Расчёт зубчатых и червячных передач
Министерство образования
Российской Федерации
Вологодский государственный технический университет
Кафедра теории и проектирования машин и механизмов
Детали машин
Методические указания к курсовому проекту.
Часть I: расчёт зубчатых и червячных передач
Факультет: промышленного менеджмента
Специальности:
150200 - автомобили и автомобильное
хозяйство;
120100 - технология машиностроения,
металлорежущие станки и инструмент;
210200 - автоматизация технологических
процессов и производств
Г. Вологда, 2000 г.
ВВЕДЕНИЕ
Темой курсового проекта по деталям машин является механический привод для различных исполнительных машин - конвейеров, станков и т.п. Проект носит комплексный характер и включает в себя расчётную и графическую части.
Расчётно-пояснительная записка к проекту должна содержать следующие разделы: задание на проектирование; введение; подбор электродвигателя и кинематический расчёт привода; проектирование передач редуктора и открытых передач привода; определение конструктивных размеров элементов зубчатых колёс и элементов корпуса редуктора; ориентировочный расчёт валов; эскизная компоновка редуктора; проектирование подшипниковых узлов и подбор подшипников; уточнённый расчёт промежуточного вала редуктора; подбор шпонок и проверка шпоночных соединений; подбор муфт; выбор смазки; назначение посадок основных элементов; перечень использованной литературы. Кроме того, в состав расчётно-пояснительной записки включается спецификация на графическую часть.
Объём графической части составляет 5 листов формата А1, куда входят чертежи общего вида редуктора, его деталей, рамы и общего вида привода.
Настоящие методические указания представляют собой первую часть учебно-методического комплекса по курсовому проектированию деталей машин. Они содержат алгоритмы подбора электродвигателя, кинематического расчёт привода, а также расчёта цилиндрических, конических и червячных передач. Описанные алгоритмы положены в основу программ расчёта передач на ЭВМ. Кроме того, методические указания включают в себя все справочные материалы, необходимые при подготовке исходных данных для расчётов с помощью вычислительной техники.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей 150200, 120100, 210200 при курсовом и дипломном проектировании, а также при выполнении студентами-заочниками контрольных работ.
1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ
В общем машиностроении большинство машин приводят в движение от трёхфазных асинхронных электродвигателей переменного тока, которые характеризуются номинальной мощностью Рэл. и номинальной частотой вращения ротора nэл. Электродвигатели различают:
1. По конструкции корпусов:
1). Электродвигатели на лапах, исполнение М 100;
2). Электродвигатели фланцевые на лапах, исполнение М 200;
3). Электродвигатели на лапах, исполнение М 300.
2. По конструкции обмоток:
1). Электродвигатели основного исполнения;
2). Электродвигатели с повышенным скольжением;
3). Электродвигатели многоскоростные.
3. По степени защиты:
1). Закрытые обдуваемые со степенью защиты 1Р44, которая исключает попадание внутрь такого электродвигателя посторонних тел размером более 1 мм;
2). Защищённые со степенью защиты 1Р23, исключающей попадание внутрь электродвигателя посторонних тел размером более 12,5 мм;
4. По назначению:
1). Основное исполнение;
2). Малошумные;
3). Встраиваемые;
4). Со встроенной температурной защитой;
5). Со встроенным электромагнитным тормозом;
6). Крановые;
7). Влагоморозостойкие.
При выборе электродвигателя следует помнить, что высокооборотные двигатели имеют меньшие габарита, массу, стоимость, чем тихоходные той же мощности.
Структура обозначения электродвигателей:
1). Серия разработки;
2). Вид электродвигателя;
3). Исполнения по способу защиты: Н - защищенные, при отсутствии буквы - закрытые обдуваемые;
4). Высота оси вращения в мм:
5). Условное обозначение длины станины - M, L, S;
6). Условное обозначение длины статора - А, В;
7). Число полюсов;
8). Условное обозначение климатического исполнения.
Пример условного обозначения электродвигателя - 4А112МВ6У3. Здесь: 4 - номер серии; А - асинхронный; исполнение закрытое обдуваемое (после буквы А отсутствует буква Н); 112 - высота оси вращения в мм; М - установочный размер по длине станины; В - длина сердечника статора; 6 - число полюсов; У3 - двигатель предназначен для работы в умеренном климате.
Параметры электродвигателей приведены в табл. 1.1.
