. Если она не закрепляет такой конт­роль и делит с кем-либо собственность на зарубежное предприятие, специфические производственные преимущества этой фирмы могут быть утрачены.

Теория присвоения может помочь в определении перспектив пря­мого инвестирования. Она четко предопределяет преимущественное развитие прямого инвестирования в высокотехнологических отраслях, поскольку зависимость фирм в этих отраслях от сложных и ценных знаний заставляет их (фирмы) осознать преимущества сохранения прямого контроля над зарубежными предприятиями. Проблема воз­никает в том случае, когда весьма трудно гарантировать, что плоды технологического преимущества фирмы будут присвоены ею самой при развертывании операций в других странах. Если у фирмы есть опасения по поводу эффективности контроля над зарубежными фи­лиалами, ей лучше воздержаться от производственных зарубежных инвестиций. Это приводит к потерям для всех сторон: фирмы, принимающей стороны, мира в целом. Поскольку большинство преиму­ществ фирмы имеют производительный характер, правительство принимающей страны должно либо проводить политику дерегулирования (полностью отойти от регулирования), либо поощрять прямое инвестирование.

Центр ООН по ТНК выделяет четыре наиболее типичных случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:

1. Предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров и особенно услуг. Часто единственный способ продать услугу покупателю – это оказать ее на месте.

2. Торговля с другой страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и услуг на месте оказывается более эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка (например, из-за экономии на транспортных расходах).

3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для по­ставки их на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций.

4. Производство организуется за рубежом и в тех случаях, когда важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. Как правило, это производство технически сложных видов продукции. В этом случае иметь собственное производство за рубежом более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму и, тем более, чем сбывать продукцию через посредников.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 168.