ГЛАВА I . ФОРМЫ, МЕСТО, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                           Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3

  ГЛАВА I

Формы, место, цели и методы контроля знаний и умений учащихся………………………..5

       1. 1. Основные формы контроля знаний и умений учащихся………………………...5

       1. 2. Место контроля, цели проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения безопасности жизнедеятельности……………………………………………………7

       1. 3. Выводы по главе I…………………………………………………………………..8

  ГЛАВА II

Разработка контрольных и проверочных заданий, тестов, зачетов…………………………..9

       2. 1. Общие параметры тестовых и контрольных заданий…………………………....9

       2. 2. Геофизические опасные явления…………………………………………………10

       2. 3. Геологические опасные явления (экзогенные)………………………………….11

       2. 4. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления…….………..13

          2. 5. Морские и гидрологические опасные явления……………………...….……….14

       2. 6. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания............16

       2. 7. Природные пожары.................................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................21

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

  Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости студентов и учеников в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места./1/

  В литературе встречается следующее определение тестов:

  Тесты [<англ. test испытание, исследование] - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

  Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

  Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа./4/

  Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

  Но, несмотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

  К достоинствам следует отнести:

· как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

· исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

· ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

· универсальность, охват всех стадий процесса обучения./4/

  Хочу отметить и другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает лектору скорректировать курс.

1.        В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. / http:// www. pedlab. ru//

 

  При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладе­ния определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второ­степенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую па­мять, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить под­сказкой для ответа на другое.

  Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, что­бы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподхо­дящего ответа.

  Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также крат­ко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма от­ветов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да - нет”, “верно - неверно”./1/

  Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или не­сколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

  Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются преподаватели, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся? Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме “Чрезвычайные ситуации природного характера” и составляют цель моей работы.

  Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

· выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

· выяснить, какие формы контроля сложились в практике преподавателей безопасности жизнедеятельности, и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;

· детально изучить такую форму контроля как тест, усовершенствовать этот метод по предмету “Чрезвычайные ситуации природного характера”.

 

 

Блок А.

1. Магнитуда землетрясений – условная величина, характеризующая…

а) общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением;

б) время прихода поверхностных сейсмических волн;

в) время прихода поперечных сейсмических волн.

  2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекол, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

       а) закроете окна и двери и займете безопасное место в шкафу.

       б) позвоните в аварийную службу, отключите электричество, газ, воду, займете место у окна;

       в) отключите электричество, газ, воду, отойдете от окон и предметов мебели, которые могут упасть, займете безопасное место в проеме дверей;

    3.  По принятой в РФ 12-бальной шкале опасными для зданий и сооружений считают землетрясения с интенсивностью в…

       а) 5 баллов;

       б) 6 баллов;

       в) 7 баллов.

  4. Лава отличается от магмы отсутствием газов./2/

        а) неверно, магма отличается от лавы отсутствием газов;

       б) верно, газы из магмы улетучиваются при извержении;

       в) неверно, лава и магма имеют идентичный состав.

Блок Б.

  1. Продольные поперечные волны определяют разрушающее воздействие на расстоянии от эпицентра землетрясения. Поверхностные волны определяют:

       а) разрушающее действие землетрясения в ближней зоне от эпицентра;

       б) разрушающее действие землетрясения в дальней зоне от эпицентра;

       в) разрушающее действие землетрясения в гипоцентре.

  2. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:

       а) убегать перпендикулярно направлению движения потоков лавы;

       б) защищать органы дыхания, следовать в укрытие;

         в) убегать под углом 180° направлению движения потоков лавы.

  3. Определить силу землетрясения: Землетрясение данной силы соответствует энергии одной атомной бомбы. Ощущается всеми: потеря равновесия идущими людьми, разбиваются стекла, растрескивается штукатурка, звонят колокола.

      а) 3.5 балла;

       б) 4 балла;

       в) 5 баллов.

  4. Энергия землетрясения силой 8.5 баллов превышает энергию взрыва одной атомной бомбы в 1000000 раз./2/

       а) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 11.5 баллов;

       б) Это верное утверждение;

       в) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 5 баллов.

Ключ: Блок  А: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б. Блок  Б: 1)б; 2)а; 3)в; 4)б.

 

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Дать характеристику типам вулканов и типам извержений – эффузивным, смешанным и экструзивным;

2. Определение: землетрясение, форшоки, афтершоки, магнитуда землетрясения;

3. Шкала Рихтера, карта сейсмического районирования;

4. Определение эпицентра и гипоцентра.

Вопросы к зачету.