Потребная мощность приводного электродвигателя определяется по формуле:
(1.1)
где РИ.М. – мощность на валу исполнительного механизма (тихоходном валу привода); h0 - общий К.П.Д. привода.
При проектировании привода конвейера
(1.2)
где F - тяговое усилие на приводном валу в Н; v - скорость тягового элемента в м/с.
(1.3)
где hi - К.П.Д. одной кинематической пары (см. табл. 1.2); a, b, c - количество одинаковых кинематических пар.
Таблица 1.1
Параметры электродвигателей
Таблица 1.2
Таблица 2.1
Таблица 2.2
Двухступенчатые редукторы
Схема редуктора | Uред. рекомендат. (предельн.) | Uб | Uт |
Рис. 2.2 График для определения Uт.
Таблица 2.3
Трёхступенчатые редукторы
Схема редуктора | Uред. рекомендат. (предельн.) | Uб | Uп | Uт |
Рис. 2.3 График для определения Uт и Uп трёхступенчатых редукторов.
Рис. 2.4 График для нахождения .
Материалы зубчатых передач
В зависимости от твёрдости рабочих поверхностей зубьев после термообработки зубчатые колёса можно условно разделить на две группы:
1). С твёрдостью £НВ 350 - нормализованные или улучшенные;
2). С твёрдостью >НВ 350 - объёмно- и поверхностно-закаленные, цементированные, нитроцементированные, цианированные, азотированные.
При твёрдости материала £НВ 350 чистовое нарезание зубьев можно производить после окончательной термообработки заготовки.
Зубчатые колёса с твёрдостью рабочих поверхностей зубьев >НВ 350 применяют в средне- и высоконагруженных передачах с целью уменьшения их габаритов.
Зубья, нарезанные до закалки, после закалки обычно шлифуют для устранения неточностей, обусловленных изменением их форм и размеров при закалке (коробление).
В правильно спроектированной зубчатой паре соотношение твёрдости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса не может быть выбрано произвольно. Если твёрдость рабочих поверхностей зубьев колеса £НВ 350, то в целях выравнивания долговечности зубьев шестерни и колеса, ускорения их приработки и повышения сопротивляемости заеданию твёрдость поверхностей зубьев шестерни поверхностей зубьев шестерни всегда назначается больше твёрдости зубьев колеса. Для прямозубых колёс разность средних твёрдостей шестерни и колеса должна составлять не менее 20¸30 единиц Бринелля.
Для косозубых колёс твёрдость поверхностей зубьев шестерни желательна возможно большая. Чем она больше, тем больше несущая способность передачи по критерию контактной выносливости.
Для неприрабатывающихся зубчатых передач с твёрдостью рабочих поверхностей зубьев обоих зубчатых колёс ³НВ 45 обеспечивать разность твёрдостей зубьев шестерни и колеса не требуется.
В табл. 3.1 приведены значения механических характеристик и виды термообработки некоторых распространённых марок конструкционных сталей, используемых для изготовления зубчатых колёс, а также других деталей машин (валов, осей, звёздочек цепных передач, червяков, деталей муфт и т.п.). Как следует из этой таблицы, механические характеристики сталей зависят не только от химического состава и вида термообработки, но и от размеров характерного сечения заготовок D или S.
Таблица 3.1
Таблица 3.2
Длительные пределы выносливости dнlimв и d°Flimв,
коэффициенты безопасности Sн и SF,
максимальные допускаемые напряжения [d]нmax и [d]Fmax
Термообработка | Твёрдость зубьев | Группа сталей | dнlimв, МПа | Sн | d°Flimв, МПа | SF | [d]нmax, МПа | [d]Fmax, МПа | |
на поверхности | в сердцевине | ||||||||
Нормализация, улучшение | менее НВ 350 | 40,45, 40Х,40ХН, 45 ХЦ, 35 ХМ и др. | 2ННВ+70 | 1,1 | 1,8ННВ | 1,75 | 2,8 sт | 2,74ННВ | |
Объёмная закалка | HRC 45¸55 | 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ и др. | 18НHRC+150 | 550 | 1400 | ||||
Закалка ТВЧ по всему контуру (модуль m³3 мм) | HRC 56¸63 HRC 45¸55 | HRC 25¸35 | 55ПП, У8, 35ХМА, 40Х, 40ХН и др. | 17НHRC+200 | 1,2 | 900 650 | 1,75 | 40НHRC | 1260 |
Закалка ТВЧ сквозная с охватом впадины (модуль m<3 мм) | HRC 45¸55 | — | 30ХМ, 40Х, 40ХН и др. | 550 | 1430 | ||||
Азотирование | HRC 50¸59 | HRC 24¸40 | 35ХЮА, 38ХМЮА, 40Х, 40ХФА, 40ХНМА и др. | 1050 | 12НHRC+30 | 1,75 | 40НHRC 30НHRC | 1000 | |
Цементация и закалка | HRC 56¸62 | HRC 30¸45 | Цементируемые стали всех марок | 23НHRC | 750 | 1,55 | 40НHRC | 1200 |
Примечания: 1). Значения dнlimв и d°Flimв, [d]нmax и [d]Fmax определяют по средней твёрдостью зубьев;
2). Для передач, выход из строя которых связан с тяжёлыми последствиями, значения коэффициентов безопасности следует увеличить до Sн=1,25 и SF=1,35 соответственно;
3). Обозначения размеров сечений заготовок D и S (см. табл. 3.1) приведены ниже.
