Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства. Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей». Это был и симптом роста населения. Затем последовало расширение пахоты и рост городов, которые с римского времени прозябали в уголке своих старых стен. Возобновилась экспансия христианства: в славянские земли, в Скандинавию, на юг Испании (Реконкиста). А в XII - XIII веках на восток периодически выплескивались крестовые походы, что говорит, может быть, и о перенаселении.
В это время активно развивались оба будущих конкурента - феодальное поместье и город. Развитие торговли и импорт предметов роскоши с Востока стимулировали отказ феодалов от хозяйственной изоляции. Торговля подпитывала и город, хотя в эту эпоху он был в первую очередь центром ремесла. Впрочем, приморские города (Венеция, Ганзейский союз, Генуя) распространяли свое торговое и политическое влияние на огромные территории и основали настоящие колонии.
В это время могущество крупных феодалов достигло пика, а значит, королевская власть была слаба. Залогом будущих изменений стало начало чеканки денег королями. Этого требовала экономика, но потом монета стала мощным политическим рычагом централизации.
Культурная жизнь потихоньку перемещается из монастырей в город. Характерно, что именно в городах впервые появляются готические соборы в конце XII века. С конца одиннадцатого века стали появляться городские университеты. Даже монастыри часто строились в городах.
Церковь участвовала в общественной динамике самым активным образом. Она поддержала инициативу крестовых походов. Часто поддерживала города против феодалов. Напоминала о том, что по Библии труд - это положительная ценность, в противоположность надменности аристократов. Даже начальный капитал для большинства средневековых начинаний в эту пору исходил, в конечном счете, от церкви, потому что крупных финансистов еще не было. Однако вовлеченность церкви в светскую жизнь создала и проблемы. Папы оказались вовлечены во многовековой конфликт с германским императором, а затем и с французским королем. В этой борьбе у церкви были победы и унижения, но в целом она теряла лицо. Однако все равно вся жизнь города протекала в церковном ритме, вокруг собора и в подчинении или противостоянии церковным нормам. Епископ был как минимум столь же важным лицом в городе, что и глава городского совета.
Осень Средневековья».
Этот термин, Й. Хейзинга относит к периоду XIV -XV вв. Уже о Божественной Комедии Данте (1321г.), говорили, что она завершает Средневековье в культурном смысле. Тогда же был построен последний большой готический собор. Социально и экономически же закат Средневековья связан с тем, что городам и торговле стало тесно в его структуре. Они требовали общегосударственного пространства, международных связей, стандартных монет, налогов и т.д. С другой стороны, развитие техники отодвигало феодальные войны в прошлое. Последней такой войной можно считать вялотекущую Столетнюю войну в XIV-XV вв. Она ярко показала, что эпоха походов феодала с дружиной кончается и наступает время общенациональных ополчений. Все это стимулировало сосредоточение власти в руках государей, окончательно решив в их пользу спор за власть с церковью. И горожанам, избалованным разнообразием городской жизни, тоже стало тесно в стенах церковных норм.
Но выход из Средневековья не происходил безболезненно. В XIV веке развернулся сельскохозяйственный и финансовый кризис. За ним последовала знаменитая «Черная Смерть», которая уничтожила, по некоторым данным, треть населения Европы. В напуганных и лишенных религиозной базы народных массах стали появляться симптомы «психологических эпидемий»: преследования евреев, охота на ведьм и т.п. Это затронуло и церковь: в ней появилась инквизиция.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.