1. Поражающие факторы землетрясения;

2. Методы прогнозирования землетрясений и извержений вулканов;

3. Определение вулкана, его типы и характеристика;

4. Механизм протекания землетрясения; продольные и поперечные волны;

5. Алгоритм поведения при землетрясении;

6. Признаки землетрясения, форшоки и афтершоки;

7. Алгоритм поведения при извержении вулкана;

8. Определение и характеристика вулкана, лава, магма, палящая туча;

9. Шкала Рихтера, магнитуда землетрясения;

10. Карта сейсмического районирования. Требования к объектам, строящихся в сейсмоопасных  районах;

11. Поражающие факторы при извержении вулканов;

12. Примеры катастрофических землетрясений;

13. Сила, интенсивность землетрясения;

14. Проблема защиты от землетрясений, две группы антисейсмических мероприятий;

15. Последствия землетрясения;

16. Профилактические мероприятия, направленные против извержений вулканов;

17. Эпицентр, гипоцентр, очаг землетрясения, определение значения магнитуды;

18. Правила оповещения при землетрясении

19. Правила поведения человека, попавшего под завал;/2/

20. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае землетрясения.

 

Блок А.

  1. Оползень – скользящее вниз по уклону под действием сил тяжести…

       а)  масс снега, скапливающихся на склонах холмов, гор.

       б) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор, речные, озерные и морские террасы;

в) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор.

  2. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия:

       а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении, сами укроетесь в погребе;

       б) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, все двери и окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;

       в) выйдете из здания и направитесь в безопасное место, предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении.

 3. Лавины образуются на безлесных склонах крутизной начиная от:

       а) 5 - 7°;

       б) 7 - 10°;

       в) от 15° и более.

  4. Факторами появления оползней являются: обводненность грунта, изменение вида насаждений, уничтожение растительного покрова, выветривания, сотрясения.

       а) Выветривание не является фактором оползневого процесса;

       б) Все факторы перечислены правильно;

       в) Изменение вида насаждений не является фактором оползневого процесса.

Блок Б.

     1. Пассивные профилактические мероприятия по борьбе со сходом лавин - …

       а) использование опорных сооружений, дамб, лавинорезов, надолбов, снегоудерживающих щитов, восстановлении леса;

       б) искусственное провоцирование схода лавины в заранее выбранное время, организуют взрывы направленного действия, сильные источники звука;

       в)  разработка правил поведения и алгоритмов действия при сходе лавины.

  2. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в лавину велика. Ваши действия:

       а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного участка;

       б) при помощи веревок закрепитесь за большие камни;

       в) укроетесь за скалой или её выступом, ляжете и прижмётесь к земле, закрыв голову руками.

  3. Слой лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см., а старого -

       а) 10 – 40 см.;

       б) 40 – 70 см.;

       в) более 70 см.

  4. По механизму оползни бывают следующих типов: оползни сдвига, выдавливания, гидродинамического выноса внезапного разжижения.

       а) Существуют только оползни сдвига и выдавливания;

       б) Существуют все перечисленные типы оползней;

       в) Ни одного из этих типов оползней не существует.

Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Дать определение терминам: сели, оползни, обвалы, лавины, провалы земной поверхности;

2. Факторы, механизм образования оползневого процесса;

3. Профилактические противоселевые мероприятия, распределение селевых потоков по мощности;

4. Правила поведения при сходе лавины.

Вопросы к зачёту.

1. Определение эрозии почв, абразии, сели, обвалы, лавины;

2. Причины возникновения оползней, селей;

3. Профилактические противоселевые мероприятия;

4. Противолавинные профилактические мероприятия;

5. Правила поведения при сходе лавины;

6. Правила поведения при возникновении селя;

7. Механизм образования лавины, скорость, причины схода.

8. Поражающие факторы селевых потоков

9. Организационные, технические профилактические мероприятия при возникновении селя, при угрозе схода лавины;

10. Прогнозирование экзогенных геологических опасных явлений;

11. Мероприятия по борьбе с эрозиями почв;

12. Привлечение населения к противооползневым мероприятиям;

13.  Признаки оползневых подвижек;

14. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае схода снежной лавины и селя;

15. Просадка земной поверхности в результате карста.

 

Блок А.

  1.  Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 21 м/с.:

       а) шторм; б) вьюга; в) торнадо.

  2. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей необходимо:

       а) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;

      б) закрыть все окна и двери;

       в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.

  3. Чрезвычайная ситуация метеорологического характера, связанная с сильными метелями может быть вызвана:

       а) при скорости ветра от 6 – 8 м/с.;

       б) при скорости ветра от 8 – 15 м/с.;

       в) при скорости ветра более 15 м/с.

  4. Вихревые бури бывают только пыльными и снежными.

       а) бывают только снежными;

      б) данное утверждение является правильным;

      в) Кроме этого бывают еще и шквальные.

Блок Б.

  1. Высота смерча может достигать…

       а) 400 – 800 м.;

       б) 800 – 1500 м.;

       в) более 1500 м.

  2. При внезапном возникновении урагана, бури, смерча вы должны:

       а) закрыть двери и встать у оконных проемов, чтобы можно было увидеть окончание урагана, бури, смерча;

       б) отойти от окон, перейти в наиболее безопасное место, дождаться снижения порыва ветра, перебраться в наиболее надежное укрытие;

       в) подняться на чердак, закрыть окна, переждать стихийное бедствие.

  3. Чрезвычайная ситуация метеорологического характера, связанная с крупным градом может быть вызвана выпадением града размером:

       а) при диаметре градин 5 мм;

       б) при диаметре градин 9 мм;

       в) при диаметре градин более 10 мм.

