Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления ( по Р. Бейлзу)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности. Снятие напряжения. Выражение согласия
Решение проблем Предложения, указания. Выражение мнений. Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьбы об информации. Просьбы высказать мнение. Просьбы об указаниях
Негативные эмоции Выражение несогласия. Создание напряжённости. Демонстрация антагонизма

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие). Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействий.

Тем не менее, вслед за Бейлзом психологи стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т. е. их эмоции.

Р. Бейлз называет деловую сторону областью решения задач, так как эта сторона часто связана с выдвижением предположений, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Область эмоций характеризуется наличием таких речевых и поведенческих реакций, которые направлены не на дело, решение общей задачи, а на установление межличностных отношений в ходе взаимодействия. Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Конечно, это деление искусственно и обычно участники не разделяют дело и чувства.

Важным показателем оценки деловой или эмоциональной стороны является время взаимодействия, которое также может рассматриваться с различных позиций.

Если взаимодействие официально организовано, то времени отводится столько, сколько объективно необходимо для совместной деятельности. Например, урок как время для взаимодействия ученика и учителя имеет продолжительность 45 мин, врачу на осмотр пациента отводится 15-20 мин, работникам аэропорта на посадку пассажиров в самолет - 30 мин и т. д. Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Вы, наверное, замечали, что с кем-то вы могли бы быть рядом очень долго и даже не почувствовали бы этого. С другим же даже минута, проведенная вместе, будет в тягость.

Время совместной деятельности является не только условием проверки симпатий и прочности отношений. Длительность взаимодействия также является фактором формирования личностных особенностей взаимодействующих людей. С. Л. Рубинштейн писал, что при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга.

 

2.5 Теории межличностного взаимодействия (теория обмена Дж. Хоманса, теория символического интеракционизма Дж. Мида, теория управления впечатлениями Эрвина Гофмана, психоаналитическая теория З. Фрейда).

Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Согласно этой теории каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:

· чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаше он будет повторяться;

· если вознаграждение за определенные типы поведения
зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

· если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

· когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействии типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т. п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул => реакция; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т. п.

Популярностью пользуется и психоаналитический подход. З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их притягательность для человека заключаются в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

В основе подхода Э. Гоффмана, который получил название теория управления впечатлениями, лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гоффмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления у других о себе, Гоффман пишет: ”Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам”. Эту концепцию называют еще теорией социальной драматургии.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считающих, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем “разгадать” намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий: 1) незначимый жест (представляет собой автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Мида, “принять роль другого”. Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т. е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

В какой-то мере все является символами, но из них слова - наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого формирования является установление контроля за действиями личности и теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия, отвлекаясь от его содержания.

Отметим, что, несмотря на разнообразие подходов к проблеме взаимодействия, ни одна теория не обходит стороной такие понятия, как норма, социальный контроль, социальная роль. Именно им будут посвящены следующие разделы.

 

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 307.