ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД – ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
« Европа – это только вопросы
валового внутреннего продукта,
но и определенное видение
человека».
Р. Хериот - председатель
Конвента по разработке хартии.
Исторические предпосылки Объединения Европы лежат в далеком прошлом. Ещё в средние века под лозунгом “Renovatio Imperii Romani” (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере в западной её части, некий Единый центр власти. Эти попытки – добровольного объединения и порабощения путем военной агрессии (что случалось чаще), как известно, потерпели неудачу. Тем не менее, по сей день в речах европейских политиков нередко говорится о "воссоединении" Европы, несмотря на всю неоднозначность подобных аналогий.
Современный этап объединения Европы на основе добровольного ограничения государствами своего суверенитета начался в конце 40х , начале 50 х годов ХХ столетия. Участвовать в нем пожелали сначала только шесть, западноевропейских, стран: Бельгия, Германия[1], Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, затем их стало 9 (1973 г.) присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, (1981 г.) вступили Греция – 10, (1986 г.) вступили Испания и Португалия – 12, (1995 г.) Австрия, Финляндия, Швеция – 15. Но на этом процесс расширения Европейского союза не завершился. В настоящее время к вступлению в эту организацию готовится ещё 13 стран, в основном восточноевропейских.
Но вернемся назад в 40 – 50е годы. По инициативе Международного комитета движений за Европейское единство в мае 1948 года в г. Гааге был проведён Конгресс Европы, предложивший создать « Хартию прав человека». Принятая этим движением Декларация принципов, в соответствии, с которыми предлагалось создавать « Европейский союз» содержала в тои следующий пункт:
В состав Европейского союза могут входить только такие государства, которые разделяют основные принципы Хартии прав человека и заявляют о своей готовности гарантировать их выполнения.
Это было отражено в статье 3 Устава Совета Европы, подписанного в Лондоне 5 мая 1949 года, в следующей редакции: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должен пользоваться правами человека и основными свободами».
Исходя из этого Совет Европы был учрежден в 1949 году. Деятельность Совета Европы направлена на гуманизацию политики и принятия общих правовых норм для государства – членов Совета Европы.
В мае 1950 года французские политики Ж. Монне и Р. Шуман, которых по аналогии с творцами американской конституции, называют сейчас отцами – основателями или архитекторами Европейского союза. Первый из них разработал, а второй в качестве министра иностранных дел от имени правительства своей страны огласил меморандум (План Шумана), предлагавший в качестве первого шага в создании « Европейской Федерации» передать под управление надгосударственных органов власти производство угля и стали – в то время две ключевые отрасли тяжелой промышленности.*[2]
В 1951 году на основании «Плана Шумана» в Париже был заключен договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) , действующий и поныне. Первоначальными участниками новой организации, как уже говорилось, стали шесть западноевропейских стран.
С 1952 года Совет Европы имеет свой флаг с двенадцатью звездами и с 1972 года свой гимн ( прелюдия «Ода радости»).
Следующий «кирпичик » в фундамент будущего Европейского союза был заложен в 1957 году, когда интеграционная модель ЕОУС была распространена на всю экономику. Речь идет о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), компетенция которого уже не привязана к какой-то отдельной отрасли индустрии или сельского хозяйства. Одновременно с ЕЭС на основании отдельного учредительного договора было создано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
Названные три сообщества вместе, послужили основой для учреждения в начале девяностых годов организации - Европейский Союз.
Договор о Европейском Союзе (известный также по месту подписания как Маастрихгским) был заключен в 1992 году и вступил в силу 1 ноября 1993 года.
С 1964 года празднуется день ( 5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге. мая 1949 г. принят устав Совета Европы.
От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и связанные с ними отношения, но охватила также важные области, как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.
Соответствующим образом складывается внутренняя структура новой организации. Её принято рассматривать как совокупность трех элементов, трех опор, каждая из которых охватывает определенную сферу интеграционных процессов: социально-экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную.
Первая «опора» самая старая и наиболее продвинутая по степени интеграции - Европейские сообщества ( бывшая ЕЭС) вместе взятые.