Рис. 3.1 График для определения Nно
(3.2)
NS - суммарное число циклов перемены напряжений.
(3.3)
n – частота вращения, рассматриваемого зубчатого элемента, об/мин; t – суммарное время работы передачи в течение срока службы, ч; nз - число вхождений в зацепление зубьев рассчитываемого зубчатого колеса за один его оборот (чаще всего nз=1).
(3.4)
Ксут - коэффициент использования передачи в течение суток; Кгод - коэффициент использования передачи в течение года; L - срок службы передачи, годы.
(3.5)
Кне - коэффициент приведения при расчёте на контактную выносливость (режим с переменной нагрузкой заменяют постоянным, эквивалентным по усталостному воздействию); - при частотах вращения валов, не изменяющихся с изменением нагрузки.
Нагрузка, с которой работает передача, может быть постоянной или переменной во времени. Пример графиков постоянной (а) и переменной (б) нагрузки показан на рис. 3.2.
Рис. 3.2 Графики нагрузки
Тпик, Т1, …, Тi - крутящие моменты на валу колеса, с которыми работает передача; tпик, t1, …, ti - время их действия; nпик, n1, …, ni - частоты вращения; t - суммарное время работы передачи.
Если полученное значение Nне>Nно, то следует принять Nне>Nно.
Допускаемое контактное напряжение [d]н для зубьев прямозубых передач определяют раздельно для шестерни [d]н1 и колеса [d]н2 и в качестве расчётного принимают меньшее из них. При расчёте зубьев косозубых передач при разности средних твёрдостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса НВ1-НВ2³100 за допускаемое контактное напряжение принимают меньшее из двух полученных по зависимостям:
для косозубых и шевронных зубчатых колёс
или (3.6)
для конических колёс с круговыми зубьями
или (3.7)
Предварительное значение межосевого расстояния
, мм (4.1)
Здесь и ниже знак "плюс" - для внешнего зацепления, знак "минус" - доя внутреннего. Полученное значение аw следует округлить до ближайшего значения по СТ СЭВ 229-75 (ГОСТ 2185-66).
1-ый ряд: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800.
2-ой ряд: 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900.
U - передаточное число передачи (см. п. 2.1, 2.2); [d]н - расчётное значение допускаемого контактного напряжения (см. п. 3.2), МПа; ze - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.
Для прямозубых передач
;
Для косозубых и шевронных передач
.
ea - коэффициент торцового перекрытия, ea=1,6; Т2 - номинальный крутящий момент на валу колеса рассчитываемой передачи, Н´м;
- коэффициент ширины зубчатых колёс передачи, его выбирают по табл. 4.1.
Таблица 4.1
Рекомендуемые значения yва
Положение зубчатых колёс относительно опор | ||
Симметричное | Несимметричное | Консольное |
0,315¸0,5 | 0,25¸0,4 | 0,2¸0,25 |
Примечания: 1). Меньшие значения yва, для передач с повышенной твёрдостью поверхности зубьев ³HRC 45;
2). Для шевронных передач, выполненных по схеме табл. 2.2
;
3). Значения yва каждой последующей ступени передачи следует увеличить на 20¸30%;
4). Для передвижных зубчатых колёс коробок скоростей yва=0,1¸0,2;
5). Значения yва принимать стандартными по СТ СЭВ 229-75 (ГОСТ 2186-66): 0,16; 0,2; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0.
Кнa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: для прямозубых передач Кнa=1, для косозубых и шевронных передач определяется по рис. 4.1, где цифры 6, 7, 8, 9 у прямых - степени точности по нормам плавности работы по ГОСТ 1643-72.
