Философия позитивизма. Герберт Спенсер
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философа и ученого Герберта Спенсера справедливо считают одним из основоположников позитивизма. 

Спенсер был не первым, кто сосредоточил свое внимание на проблемах социальной эволюции. Эволюционистские воззрения вообще занимали, можно сказать, одно из центральных мест в изучении общества в девятнадцатом веке. Некоторые философы вообще склонны были рассматривать любое изменение в качестве эволюционного. 

Г. Спенсер в своей теории отображал нелинейную концепцию эволюционных стадий. Шкалой, при помощи которой он намеревался измерять прогресс, была степень сложности общества. Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным гетерогенным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.

 Г. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному и прежде всего противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, и делает это весьма обстоятельно. Первым делом, будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи - от косной, неживой до социальной. Общая же суть перемен, происходящих с материей во всех ее разновидностях и формах, заключается, по Спенсеру, в следующем:

Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах - интеграция (то есть объединение, слияние) и движение. При этом необходимо учитывать, что: (1) потеря (точнее, связывание) движения ведет к интеграции; (2) в свою очередь, при распаде единого тела - дезинтеграции - входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы вновь приходят в движение. Именно эти два процесса, находящихся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет (1) эволюция и (2) разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.

Эти процессы эволюции и дезинтеграции Спенсер иллюстрирует многочисленными примерами в своих "Основных началах".

 В то же время, эволюция, будучи изменением простого в сложное, представляет собою, кроме того, еще и процесс перехода из неопределенного состояния в определенное. В ходе эволюции совершается перераспределение движения.

Важнейшим проявлением усиления разнородности выступает дифференциация частей единого целого и выполняемых ими в этих рамках функций.

Попробуем подвести некоторые итоги сказанному и изобразить эволюционную шкалу графически:

Спенсер был последовательным сторонником - органической аналогии при рассмотрении тех или иных процессов. Вообще это неизбежно следовало из его позитивистских позиций. Он исходит из того, что окружающие нас явления - как в неживой, так и в живой и в социальной природе - подчиняются каким-то объективным, независимым от воли и сознания людей законам. Людям не дано вмешиваться в действие этих законов, изменять или переделывать их. Правда, следует отметить, что вовсе это не означает фатального бессилия людей перед действием законов. Наблюдая за природными социальными явлениями, регистрируя и анализируя их последовательности и взаимосвязи, они могут шаг за шагом открывать и понимать закономерности, а значит, в конечном счете постепенно постигать смысл и механизмы действия этих законов. Такое понимание позволяет во все большей степени приспосабливать свои поступки и всю жизнь к действию этих законов, то есть вести себя более осмысленно и целенаправленно.

 

Приложение:

Позитивизм.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широ­ко разветвленное течение в философии. Все его разновидности выступают с претензией подняться «выше» ма­териализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии.

 Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и др.), на­думанными, бессмысленными. По их мнению, философия не должна выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна сущность ве­щей. Наука может лишь описы­вать внешние связи между явле­ниями, выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие их из­менением, развитием.

Таким об­разом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на науч­ность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом преодоления односто­ронностей и материализма, и иде­ализма позитивизм на самом деле в скры­том виде протаскивает субъек­тивный идеализм, в духе идеализ­ма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взгля­дов позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опы­та. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может установить объ­ективный характер предметов, явлений, проникнуть в их сущ­ность, ибо он имеет дело только со своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприя­тий, переживаний. В рамки субъ­ективного опыта человека позитивизм стремится заключить все научное поз­нание.

Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт (Франция). Большую роль в раз­работке позитивистских взгля­дов в этот период сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Дальнейшее развитие позитивизма связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями эмпириокритициз­ма («второго» позитивизма). Если осново­положники позитивизма объявляли откры­тым вопрос о том, существует ли материя реально, то для эмпириокритиков (махистов) ма­терия — лишь связь ощущений. Третьим этапом в истории позитивизма является неопозитивизм, возник­ший в 20—30-е гг. 20 в. Его на­зывают также логическим (лин­гвистическим) позитивизмом, т. к. объектом философии он объявляет логи­ческую структуру науки, ее язык. 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.