В рамках второй «опоры» Европейский Союз осуществляет внешнеполитическую функцию, стремясь утвердить « свою индивидуальность на международной арене» (ст.2 Договора о Европейском Союзе). Называется она Общая внешняя политика и политика безопасности.
Самая последняя по времени возникновения, но всё более значимая третья «опора» Союза имеет своим предметом борьбу с преступностью – сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере…
Третья «опора» в первоначальной редакции Договора о Европейском Союзе называлась «Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел». Название этой «опоры» было изменено в 1997 г. в связи с тем, что ряд вопросов был перенесен в компетенцию Европейского сообщества (визовая, иммиграционная политика, политика в области представлений убежища и др.). Деятельность государств - членов Союза в рамках третьей «опоры», концентрируется отныне только на борьбе с криминальными деяниями и преступностью.
Организационное единство Союза обеспечивается в первую очередь единым составом государств - членов и единой системой руководящих органов.
Из бывшего Социалистического блока и бывшего СССР в Совет Европы были приняты страны Прибалтики, так как первые заявили о правах своих граждан.
Россия была официально принята в Совет Европы 26 февраля 1996 г., то есть спустя 48 лет как Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций утвердила Всеобщую декларацию Прав человека (10 декабря 1948 г.) только через 50 лет Россия признала, что Права человека в Российской Федерации существуют.
Поскольку сама Хартия, в Преамбуле, параграфа 3 ст. 52 и ст. 55, подчеркивает свою неразрывную связь с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., она предполагает толкование своих положений через текст и дух конвенции 1950 г., а так же через прецендентное право Европейского Суда по правам человека.
От участия в правозащитном механизме Совета Европы Россия получит:
Первое, справедливое рассмотрение жалоб гражданина, если в нашей стране по каким-то причинам добиться этого не удалось.
Второе, присоединившись к Европейской Конвенции 1950 г., Россия ещё раз заявит о приоритете гражданских прав и свобод, что является основным правом любого демократического общества.
И в третьих, с правовой точки зрения, Россию можно будет считать полноправным членом Европейского Союза, которая ставит перед собой задачу защиты и укрепления демократии и прав человека.
Россия вступила в Совет Европы, наполовину выполнив условия, поставленные ей Советом Европы.
1. Принятие Российской Федерацией закона об альтернативной [3]гражданской службе. В Конституции Российской Федерации : Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года устанавливает, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Уклонение от призыва уголовно наказуемо (ст.80, 81 УК РФ). В соответствии с Конституцией РФ ( У 3 ст.59) гражданин Р.Ф. если его убеждения или вероисповедание противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой».
Но закона о порядке прохождения альтернативной службы, правах и обязанностях и ответственности лиц, несущих её пока ещё не существует.
2. Отмена смертной казни ( не решена по сей день). С расширением гарантий права на жизнь, связаны конкретизирующие Конституцию нормы, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно, впредь до её отмены (п.2 ст. 20 Конституции) и может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной, за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом №6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Ст.1 указанного Протокола устанавливает: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен.» Из Протокола (ст.2) следует, что введение смертной казни разрешается государством – участником конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит её приближение. Для России условиями вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение ближайших 3 х лет. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Такой мораторий объявлен соответствующим указом Президента РФ.
Комментарий к Конституции Р.Ф.
Преамбула
Из всех документов Европейских Сообществ и Европейского Союза Преамбула к Хартии Европейского Союза об основных правах является, пожалуй, наиболее концентрированно, глубоко концептуальным разделом, воплощающим в себе сущность, содержание и принципиальные основы всего того, что мы называем правом Европейского союза. Она содержит в себе практически все основополагающие цели, задачи, функции, пути, средства, тенденции и перспективы развития этой уникальной всеобъемлющей Европейской интеграционной организации.
Из преамбулы следует, что Хартия имеет своим объектом и народы объединенной Европы, и государства, и граждан Европейского Союза, и лиц, находящихся на их территории.
Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия».
Эти принципы базируются на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абзац 2).
Соответственно название и главы Хартии:
«Достоинство”
“Свободы”
“Равенство”
“Солидарность”
“Гражданство”
“Правосудие”
Соединенные вместе, они и дают то, что мы называем демократией.