Рис. 4.1. Графики для определения Кнa.
При проектном расчёте, когда размеры зубчатых колёс ещё не известны, для приближённого определения окружной скорости v (vm) следует пользоваться зависимостью:
(4.2)
для передачи с коническими зубчатыми колёсами:
(4.3)
Значения коэффициента cv даны в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Передача | Термообработка | ||||
У1+У2 | ТВЧ1+У2 | Ц1+У2 | ТВЧ1+ТВЧ2 (З1+З2) | Ц1+Ц2 | |
Цилиндрическая прямозубая | 1300 | 1400 | 1550 | 1750 | 2100 |
Цилиндрическая косозубая | 1500 | 1600 | 1750 | 1950 | 2350 |
Коническая прямозубая | 800 | 850 | 900 | 1000 | 1200 |
Коническая с круговыми зубьями | 1000 | 1000 | 1100 | 1100 | 1350 |
Примечания: 1). Здесь У - улучшение, З - закалка объёмная, ТВЧ - поверхностная закалка токами высокой частоты, Ц - цементация;
2). Индекс "1" относится к шестерне, а "2" - к колесу.
По найденному значению скорости v (vm) определяют степень точности (по нормам плавности) зубчатых передач. Силовые закрытые зубчатые передачи выполняют со степенью точности не ниже приведённой в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Таблица 4.4
Коэффициент К°нb
Твёрдость поверхности зубьев | Схема передачи на рис. 4.2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
0,2 | а | 1,16 | 1,1 | 1,04 | 1,03 | 1,02 | 1,0 | 1,0 |
б | 1,22 | 1,13 | 1,06 | 1,04 | 1,03 | 1,02 | 1,0 | |
0,4 | а | 1,35 | 1,22 | 1,1 | 1,06 | 1,04 | 1,03 | 1,01 |
б | 1,43 | 1,25 | 1,12 | 1,07 | 1,05 | 1,04 | 1,02 | |
0,6 | а | 1,55 | 1,36 | 1,15 | 1,10 | 1,07 | 1,04 | 1,03 |
б | 1,67 | 1,45 | 1,20 | 1,14 | 1,08 | 1,05 | 1,04 | |
0,8 | а | 1,9 | 1,55 | 1,23 | 1,16 | 1,11 | 1,06 | 1,04 |
б | 2,0 | 1,7 | 1,28 | 1,2 | 1,14 | 1,08 | 1,06 | |
1,0 | а | 2,3 | 1,75 | 1,3 | 1,2 | 1,15 | 1,10 | 1,05 |
б | 2,25 | 1,90 | 1,38 | 1,27 | 1,20 | 1,12 | 1,07 | |
1,2 | а | - | - | 1,4 | 1,26 | 1,20 | 1,13 | 1,07 |
б | - | - | 1,48 | 1,35 | 1,25 | 1,16 | 1,08 |
Примечание: в табл. 4.4. и 4.5 твёрдость рабочих поверхностей зубьев
и
и
Кнv - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении (см. табл. 4.5).
Для конических зубчатых колёс с круговыми зубьями коэффициент Кнv принимают равным таковому для цилиндрических косозубых колёс с той же твёрдостью рабочих поверхностей зубьев, что и у конических колёс.
Таблица 4.5
Коэффициент Кнv
Степень точности | Твёрдость поверхности зубьев | Окружная скорость v (vm), м/с | |||||
1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | ||
6 | а | ||||||
б | |||||||
7 | а | ||||||
б | |||||||
8 | а | ||||||
б | |||||||
9 | а | ||||||
б |
Примечание: в числителе - прямозубые колёса, в знаменателе - косозубые колёса.
Рабочая ширина венца
Рабочая ширина колеса , мм.
Ширина шестерни , мм. (4.6)
Полученные значения в1 и в2 округляют до ближайших значений.
Модуль передачи
Значение модуля определяют по эмпирической зависимости с последующей проверкой на изгибную выносливость. При твёрдости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса £НВ 350.
(4.7)
При твёрдости рабочей поверхности зубьев шестерни Н1>HRC 45 и колеса Н2£НВ 350.
(4.8)
При твёрдости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса ³НRC 45, но менее HRC 60.
(4.9)
Для передач с твёрдостью зубьев >HRC 60 значение модуля устанавливают из расчёта на изгиб. Принятое значение модуля должно соответствовать стандартному по СТ СЭВ 310-76:
1-й ряд: 1; 1,25; 1,5; 2,2; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10 мм.
