СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие социального взаимодействия
2.2 Виды социальных мотивов взаимодействия
2.3 Классификация стратегий взаимодействия
2.4 Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления ( по Р. Бейлзу)
2.5 Теории межличностного взаимодействия (теория обмена Дж. Хоманса, теория символического интеракционизма Дж. Мида, теория управления впечатлениями Эрвина Гофмана, психоаналитическая теория З. Фрейда).
2.6 Модели организации совместной деятельности
2.7 Типы и степени выраженности взаимодействия
Введение.
В повседневной жизни мы совершаем огромное множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая об этом.
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей; читаем книги и смотрим телевизор. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развивались в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия
Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения, но и по сей день, эта проблема остается актуальной. Мы можем обратиться к трудам любого из классиков или современных теоретиков социологической науки, и мы убедимся, что в них значительное внимание уделяется проблеме социального взаимодействия. При рассмотрении проблемы социального взаимодействия возникает множество вопросов.
Вопрос социального взаимодействия является центральным в социологии, возникло множество социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для целого ряда социологических теорий.
Цель написания данной работы изучить особенности культуры и условия эффективности общения.
Основные задачи: Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть основные понятия и проблемы темы, подвести итоги по проделанной работе.
Понятие социального взаимодействия
Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
Заключение.
Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).
Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет "транслирует", репрезентирует себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях и даже в себе как в "другом".
Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.
В.А. Сухомлинский писал: "Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни… Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы … сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь".
Общение как продолжение себя в другом, есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.
Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1988г.
3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М. 1986
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М. 1982
5. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
6. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. 1994
7. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999. – 365 с.
8. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.1973
Интернет ресурсы.
1. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie.html
2. https://helpiks.org/5-34808.html
3. https://studfiles.net/preview/2277097/page:9/
4. https://works.doklad.ru/view/jz7rvGsSo04/4.html
СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Понятие социального взаимодействия
2.2 Виды социальных мотивов взаимодействия
2.3 Классификация стратегий взаимодействия
2.4 Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления ( по Р. Бейлзу)
2.5 Теории межличностного взаимодействия (теория обмена Дж. Хоманса, теория символического интеракционизма Дж. Мида, теория управления впечатлениями Эрвина Гофмана, психоаналитическая теория З. Фрейда).
2.6 Модели организации совместной деятельности
2.7 Типы и степени выраженности взаимодействия
Введение.
В повседневной жизни мы совершаем огромное множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая об этом.
Каждый раз, встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей; читаем книги и смотрим телевизор. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развивались в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия
Социологическая наука проявляла интерес к проблеме социального взаимодействия с самого своего зарождения, но и по сей день, эта проблема остается актуальной. Мы можем обратиться к трудам любого из классиков или современных теоретиков социологической науки, и мы убедимся, что в них значительное внимание уделяется проблеме социального взаимодействия. При рассмотрении проблемы социального взаимодействия возникает множество вопросов.
Вопрос социального взаимодействия является центральным в социологии, возникло множество социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для целого ряда социологических теорий.
Цель написания данной работы изучить особенности культуры и условия эффективности общения.
Основные задачи: Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть основные понятия и проблемы темы, подвести итоги по проделанной работе.
Понятие социального взаимодействия
Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.