МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На сегодняшний день Российская Федерация является участником двух международных договоров:

Международный Пакт о гражданских и политических правах.

Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод.

В соответствии с которыми лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, могут обратиться в международные органы по правам человека за защитой своих прав.

К международным правозащитным органам относятся:

Комитет по правам человека ООН.

Европейский Суд по правам человека.

На основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, создан и действует Комитет по правам человека. Он был принят Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских правах и Факультативному протоколу к Международному Пакту с 1 октября 1991 года. Поэтому, любой гражданин, который считает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией после указанной даты, вправе обращаться в Комитет по правам человека ООН.

Европейский суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод,, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод с 5 мая 1998 года. Следовательно, каждый, кто полагает, что его гражданские и политические права были нарушены Российской Федерацией, может обращаться в Европейский Суд по правам Человека .

Что относится к гражданским правам и обязанностям:

Международный Пакт о гражданских и политических правах гарантирует права:

Право на самоопределение народов (ст. 1).

Запрет дискриминации (ст.2).

Равенств пользования политическими и гражданскими правами (ст.3).

Право на жизнь (ст.6).

Запрет пыток (ст. 7)

Запрет рабства и работорговли (ст. 8).

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).

Запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства (ст.11).

Свобода передвижения (ст.12).

Равенство перед судом, право на справедливый суд (ст.14).

Право на признание правосубьектности (ст.16).

Неприкосновенность личной и семейной жизни (ст.17).

Свобода мысли, совести, религии (ст.18).

Свобода мирных собраний и Ассоциаций (ст.21,22).

Защита семьи (ст.23).

Права ребенка (гражданство, регистрация) (ст.24)

Право на участие в политической деятельности государства (ст.25)

Равенство перед законом (ст.26)

Права этнических меньшинств (ст.27)

Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод предусматривает:

Право на жизнь (ст.2)

Запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст.3)

Запрет рабства и работорговли (ст.40)

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5)

Право на справедливое судебное разбирательство (ст.6)

Наказание исключительно на основании закона (ст.7)

Право на уважение частной и семейной жизни (ст.8)

Свобода мысли, совести, религии (ст.9)

Свобода выражения Мнения (ст.10)

Свобода ассоциаций (ст.11)

Право на вступление в брак (ст.12)

Право на эффективные средства защиты (ст.13)

Запрет дискриминации (ст.14)

Протокол:

Право на образование (ст.2)

\Защита собственности (ст.1)

Право на свободные выборы (ст.3)

Протокол:

Запрет лишения свободы за долги (ст.1)

Свобода передвижения (ст.2)

Запрет высылки граждан своего государства (ст. 3)

Запрет массовой высылки иностранцев (ст.4)

Протокол:

Отмена смертной казни (ст.1) запрещение оговорок

Протокол

Возможность высылки иностранцев только на основании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст.1)

Право на апелляцию по уголовным делам (ст.2)

Право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3)

Запрет повторного суда и наказания (ст.4)

Равноправие супругов (ст.5)

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо четко представлять, что комитет по правам человека ООН занимается и рассматривает только те нарушения прав, которые предусмотрены Международным Пактом о гражданских и политических правах. А Европейский суд по правам человека нарушения только тех прав, которые предусмотрены Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Нарушения иных прав и свобод, кроме гарантированных, предусмотренные другими международными договорами, Конституцией РФ и внутренним законодательством РФ не могут быть предметом рассмотрения в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

Правила обращения в Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека – Условия приемлемости:

Приемлемость- совокупность условий, наличие которых предоставляет право обращаться в Комитет по правам человека ООН или Европейский суд по правам человека.

Условие “Ratione Temporis”:

Данное условие означает, что в международных органах, можно обжаловать только те нарушения прав человека, которые произошли после того, как Р.Ф. приняла на себя обязательство соблюдать вышеуказанные международные договоры:

Обращаться в Европейский Суд по правам человека- после 5 мая 1998 года, а комитет по правам человека –после 1 октября 1991 года.

Применительно к Европейскому Суду по правам человека, условие Ratione Temporis , включает также обязанность лица обратиться в Европейский Суд по правам человека в течении 6 месяцев с момента

Нарушения его прав

С момента вынесения последнего судебного решения

Это условие является наиболее строгим условием приемлемости, так как Европейский Суд по правам человека не восстанавливает пропущенный срок ни по каким основаниям, даже самым уважительным.

Исчерпание внутренних возможностей защиты:

Для международного права является общим принцип, в соответствии, с которым государству необходимо дать возможность исправить нарушение самостоятельно, то есть, если суд первой инстанции нарушил Ваши права, то вполне вероятно, что кассационная инстанция их восстановит, во всяком случае, она обладает достаточными полномочиями, чтобы их восстановить.