2-й ряд: 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 9,0 мм.
Для силовых передач m<1,5 мм принимать нежелательно.
Угол наклона зубьев
Косозубая передача:
(4.10)
и определяют Cosbmin с точностью до 0,0001.
Для шевронных передач bmin=25°.
Суммарное число зубьев
Прямозубая передача:
(4.11)
Косозубая передача:
(4.12)
Рекомендуемые значения угла b=7°¸20° - косозубые передачи, 25°¸40° - шевронные передачи.
Полученное значение zS округляют в меньшую сторону до целого числа.
Окружная скорость колёс
, м/с (4.19)
Таблица 4.6
Коэффициент Кнa для косозубых и шевронных колёс
Степень точности | 6 | 7 | 8 |
Кнa | 0,72 | 0,81 | 0,91 |
КFb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца.
Для прирабатывающихся прямозубых, а также косозубых и для прямозубых конических колёс значение КFb определяют по зависимости:
(4.22)
где КoFb выбирают по табл. 4.7.
В табл. 4.7. и 4.8 твёрдость рабочих поверхностей зубьев
и
и
х - коэффициент режима (см. п. 4.1).
Для прирабатывающихся зубьев при постоянной нагрузке х=1; КFb=1.
Для прирабатывающихся зубьев зубчатых колёс КFb= КoFb.
Для конических зубчатых колёс с круговыми зубьями при любом режиме нагрузки:
КFv - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении. Значение КFv выбирают по табл. 4.8. При этом точность конических прямозубых колёс условно принимают на одну степень меньше их фактической точности.
Для конических зубчатых колёс с круговыми зубьями коэффициент принимают равным таковому для цилиндрических косозубых рабочих поверхностей зубьев, что и у конических колёс.
Таблица 4.7
Коэффициент К°Fb
Твёрдость поверхности зубьев | Схема передачи на рис. 4.2 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
0,2 | а | 1,08 | 1,06 | 1,02 | 1,01 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
б | 1,10 | 1,08 | 1,03 | 1,02 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
0,4 | а | 1,22 | 1,10 | 1,07 | 1,05 | 1,03 | 1,02 | 1,0 |
б | 1,24 | 1,12 | 1,10 | 1,06 | 1,04 | 1,02 | 1,01 | |
0,6 | а | 1,40 | 1,22 | 1,11 | 1,08 | 1,06 | 1,03 | 1,02 |
б | 1,16 | 1,24 | 1,13 | 1,10 | 1,07 | 1,04 | 1,03 | |
0,8 | а | 1,70 | 1,40 | 1,18 | 1,12 | 1,09 | 1,05 | 1,03 |
б | 1,80 | 1,50 | 1,21 | 1,15 | 1,11 | 1,07 | 1,05 | |
1,0 | а | 2,03 | 1,62 | 1,26 | 1,17 | 1,12 | 1,09 | 1,04 |
б | 2,10 | 1,80 | 1,31 | 1,23 | 1,16 | 1,1 | 1,06 | |
1,2 | а | — | — | 1,34 | 1,22 | 1,17 | 1,11 | 1,06 |
б | — | — | 1,40 | 1,30 | 1,21 | 1,14 | 1,07 |
Таблица 4.8
Коэффициент КFv
Степень точности | Твёрдость поверхности зубьев | Окружная скорость v (vm), м/с | |||||
1 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | ||
6 | а | ||||||
б | |||||||
7 | а | ||||||
б | |||||||
8 | а | ||||||
б | |||||||
9 | а | ||||||
б |
YF2 – коэффициент, учитывающий форму зуба колеса, значения его выбирают по табл. 4.9. в зависимости от числа зубьев z2 для прямозубых колёс и эквивалентного числа зубьев zv2 для косозубых и шевронных зубчатых колёс.
(4.23)
В табл. 4.8. числитель – прямозубые колёса; знаменатель – косозубые колёса.
Yb – коэффициент, учитывающий наклон зуба; Yb=1 – для прямозубых передач.
Для косозубых и шевронных передач:
, где Ðb - в градусах.
[d]F2 – допускаемое напряжение изгиба для материала колеса, МПа (см. п. 3.3).
Напряжение изгиба в опасном сечении зуба шестерни:
, МПа (4.24)
Значение YF1 определяют аналогично определению этого параметра для колеса.