Глава I . Достоинство
Глава I. Состоит из 5 статей и закрепляет основные личные права граждан Европейского Союза, а также иных лиц.
Все права, содержащиеся в этой главе, логически связаны с правом на человеческое достоинство ( ст.1 Хартии ) и не могут рассматриваться в отрыве от него. К этим правам относятся право на жизнь (ст.2 Хартии), право на психическую и физическую целостность (ст.3 Хартии),запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (ст.4 Хартии), запрещение рабства и принудительного труда.
Кроме прав, в этом разделе содержится целый ряд запретов, направленных на то, чтобы гарантировать каждому возможность беспрепятственного осуществления всего комплекса прав, связанных с принципом уважения человеческого достоинства, так, в первой главе закреплены запрет на торговлю человеческими существами (ст.5 Хартии), запрет на смертную казнь (ст.2 Хартии) и многие другие.
Глава II . « Свободы»
Глава II. Свободы занимает в Хартии центральное место. Она состоит из 14 статей и закрепляет обширный массив прав и свобод граждан Европейского Союза, а так же иных лиц.
В этой главе представлены широкий спектр прав и свобод: личных (право на свободу-ст.6, право на защиту данных личного характера-ст.8. и.т.д.), политических ( свобода собраний и объединений ст. 12., свобода информации ст.11 и.т.д.) , социально-экономических ( право на труд ст. 15, право собственности ст. 17 и.т.д.) и культурных ( право на образование ст.14, право на академическую свободу ст.13 и.т.д.).
Глава III . «Равенство»
3 глава, Хартии, включает в себя сеть статей, объединенных общей задачей обеспечения равенства, и подчинена логике закрепления сначала общих составляющих принципа равенства: равенство перед законом (ст.20) , недопустимость дискриминации (ст.21 – с последующей конкретизацией его проявлений в праве на культурное, религиозное и языковое разнообразие (ст.22), в равенстве мужчин и женщин (ст.23). Хартия особо выделяет таких специфических адресатов этого принципа как дети (ст. 24), пожилые люди (ст.25) и инвалидов (ст.26).
В этой главе равенство рассматривается, с одной стороны, как общий основополагающий принцип, пронизывающий каждое право или свободу и способствующий обеспечению всего комплекса прав и свобод, а с другой стороны, как механизм создания условий для реализации прав и свобод менее «самостоятельных слоев общества, которые неспособны своими силами осуществить свои права в полном объеме.
IV глава «Солидарность»
Глава IV Хартии «Солидарность» включает в себя 12 статей в основном социальной направленности, отражающих доктрину социальной солидарности и сотрудничества труда и капитала. Они связаны с трудовыми отношениями (ст. 27-32), защитой семьи, материнства и детства (ст.33) , социальным обеспечением ( ст.34) ., охраной здоровья (ст.35) защитой окружающей среды (ст.37), обеспечения услугами (ст.36) и защитой прав потребителей (ст. 38).
В главе солидарность рассматриваются также запрещающая статья: запрет детского труда (ст.32).
V .глава «Гражданство»
Глава V. «Гражданство» Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. содержит восемь статей, преимущественно связанных с политическими и информационными правами, вытекающими из наличия у лица гражданства Европейского союза*
Право голосовать и балатироваться (ст.39-40), право на доступ к документам (ст.42), право на хорошее управление (ст.41), свобода передвижения и выбора места жительства (ст.45), дипломатическая защита (ст.46), Омбудсман (ст.43)-должность Омбудсамна Союза Включает в себя проведение независимого расследования, направление запросов в заинтаресованые инстанции и предоставление докладов Европейскому парламенту. Само по себе наличие такого органа является важной гарантией соблюдения прав человека и обеспечения высокого уровня их защиты.
Глава VI . «Правосудие»
Глава VI.Хартии состоит из четырех статей и указывает на основные процессуальные гарантии прав и свобод, содержащиеся в Хартии, а так же основополагающие принципы судебного процесса в Европейском Союзе. В этой главе закреплены право на эффективное обжалование (параграф 1.ст.47), право на доступ к беспристрастному суду (параграф 2 ст.47), право на защиту (параграф 2 ст.48),право на юридическую помощь (параграф 3 ст.47), а так же на процессуальные принципы, как принцип, презумкции невиновности (параграф 1 ст.48), принципы публичности судебного разбирательства (параграф2 ст.47),принцип “ mon bis in idem “,право не подвергаться судебному преследованию и уголовному наказанию за одно и тоже преступление.
