Для характеристики тех изменений, которые происходили в философии, можно в качестве примера рассмотреть творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401—1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.
Николай Кузанский (наст. имя и фам. Николай Кребс) являлся философом, теологом, ученым, а также церковно-политическим деятелем. В 1440 выходит его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». Нужно отметить, что Кузанский являлся автором множества философских трудов, среди которых особенно выделяются сочинения: «Об искании бога», «О даре Отца светов», «О становлении»; «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец об уме» и др. В них он синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения.
Главные проблемы философии Кузанского это:
· Отношение Бога к миру,
· Место и роль человека в мире,
· Природа познания.
Как диалектик, Николай Кузанский разработал важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его к антитеологической трактовке Бога. Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением.
Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», мир — это проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.
Принцип о том, когда единое становится всем, Кузанский развил в оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному.
Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосмос - своеобразное подобие природы и Бога. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное, он воспроизводит в себе окружающий мир, подобен ему.
Особенно примечательны гносеологические принципы философа. Познание осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, рассудка и разума.
Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной способностью ума.
Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные понятия. Он самоуверенно и догматически исходит из нерушимости своих установлений.
На самой высокой ступени познания расположен разум, который преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка. Именно разум (интеллект) — является главным отличием человека от животных.
Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация разума.
Вопрос №3
Натурфилософия эпохи Возрождения. Философия Д. Бруно.
Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы (Натурфилософия) Ее приход был подготовлен всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы.
Натурфилософия Ренессанса исходила из античного наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским направлениям. Характерным для философии природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к схоластике. Схоластическое учение о природе в сущности никогда не переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому философы Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы в целостности, умозрительное ее истолкование.
Новые тенденции в натурфилософии получили отражение в творчестве ее наиболее знаменитого представителя - Джордано Бруно(1548-1600). Он еще более углубил тенденцию, характерную для Николая Кузанского мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного).
Бруно создал последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Он опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной очень малы.
Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.
Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.
Таким образом, Бруно не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс, он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».
Взгляды Бруно прокладывали путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что его учение было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.
Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного.
Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности; движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.
Философия Нового времени
Вопрос №1
Дата: 2019-05-29, просмотров: 388.