Вопрос исчерпанности средств внутренней правовой защиты, является наиболее спорным. Часто можно встретить следующую точку зрения – для обращения в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН, необходимо использовать

кассационный порядок

надзорный порядок

обратиться в Конституционный Суд Р.Ф.

Европейский Суд по правам человека придерживается той точки зрения, что надзорный порядок является неэффективным, и, следовательно, нет необходимости его исчерпывать, тем более, что при обращении в порядке надзора, заявитель рискует пропустить 6 месячный срок.

Конституционный суд Р.Ф. имеет четко определённые законом полномочия, следовательно, использовать механизм Конституционного суда Р.Ф. также необязательно.

Таким образом, средства правовой защиты будут считаться исчерпанными, применительно к РФ , если обращался в кассационном порядке, так как только кассационный порядок отвечает всем необходимым требованиям эффективности средств правовой защиты:

заявитель по своему волеизъявлению может возбудить этот порядок, получить судебное решение, которое непосредственно определяет его права и обязанности.

Следует отметить, что в Международном Пакте о гражданских и политических правах прямо указано, что исчерпание внутренних средств защиты необязательно, если оно неоправданно затягивается. Что касается практики Европейского Суда по правам человека, то он может признать обращение приемлемым, если заявитель докажет, что использование средств правовой защиты внутри государства является неэффективным.

Правосубъектность:

В соответствии с Пактом и Конвенцией никто не может быть лишен правосубъектности, то есть в эти органы могут обратиться те, кто по внутреннему законодательству не имеет возможности защищать свои права самостоятельно: душевнобольные, дети, инвалиды и т.д.

Другие условия приемлемости:

Жалоба должна подаваться жертвой, то есть тем лицом, чье право было нарушено.

Жалоба не должна быть анонимной, хотя заявитель может просить Европейский Суд по правам человека не упоминать его имя при публикации решения и пресс-релизов.

Жалоба должна быть обоснованной, то есть на заявителе лежит бремя доказывания нарушения его права.

Жалоба не может быть одновременно подана в Европейский Суд по правам человека и в Комитет по правам человека ООН.

Порядок формирования и работы Комитета по правам человека ООН и Европейского Суда по правам человека.

Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах, не более одного гражданина от каждого государства, на срок 4 года. Члены комитета выступают в личном качестве, могут быть выбраны повторно. Решения комитетом принимаются при условии кворума-12 человек, простым большинством.

Комитет по правам человека Оон рассматривает дела в закрытом заседании, использует представленные письменные материалы.

Рассмотрение дела по правам ООН включает две стадии: рассмотрение на предмет приемлемости и рассмотрение по существу. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в течении 5-7 лет. До настоящего времени Комитет по правам человека ООН не рассмотрел ни одного дела РФ, хотя два признаны приемлемыми еще в 1998 году.

Решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными, он может признать, что в отношении заявителя были нарушены права и рекомендовать государству восстановить нарушенные права.

Европейский Суд по правам человека формируется Парламентской Ассамблеей Совета Европы и состоит из 41 одного судьи (на данный момент) по количеству стран – участниц Совета Европы и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судьи избираются сроком на 6 лет. Половина судей избирается каждые три года. Судьи могут переизбираться.

Штаб-квартира Европейского Суда по правам человека находится в Страсбурге.

Жалоба при рассмотрении проходит несколько стадий:

неформальная - во время данной стадии лицо, обратившееся с жалобой на нарушение своего права, переписывается с Секретариатом, то есть:

Заявителю, может быть выслан формуляр, в том случае, если, жалоба была подана в свободной форме:

секретариат может сообщить, что данная жалоба может быть признана неприемлемой, так как она не выдерживает определенных условий приемлемости ли является явно необоснованной.

Но, секретариат не может определять дальнейшую судьбу жалобы, то есть если лицо, обратившееся в Европейский Суд по правам человека, настаивает на рассмотрении жалобы будет рассмотрена его жалобы, данная жалоба будет рассмотрена в соответствии с процедурами ЕС.

юрисдикционная – стадия рассмотрения дела в соответствии с процедурами ЕС:

Дело поступает для изучения судье ЕС.

Комитет , состоящий из трех судей, по представлению одного из судей рассматривает дела не предмет приемлемости, точнее неприемлемости данного дела.

Европейский Суд по правам человека действует, образуя:

Комитеты (3судьи),

Палаты (7судей).

Большую палату (17 судей).

Судья, избранный от государства, являющегося стороной в споре, обязательно входит в Палату и Большую Палату.

Комитет решает вопрос приемлемости и необходимости дальнейшего рассмотрения дела. В том случае, если Комитет считает, что данная жалоба неприемлема и не подлежит дальнейшему рассмотрению, он принимает единогласное решение о признании обращения неприемлемым и снятия его с очереди.

Палата рассматривает вопросы приемлемости и существа дела в том случае, если комитет не признал жалобу неприемлемой. Палата может вынести окончательное решение по делу.