Таблица 4.9
z или zv | Коэффициенты смещения инструмента | ||||||||
-0,5 | -0,4 | -0,25 | -0,16 | 0 | +0,16 | +0,25 | +0,4 | +0,5 | |
12 | — | — | — | — | — | — | — | 3,68 | 3,46 |
16 | — | — | — | — | 4,28 | 4,02 | 3,78 | 3,54 | 3,40 |
20 | — | — | — | 4,40 | 4,07 | 3,83 | 3,64 | 3,50 | 3,39 |
25 | — | — | 4,30 | 4,13 | 3,90 | 3,72 | 3,62 | 3,47 | 3,40 |
32 | 4,50 | 4,27 | 4,05 | 3,94 | 3,78 | 3,65 | 3,59 | 3,46 | 3,40 |
40 | 4,14 | 4,02 | 3,88 | 3,81 | 3,70 | 3,61 | 3,57 | 3,48 | 3,42 |
50 | 3,96 | 3,88 | 3,78 | 3,73 | 3,66 | 3,58 | 3,54 | 3,49 | 3,44 |
63 | 3,82 | 3,78 | 3,71 | 3,68 | 3,62 | 3,57 | 3,54 | 3,50 | 3,47 |
71 | 3,79 | 3,74 | 3,68 | 3,66 | 3,61 | 3,56 | 3,55 | 3,50 | 3,48 |
80 | 3,73 | 3,70 | 3,66 | 3,63 | 3,60 | 3,55 | 3,55 | 3,51 | 3,50 |
90 | 3,70 | 3,68 | 3,64 | 3,62 | 3,60 | 3,55 | 3,55 | 3,53 | 3,51 |
100 | 3,68 | 3,66 | 3,62 | 3,61 | 3,60 | 3,56 | 3,56 | 3,55 | 3,52 |
160 | 3,64 | 3,62 | 3,62 | 3,62 | 3,62 | 3,59 | 3,58 | 3,56 | 3,56 |
3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 |
Предварительное значение диаметра внешней делительной окружности колеса
, мм (6.1)
где Т2 – номинальный крутящий момент на валу колеса, рассчитываемой передачи (см. п. 2.3), Н´м; U – принятое передаточное число (см. п. 2.2); КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (см. п. 4.1); КНv - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении (см. п. 4.1); [d]Н – расчётное допускаемое контактное напряжение (см. п. 3.2), МПа; uн – коэффициент, учитывающий вид конической передачи при расчёте на контактную выносливость; принимают:
а) для конических зубчатых колёс с прямыми зубьями и линейным контактом uн=0,85;
б) для конических зубчатых колёс с круговыми зубьями по табл. 6.1.
Таблица 6.1
Коэффициенты uн и uF для расчёта конических колёс с круговыми зубьями
u | Термообработка зубьев | ||
У1+У2 | ТВЧ1+У2; З1+У2; Ц1+У2 | ТВЧ1+ТВЧ2; З1+З2; Ц1+Ц2 | |
uн | 1,22+0,21´U | 1,13+0,13´U | 0,81+0,15´U |
uF | 0,94+0,8´U | 0,85+0,048´U | 0,65+,11´U |
Здесь У – улучшение, З – объемная закалка, Ц – цементация, ТВЧ – поверхностная закалка токами высокой частоты.
Полученное значение d'e2 округляют до ближайшего de2 по ГОСТ 12289-76:
50; (56); 63; (71); 80; (90); 100; (112); 125; (140); 160; (180); 200; (225); 250; 280; 315; 355; 400; 450; 500; 560; 630.
6.2 Предварительное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни:
(6.2)
Число зубьев шестерни
Предварительное значение числа зубьев шестерни z'1для прямозубых колёс определяют по формуле:
(6.3)
и для колёс с круговыми зубьями:
(6.4)
Далее предварительное значение числа зубьев уточняют в соответствии с табл. 6.2 и округляют до целого числа.
Значение чисел зубьев z1 шестерни не должно быть менее приведённого в табл. 6.3.
Таблица 6.2
Рекомендуемые числа зубьев
Зубчатый элемент | Твёрдость рабочих поверхностей зубьев | Значение z1 |
Шестерня | ³HRC 45 | z1=z'1 |
Колесо | ||
Шестерня | ³HRC 45 £HB 350 | z1=1,3´z'1 |
Колесо | ||
Шестерня | <HB 350 | z1=1,6´z'1 |
Колесо |
Таблица 6.3
Рекомендуемые числа зубьев
Передаточное число | Прямозубые колёса | Колёса с круговыми зубьями |
1,0 | 17 | 17 |
1,15 | 16 | 16 |
1,3 | 15 | 15 |
1,4 | 14 | 14 |
1,6 | 14 | 13 |
2,0 | 13 | 12 |
2,5 | 12 | 11 |
3,15 | 12 | 10 |
Число зубьев колеса
(6.5)
Значения z2 округляют до целого числа.