Глава VII . «Общие положения»
Глава VII. Хартии (ст.51-54) завершающая глава. Её статьи закрепляют «общие положения»,то есть нормы, предназначение которых – определить действия Хартии в целом, в том числе соотношение с другими источниками основных прав и свобод.
В подготовительных документах Конвента, разрабатывающего Хартию, предмет главы VII обозначился термином «горизонтальные вопросы».Первоначально наряду с положениями, сюда предполагалось включить принцип недопустимости дискриминации и принцип равенства мужчин и женщин, которые в итоговой редакции документа получили закрепление в нормах главы «Равенство» (ст.21 и ст.23).*
Итак, статьи главы «Равенство»:
-ст.51-устанавливает сферу применения Хартии
-ст.52-определяет, во-первых, условия допустимости ограничений прав и свобод, а, во-вторых, прядок реализации основных прав.
-ст.53-признание и защита основных прав и свобод (национальный уровень, международного сообщества, наднациональный уровень Европейского Союза)
-ст.54-запрещает злоупотребление правами
Итак, Хартия основных прав и свобод Европейского Союза принята Конвентом, она провозгласила важнейшие права и свободы граждан Европы, очертила их границы и гарантии, запретила злоупотребление ими. Как эти права будут реализовываться на практике, покажет сама жизнь, и это необходимо будет отразить в новых комментариях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я считаю, что до тех пор, пока законодательство Российской Федерации не будет приведено в соответствии с нормами Конвенции
о правах человека, и до тех пор пока Европейский Суд не в состоянии применять санкции по отношению к Российской Федерации – Европейский Суд по правам человека не будет являться для граждан России гарантом защиты прав человека.
Хотя есть прецеденты о делах граждан нашей страны дела, которых были рассмотрены Европейским Судом:
О. Биман. Единственная, кто, выиграл процесс о реституции в Европейском Суде, хотя закон о реституции в Российской Федерации отсутствуют.[7]
Граждане России, проживающие на территории Литвы, подали жалобу о нарушении прав человека в Европейский Суд по правам человека. Дело в том, что правительство Литвы при замене паспортов, самостоятельно изменило окончания имён и фамилий прибавив в конце к русским именам скончание «с». и теперь Иванов, стал Иванов’с и т д. Это считается по мнению граждан нарушением прав человека.[8]
А вообще-то, трудно сказать, является ли Европейский Суд по правам человека, гарантом защиты прав человека для граждан нашей страны. Но обращаться в Европейский Суд нашим гражданам затруднительно, потому что наша судебная машина очень медлительна, это, во-первых, (рассмотрение судебных дел в Р.Ф. длиться не месяцы, а годы, хотя, требование Европейского Суда обязывает подать жалобу не позднее 6 месяцев), а во-вторых, не каждый гражданин нашей страны может себе позволить заплатить 5000 долларов за разбирательство его дела в Европейском Суде.
Как об этом пишет М.Л. Энтин в книге «Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная Хартия»:
«Дело в том, что, как общее правило, жалобы составлены без учета формально-юридических требований. В смысле некоторых из них просто трудно разобраться. Они представляют собой лишь сгусток эмоций. Другие составлены до обращения к конкретным российским инстанциям. Третьи не имеют непосредственного отношения к сфере регулирования Конвенции и.т.д. …».
Но, исходя, из того, что кто-то пытается, и некоторые выигрывают дела в Европейском Суде, в него можно обращаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Москва. Г.И. Иванец. И.В. Калинский. В.И. Червонюк. 2001г.
2. Хартия Европейского Союза об основных правах. Комментарий. Москва. Юриспруденция.2001г.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Текст приведен по: Право Европейского Союза: Документы и комментарии. С.Ю. Кашкин. Москва. Терра.1999г.
4. Правоохранительные органы Российской Федерации. В.М. Фокин. Москва. 1999г.