Большая Палата рассматривает дела:

По межгосударственным жалобам,

По индивидуальным жалобам, если решение дела требует толкования положений Конвенции и протоколов, а также войти в противоречие с предыдущим решение суда

При наличии прошения одной из сторон на рассмотрение дела Большой палатой в течении 3-х месяцев с момента вынесения решения Палатой.

В случае признания обращения приемлемым, Европейский Суд по правам человека, может предложить:

Дружественное урегулирование:

Разрешить дело в соответствии с собственной процедурой.

Как ожидается, Европейский Суд по правам человека после реформы будет рассматривать дела в течении 2-х лет.

Решения Европейский Суд по правам человека являются обязательным для государств-участников Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров Совета Европы, которому передаются принятые Европейским Судом по правам человека решения. Дело не считается оконченным до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства в соответствии с решением Европейского Суда по правам человека.

Какие вопросы разрешают Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека:

Определяют, было ли нарушено государством конкретное право, предусмотренное вышеназванными документами, в отношении заявителя, и какими именно действиями государственных лиц оно было нарушено.

Признают нарушения права.

Европейский Суд по правам человека присуждает справедливую компенсацию за нарушенное право.

Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд по правам человека не имеют право отменять внутренние судебные решения и определять права и обязанности человека в конкретном случае.

При обращении в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд по правам человека необходимо помнить, что бремя доказывания лежит на заявителе, то есть заявитель должен обосновать свою жалобу, иначе она может быть признана злоупотреблением своего права.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я считаю, что до тех пор, пока законодательство Российской Федерации не будет приведено в соответствии с нормами Конвенции

 о правах человека, и до тех пор пока Европейский Суд не в состоянии применять санкции по отношению к Российской Федерации – Европейский Суд по правам человека не будет являться для граждан России гарантом защиты прав человека.

Хотя есть прецеденты о делах граждан нашей страны дела, которых были рассмотрены Европейским Судом:

О. Биман. Единственная, кто, выиграл процесс о реституции в Европейском Суде, хотя закон о реституции в Российской Федерации отсутствуют.[7]

Граждане России, проживающие на территории Литвы, подали жалобу о нарушении прав человека в Европейский Суд по правам человека. Дело в том, что правительство Литвы при замене паспортов, самостоятельно изменило окончания имён и фамилий прибавив в конце к русским именам скончание «с». и теперь Иванов, стал Иванов’с и т д. Это считается по мнению граждан нарушением прав человека.[8]

А вообще-то, трудно сказать, является ли Европейский Суд по правам человека, гарантом защиты прав человека для граждан нашей страны. Но обращаться в Европейский Суд нашим гражданам затруднительно, потому что наша судебная машина очень медлительна, это, во-первых, (рассмотрение судебных дел в Р.Ф. длиться не месяцы, а годы, хотя, требование Европейского Суда обязывает подать жалобу не позднее 6 месяцев), а во-вторых, не каждый гражданин нашей страны может себе позволить заплатить 5000 долларов за разбирательство его дела в Европейском Суде.

Как об этом пишет М.Л. Энтин в книге «Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная Хартия»:

«Дело в том, что, как общее правило, жалобы составлены без учета формально-юридических требований. В смысле некоторых из них просто трудно разобраться. Они представляют собой лишь сгусток эмоций. Другие составлены до обращения к конкретным российским инстанциям. Третьи не имеют непосредственного отношения к сфере регулирования Конвенции и.т.д. …».

Но, исходя, из того, что кто-то пытается, и некоторые выигрывают дела в Европейском Суде, в него можно обращаться.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Москва. Г.И. Иванец. И.В. Калинский. В.И. Червонюк. 2001г.

2. Хартия Европейского Союза об основных правах. Комментарий. Москва. Юриспруденция.2001г.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Текст приведен по: Право Европейского Союза: Документы и комментарии. С.Ю. Кашкин. Москва. Терра.1999г.

4. Правоохранительные органы Российской Федерации. В.М. Фокин. Москва. 1999г.

5. Правоохранительные Органы: Федеральный закон «об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

6. О гражданстве Европейского Союза. П.А.Калинеченко. Москва.2000г.

7. Европейская конвенция о защите прав человека и Европейская социальная хартия. Право и практика. Доннна Гомьен, Девид Харрис, Лео Зваак.


[1] Имеется в виду ФРГ.

[2] См.: Кашкин С.Ю. Основы права Европейского Союза М. 1997г.

[3]

[4] Фокин В.М. Правоохранительные органы Р.Ф.

[5] Федеральный закон «об органах федеральной службы безопасности Р.Ф. от25.07.95.

[6] Комментарий к Конституции Р.Ф. М.2001г. с.69.

[7] Т.В.К. «Московия» «Русский Дом»

[8] Т.В.К. «Московия» «Русский Дом»



Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.