Углы делительных конусов
Колеса: .
Шестерни: .
Внешний окружной модуль
Прямозубые колёса
Колёса с круговыми зубьями
Значения внешнего окружного модуля разрешается не округлять до стандартного по СТ СЭВ 310-76, так как одним и тем же режущим инструментом можно нарезать колёса с различными модулями, лежащими в некотором непрерывном интервале значений. Точность вычислений me и mte не ниже 0,0001. Принимать внешний окружной модуль для силовых зубчатых передач менее 1,5 мм нежелательно.
Средний модуль
Средний окружной модуль для прямозубых колёс:
(6.15)
Средний нормальный модуль для колёс с круговыми зубьями:
(6.16)
при bm=35°
Модули mm и mп не округлять.
Окружная скорость колёс
, м/с (6.17)
где .
Окружная сила на шестерне
Прямозубые колёса:
(6.26)
Колёса с круговыми зубьями:
(6.27)
Радиальная сила на шестерне:
Прямозубые колёса:
(6.28)
Колёса с круговыми зубьями:
(6.29)
Коэффициенты gа и gr определяются по табл. 6.6 и входят в формулу со своими знаками. Напряжение наклона зуба шестерни выбирают таким, чтобы сила Fa1 была направлена к основанию конуса.
Таблица 6.6
Коэффициенты gа и gr
Направление зуба и вращения колеса | Коэффициент осевого усилия gа | Коэффициент радиального усилия gr | |
Направление линии зуба правое. Вращение по часовой стрелке. |
при bm=35° | при bm=35° | |
Направление линии зуба левое. Вращение против часовой стрелки. | |||
Направление линии зуба правое. Вращение против часовой стрелки. | при bm=35° | при bm=35° | |
Направление линии зуба левое. Вращение по часовой стрелке. |
7. РАСЧЁТ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Таблица 7.2
Допускаемые напряжения [s]н и [s]F
Группа материала | Для расчёта зубьев | |
На прочность рабочих поверхностей | На изгибную выносливость | |
I | ||
II | ||
III |
Здесь [s]он – исходное допускаемое напряжение для расчёта на прочность рабочих поверхностей зубьев червячного колеса, МПа (см. табл. 7.3); soF – предел изгибной выносливости материала червячного колес, МПа (см. табл. 7.3); [s]Нmax и [s]Fmax – предельное допускаемое напряжение для расчёта рабочих поверхностей зубьев и предельное напряжение изгиба для расчёта зубьев червячного колеса на кратковременную пиковую нагрузку, МПа (см. табл. 7.4); Cv - коэффициент, учитывающий интенсивность износа материала I-ой группы и зависящий от vск следующим образом:
Vск | £1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ³8 |
Сv | 1,33 | 1,21 | 1,11 | 1,02 | 0,95 | 0,88 | 0,83 | 0,8 |
NНе и NFe – эквивалентное число циклов перемены напряжений соответственно при расчёте на контактную прочность и на изгиб, вычисляемое по (3.2) и (3.9).
При этом выражения для коэффициентов приведения KHе и KFe имеют вид:
(7.2)
где Т2i, ti, n2i – крутящие моменты на валу колеса, соответствующие им времена действия и частоты вращения; Т2 и n2 – номинальный момент на валу колеса и частота его вращения.
Таблица 7.3
Значения [s]он, soF и SF
Группа материала | Для расчёта зубьев | SF | |
На прочность рабочих поверхностей | На изгибную выносливость | ||
I | 1,75 | ||
II | |||
III | 2,0 |
Примечания: 1). Большие значения [s]он для червяков с твёрдыми (³HRC 45) шлифованными и полированными витками, меньшие – в остальных случаях.
2). Для передач с расположением червяка вне масляной ванны следует уменьшить на 15%.
Таблица 7.4
Значения [s]Нmax и [s]Fmax
Группа материала | [s]Нmax | [s]Fmax |
I | 4´sт | 0,8´s7 |
II | 2´sт | |
III | 1,65´sU | 0,75´sU |
Осевой модуль
(7.6)
Полученное расчётом значение модуля округляется до ближайшего стандартного (см. табл. 7.6).