5. Правоохранительные Органы: Федеральный закон «об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»
6. О гражданстве Европейского Союза. П.А.Калинеченко. Москва.2000г.
7. Европейская конвенция о защите прав человека и Европейская социальная хартия. Право и практика. Доннна Гомьен, Девид Харрис, Лео Зваак.
[1] Имеется в виду ФРГ.
[2] См.: Кашкин С.Ю. Основы права Европейского Союза М. 1997г.
[3]
[4] Фокин В.М. Правоохранительные органы Р.Ф.
[5] Федеральный закон «об органах федеральной службы безопасности Р.Ф. от25.07.95.
[6] Комментарий к Конституции Р.Ф. М.2001г. с.69.
[7] Т.В.К. «Московия» «Русский Дом»
[8] Т.В.К. «Московия» «Русский Дом»
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД – ГАРАНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ВВЕДЕНИЕ
« Европа – это только вопросы
валового внутреннего продукта,
но и определенное видение
человека».
Р. Хериот - председатель
Конвента по разработке хартии.
Исторические предпосылки Объединения Европы лежат в далеком прошлом. Ещё в средние века под лозунгом “Renovatio Imperii Romani” (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере в западной её части, некий Единый центр власти. Эти попытки – добровольного объединения и порабощения путем военной агрессии (что случалось чаще), как известно, потерпели неудачу. Тем не менее, по сей день в речах европейских политиков нередко говорится о "воссоединении" Европы, несмотря на всю неоднозначность подобных аналогий.
Современный этап объединения Европы на основе добровольного ограничения государствами своего суверенитета начался в конце 40х , начале 50 х годов ХХ столетия. Участвовать в нем пожелали сначала только шесть, западноевропейских, стран: Бельгия, Германия[1], Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, затем их стало 9 (1973 г.) присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, (1981 г.) вступили Греция – 10, (1986 г.) вступили Испания и Португалия – 12, (1995 г.) Австрия, Финляндия, Швеция – 15. Но на этом процесс расширения Европейского союза не завершился. В настоящее время к вступлению в эту организацию готовится ещё 13 стран, в основном восточноевропейских.
Но вернемся назад в 40 – 50е годы. По инициативе Международного комитета движений за Европейское единство в мае 1948 года в г. Гааге был проведён Конгресс Европы, предложивший создать « Хартию прав человека». Принятая этим движением Декларация принципов, в соответствии, с которыми предлагалось создавать « Европейский союз» содержала в тои следующий пункт:
В состав Европейского союза могут входить только такие государства, которые разделяют основные принципы Хартии прав человека и заявляют о своей готовности гарантировать их выполнения.
Это было отражено в статье 3 Устава Совета Европы, подписанного в Лондоне 5 мая 1949 года, в следующей редакции: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должен пользоваться правами человека и основными свободами».
Исходя из этого Совет Европы был учрежден в 1949 году. Деятельность Совета Европы направлена на гуманизацию политики и принятия общих правовых норм для государства – членов Совета Европы.
В мае 1950 года французские политики Ж. Монне и Р. Шуман, которых по аналогии с творцами американской конституции, называют сейчас отцами – основателями или архитекторами Европейского союза. Первый из них разработал, а второй в качестве министра иностранных дел от имени правительства своей страны огласил меморандум (План Шумана), предлагавший в качестве первого шага в создании « Европейской Федерации» передать под управление надгосударственных органов власти производство угля и стали – в то время две ключевые отрасли тяжелой промышленности.*[2]
В 1951 году на основании «Плана Шумана» в Париже был заключен договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) , действующий и поныне. Первоначальными участниками новой организации, как уже говорилось, стали шесть западноевропейских стран.
С 1952 года Совет Европы имеет свой флаг с двенадцатью звездами и с 1972 года свой гимн ( прелюдия «Ода радости»).
Следующий «кирпичик » в фундамент будущего Европейского союза был заложен в 1957 году, когда интеграционная модель ЕОУС была распространена на всю экономику. Речь идет о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), компетенция которого уже не привязана к какой-то отдельной отрасли индустрии или сельского хозяйства. Одновременно с ЕЭС на основании отдельного учредительного договора было создано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
Названные три сообщества вместе, послужили основой для учреждения в начале девяностых годов организации - Европейский Союз.
