Понятие мировоззрения. Структура, типы и функции мировоззрения. Структура философского мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, по­нимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятель­ности, судеб человечества; совокупность обобщенных науч­ных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориента­ции, верований, убеждений и идеалов людей.

 

Структура мировоззрения

 

                УРОВНИ                                                ФОРМЫ        СОДЕРЖАНИЕ 

 

 


М

  МИРОПО­НИМАНИЕ теоретический     МИРООЩУ-ЩЕНИЕ обыденно-пси­хологический теория гипотеза умозаключение суждение понятие   представление восприятие ощущение     политическая правовая моральная эстетическая философская религиозная естественнона­учная и др.        Убеждения знания ценности идеалы нормы принципы традиции вера воля сомнение чувства КАРТИНА   МИРА

 

 

НОСИТЕЛИ: индивид, социальная группа, класс, нация, общество.

Мировоззрение - совокупность определённо общих взглядов на мир и человека в их сложных отношениях.

Типы мировоззрения.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно ко­торому истинное бытие принадлежит не материи, а духов­ному началу: разуму, воле.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК СИСТЕМА

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА   ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА   ЦЕННОСТНАЯ ПОДСИСТЕМА

Поведение человека имеет под собой две опоры: знания и ценности.

 

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

                 
 
 

  ЗНАНИЯ       ЦЕННОСТИ

          объективны                                                                                     субъективны

 

Знания и ценности полярны: полученные знания должны быть объективны, а ценностное сознание - это субъективное отражение исходящее из целей, потребностей, интересов людей.

Знания и ценности взаимосвязаны: ценностное определение во многом зависит от уровня знаний.


Состояние мировоззрение в различные эпохи

Картины мира

 

ЭПОХИ СИСТЕМООБРАЗУЮ­ЩИЙ ПРИНЦИП МИРОВОЗЗРЕНИЕ
    В древнем мире     Действие сверхъестествен­ных сил. Мифы. Картина мира складыва­лась из разобщенных ми­фов, объяснявших проис­хождение Вселенной, жи­вотных, растений, чело­века.
  В эпоху античности   Космос. Микрокосмос. Мировое круговращение. Символ: круг, сфера, про­цесс вращения.
  В эпоху средних веков   Бог творец всего. Взаимодействие человече­ской души и божествен­ного начала.
В эпоху Ренессанса и Но­вого время Законы механики. Мир - огромный часовой механизм.
  Современная эпоха Принципы и законы диа­лектики. Основные прин­ципы синергетики. Формирование научной картины мира всеми нау­ками.

 

Мировоззрение и философия

Соотношение мировоззрения (М), научного мировоззрения (НМ), философского мировоззрения (ФМ) и научно-философского мировоззрения (НФМ).

            

         
   


                   М                                          М                                                НМ 

                  

                 ФМ

                  

                НФМ                                     ФМ                                              НФМ

 

 

История познания и создания научной картины мира убеждает в том, что только часть философских учений можно отнести к области научно-философского мировоззрения. К ним относятся учения философского материализма и метод материалистической диалектики как основополагающий

 


Вопрос №2

Проблема предмета философии, специфика философского знания.

 

1. Единого ответа на вопрос «Что такое Философия?» - нет.

 

2. Если восстановить исходную этимологию этого слова, то «филео» с греческого есть «любовь», а «софиа» - мудрость, таким образом философия изначально понималась как “любовь к мудрости”.

 

3. В действительности древнегреческое понятие “мудрости” значительно более емкое и сложное, чем в современном толковании. Если мы привыкли вкладывать в него многознание, нравственную сторону или жизненный опыт, то древние греки под софией имели в виду определенный порядок вещей в жизни человека и определенные способы обращения с ними. (Некую технологию, алгоритм деятельности).

 

4. Но философия с точки зрения древних греков, это не только любовь к мудрости, но это и стремление к знанию, причем знанию всеобщему (сущ. также общее и частное), лежащему в основе мудрости.

 

5. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, она стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

 

6. Как и любая другая наука философия имеет свой предмет – это «весь объективный мир в целом». Но здесь возникают трудности, т.к. предмет любой науки, изначально понимается как часть или сторона объективного мира, которые изучает данная наука. А выделить предмет «весь объективный мир» не из чего. В результате многие сегодня ведут речь о содержании философии, подменяя тем самым предметную сторону.

 

7. В содержание философии входит - природный и общественный мир, а также человек в их сложных взаимоотношениях (Единая система «человек-мир», или «я» и «не я»).

 

8. Философия гонится за сущностью мира и человека. Для нее важен поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов, общих свойств. Причем философы всегда строят свои рассуждения на изначальных допущениях. Их не интересует не мир сам по себе, не человек как целостность. Они рассматривают мир только в его взаимосвязи с человеком.

 

9. В ведение философии относятся всеобщие взаимосвязи. (сущ. также общие и отдельные). Они проявляются у всех людей, в любой цивилизации, в любом обществе.

 

10. Виды всеобщих взаимосвязей:

· Онтологические (всеобщие принципы бытия)

· Гносеологические (познавательные отношения)

· Аксеологические (ценностные отношения)

· Праксеологические (практические отношения)

 

11. И. Кант предложил несколько основных философских вопросов, в своей совокупности составляющих сущность философского знания:

1) что я могу знать?

2) на что я могу надеяться?

3) что я должен делать?

4) что такое человек?

Причем четвертый вопрос Кант считал итоговым, вбирающим в себя содержание всех предшествующих. Существует и другая система философских вопросов, имеющая широкое распространение. Эти вопросы таковы:

1)соотношение мышления и материи

2)что первично – материя или сознание

3)как соотносятся душа и тело

4)есть ли жизнь после смерти и т.д.

Данные вопросы получили название смысложизненных, и они также составляют содержание (предмет) философии. На них дает свой ответ религия, искусство, но философия рассматривает их на своем, более высоком уровне.

 

Вопрос №3.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.