Модули m и коэффициенты
Коэффициент смещения
(7.8)
Если х<-1 или х>1, то надо, варьируя значениями z2 и q повторить расчёт до получения -1£х£1. При необходимости уменьшения q следует учитывать, что из условия жёсткости вала червяка qmin=0,212´z2. С уменьшением q увеличивается угол подъёма витков червяка l и, следовательно, КПД передачи.
Углы подъёма витка червяка
Делительный угол подъёма витка:
(7.9)
Начальный угол подъёма витка:
(7.9)
Значения q, q и g
z1 | q | ||||||
8 | 10 | 12,5 | 14 | 16 | 20 | ||
1 | g | 7°7¢ | 5°43¢ | 4°35¢ | 4°05¢ | 3°35¢ | 2°52¢ |
q | 72 | 108 | 154 | 176 | 225 | 248 | |
2 | g | 14°2¢ | 11°19¢ | 9°5¢ | 9°28¢ | 7°7¢ | 5°53¢ |
q | 57 | 86 | 121 | 140 | 171 | 197 | |
3 | g | 26°34¢ | 21°48¢ | 17°45¢ | 15°57¢ | 14°2¢ | 11°19¢ |
q | 47 | 70 | 98 | 122 | 137 | 157 |
Червяк
Делительный диаметр: .
Начальный диаметр: .
Диаметр вершин витков: .
Диаметр впадин витков: ,
где h*f=1,2 кроме эвольвентных червяков, для которых h*f=1+0,2´Cos g.
Длина нарезанной части червяка (см. табл. 7.8) .
Увеличение длины нарезанной части червяка на 3´m выполняют только для шлифуемых и фрезеруемых червяков.
Таблица 7.8
Значения в01
х | z1=1 и 2 | z1=4 |
-1 | ||
-0,5 | ||
0 | ||
+0,5 | ||
+1 |
Червячное колесо
Диаметр делительной (начальной) окружности: .
Диаметр вершин зубьев: .
Наибольший диаметр: .
Диаметр впадин: .
Ширина венца: при z1=1 и 2
при z1=4.
Силы в червячном зацеплении
Окружная сила на колесе, равная осевой на червяке:
(7.16).
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
(7.17).
Радиальная сила, раздвигающая червяк и колесо:
(7.18)
7.14 Проверка передачи по напряжениям изгиба
(7.19)
где YF - коэффициент формы зуба (см. табл. 7.9), зависящий от эквивалентного числа зубьев червячного колеса zv.
Таблица 7.9
Значения YF
zv | YF |
— | — |
— | — |
26 | 1,85 |
28 | 1,80 |
30 | 1,76 |
32 | 1,71 |
35 | 1,64 |
37 | 1,61 |
40 | 1,55 |
45 | 1,48 |
50 | 1,45 |
60 | 1,40 |
80 | 1,34 |
100 | 1,30 |
150 | 1,27 |
300 | 1,24 |
Если sн>[s]F, то следует, увеличив модуль m и остальные размеры передачи, произвести повторный расчёт.
Приведённые коэффициенты
Трения f и углы трения j
vск | f | j |
0,01 | 0,1¸0,12 | 5°40¢¸6°50¢ |
0,1 | 0,08¸0,09 | 4°30¢¸5°10¢ |
0,25 | 0,065¸0,075 | 3°40¢¸4°20¢ |
0,5 | 0,055¸0,065 | 3°10¢¸3°40¢ |
1 | 0,045¸0,055 | 2°30¢¸3°10¢ |
1,5 | 0,04¸0,05 | 2°20¢¸2°50¢ |
2 | 0,035¸0,045 | 2°00¢¸2°30¢ |
2,5 | 0,03¸0,04 | 1°40¢¸2°20¢ |
3 | 0,028¸0,035 | 1°30¢¸2°00¢ |
4 | 0,023¸0,030 | 1°20¢¸1°40¢ |
7 | 0,018¸0,026 | 1°00¢¸1°30¢ |
10 | 0,016¸0,024 | 0°55¢¸1°20 |
15 | 0,014¸0,020 | 0°50¢¸1°10¢ |
Для передач с колёсами из материалов II и III-ей групп следует принимать большие из двух в данном диапазоне значений величины f и j.
Расчёт зубчатых и червячных передач
Министерство образования
Российской Федерации
Вологодский государственный технический университет
Дата: 2019-05-29, просмотров: 272.