Договор о Европейском Союзе (известный также по месту подписания как Маастрихгским) был заключен в 1992 году и вступил в силу 1 ноября 1993 года.
С 1964 года празднуется день ( 5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге. мая 1949 г. принят устав Совета Европы.
От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и связанные с ними отношения, но охватила также важные области, как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.
Соответствующим образом складывается внутренняя структура новой организации. Её принято рассматривать как совокупность трех элементов, трех опор, каждая из которых охватывает определенную сферу интеграционных процессов: социально-экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную.
Первая «опора» самая старая и наиболее продвинутая по степени интеграции - Европейские сообщества ( бывшая ЕЭС) вместе взятые.
В рамках второй «опоры» Европейский Союз осуществляет внешнеполитическую функцию, стремясь утвердить « свою индивидуальность на международной арене» (ст.2 Договора о Европейском Союзе). Называется она Общая внешняя политика и политика безопасности.
Самая последняя по времени возникновения, но всё более значимая третья «опора» Союза имеет своим предметом борьбу с преступностью – сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере…
Третья «опора» в первоначальной редакции Договора о Европейском Союзе называлась «Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел». Название этой «опоры» было изменено в 1997 г. в связи с тем, что ряд вопросов был перенесен в компетенцию Европейского сообщества (визовая, иммиграционная политика, политика в области представлений убежища и др.). Деятельность государств - членов Союза в рамках третьей «опоры», концентрируется отныне только на борьбе с криминальными деяниями и преступностью.
Организационное единство Союза обеспечивается в первую очередь единым составом государств - членов и единой системой руководящих органов.
Из бывшего Социалистического блока и бывшего СССР в Совет Европы были приняты страны Прибалтики, так как первые заявили о правах своих граждан.
Россия была официально принята в Совет Европы 26 февраля 1996 г., то есть спустя 48 лет как Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций утвердила Всеобщую декларацию Прав человека (10 декабря 1948 г.) только через 50 лет Россия признала, что Права человека в Российской Федерации существуют.
Поскольку сама Хартия, в Преамбуле, параграфа 3 ст. 52 и ст. 55, подчеркивает свою неразрывную связь с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., она предполагает толкование своих положений через текст и дух конвенции 1950 г., а так же через прецендентное право Европейского Суда по правам человека.
От участия в правозащитном механизме Совета Европы Россия получит:
Первое, справедливое рассмотрение жалоб гражданина, если в нашей стране по каким-то причинам добиться этого не удалось.
Второе, присоединившись к Европейской Конвенции 1950 г., Россия ещё раз заявит о приоритете гражданских прав и свобод, что является основным правом любого демократического общества.
И в третьих, с правовой точки зрения, Россию можно будет считать полноправным членом Европейского Союза, которая ставит перед собой задачу защиты и укрепления демократии и прав человека.
Россия вступила в Совет Европы, наполовину выполнив условия, поставленные ей Советом Европы.
1. Принятие Российской Федерацией закона об альтернативной [3]гражданской службе. В Конституции Российской Федерации : Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 года устанавливает, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Уклонение от призыва уголовно наказуемо (ст.80, 81 УК РФ). В соответствии с Конституцией РФ ( У 3 ст.59) гражданин Р.Ф. если его убеждения или вероисповедание противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой».
Но закона о порядке прохождения альтернативной службы, правах и обязанностях и ответственности лиц, несущих её пока ещё не существует.
2. Отмена смертной казни ( не решена по сей день). С расширением гарантий права на жизнь, связаны конкретизирующие Конституцию нормы, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно, впредь до её отмены (п.2 ст. 20 Конституции) и может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной, за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Вступление России в Совет Европы выдвинуло в повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом №6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Ст.1 указанного Протокола устанавливает: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен.» Из Протокола (ст.2) следует, что введение смертной казни разрешается государством – участником конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо в условиях, когда грозит её приближение. Для России условиями вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение ближайших 3 х лет. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Такой мораторий объявлен соответствующим указом Президента РФ.
Комментарий к Конституции Р.Ф.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.