  4. При сильном шторме наблюдается значительное разрушение строений, деревья вырываются с корнем, но на суше бывает редко.

       а) Верное утверждение;

       б) Подобные явления можно наблюдать только при жестком шторме;

       в) Подобные явления можно наблюдать только при урагане.

Ключ: Блок А: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в. Блок Б: 1)б; 2)б; 3)в; 4)а.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Выделить основные чрезвычайные ситуации метеорологического характера;

2. Определение смерча, пыльных бурь, ураганов. Циклон и антициклон;

3. Шкала Бофорта;

4. Последствия бурь, ураганов и смерчей.

Вопросы к зачету.

1. Алгоритм поведения при возникновении урагана;

2. Алгоритм поведения на местности при возникновении смерча;

3. Причины чрезвычайных ситуаций метеорологического характера;

4. Определение и характеристика циклонов и антициклонов;

5. Определение урагана, бури, шквала;

6. Пыльные бури: дать определение и характеристику;

7. Смерч. Определение, механизм возникновения, прогнозирование;

8. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций метеорологического характера;

9. Шкала Бофорта, дать характеристику;

10. Дать характеристику сильной жары и сильного мороза;

11. Дать характеристику сильного снегопада и сильного дождя, крупного града;

12. Перечислить и дать характеристику поражающих факторов тайфуна и урагана;

13. Механизм образования циклона и антициклона;

14. Прогноз, профилактические мероприятия, методы оповещения;

15. Районирование опасных метеорологических явлений;

16. Биологическое значение смерча;

17. Действие населения при бурях, ураганах, смерчах;

18. Последствия бурь, ураганов и смерчей;

19. Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей;

20. Определение и характеристика суховея.

 

Блок А.

  1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть (при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за значительного подпора грунтовых вод – это:

       а) подтопление; б) затопление; в) затор.

  2.  При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

       а) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;

       б) открыть окна и двери нижних этажей;

       в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

  3.  С какой периодичностью возникают выдающиеся наводнения?

       а) 20 – 25 лет;

       б) 50 – 100 лет;

       в) 100 – 200 лет.

  4. Одним из последствий наводнения является нарушение сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая.

       а) Основное последствие – взрывы на промышленных объектах в результате действия волны;

       б) Данное утверждение является верным;

       в) Кроме этого возникновение пожаров и изменение климата.

Блок Б.

  1.  Действие цунами не опасно:/5/

       а) в открытом океане;

       б) на равнинных побережьях;

       в) на побережьях с пологим берегом;

  2. Если вы оказались в волне цунами, то вашим первоочередным действием будет:

       а) набрать в грудь как можно больше воздуха, сгруппироваться и закрыть голову руками;

       б) сбросить одежду и обувь;

       в) воспользоваться плавающими и возвышающимися предметами, чтобы приготовиться к возвратному движению волны.

  3. При объявлении о возможности цунами жители должны подняться на высоту не менее:/5/

       а) не менее 8 метров;

       б) не менее 15 метров;

       в) не менее 30 метров.

  4. Главная причина образования затора – задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз по течению.

       а) …кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз против течения реки;

       б) …кромка смещается снизу вверх против течения реки;

       в) данное утверждение правильное.

Ключ: Блок А: 1)а; 2)а; 3)б; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)а; 3)б; 4)в.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Дать определение терминам: паводок, половодье, заторы, зажоры, ранний ледостав;

2. Классификация заторов и зажоров;/5/

3. Определение и характеристика цунами, причины возникновения;

4. Эвакуация при наводнениях и паводках.

Вопросы к зачету.

1. Определение и характеристика наводнения, паводка, половодья;

2. Определение и характеристика нагонов, условия возникновения;

3. Определение и характеристика цунами;

4. Механизм образования и география цунами;

5. Алгоритмы поведения при цунами;

6. Заторы и зажоры, - определение и характеристика;

7. Правила поведения при возникновении наводнения;

8. Эвакуация при наводнениях и паводках;

9. Основные группы чрезвычайных ситуаций гидрологического характера;

10. Низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические наводнения;

11. Причины возникновения и география заторов на крупных реках;

12. Поражающие факторы цунами и наводнения;

13. Определение силы цунами по величине магнитуды;

14. Продолжительность затопления на малых, средних и крупных реках;

15. Негативные факторы наводнений;

16. Эффективность профилактических мероприятий, направленных на борьбу с наводнениями;

17. Определение припая и раннего ледостава;

18. Прогноз и профилактические мероприятия, направленные на борьбу с цунами;

19. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения;

20. Наименование наводнений их продолжительность и география.

 

Блок А.

  1. Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости…

а) среди животных;

б) среди людей;

в) растений.

  2. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих насекомых:

       а) инфекции наружных покровов;

       б) кишечные инфекции;

       в) кровяные инфекции.

  3.  Укажите температурную норму жизни микроскопических микроорганизмов:

       а) от - 20° до +70°С;

       б) от - 10° до +80°С;

       в) от 0° до +90°С.

  4. По широте распространения эпизоотический процесс встречается в трех формах: спорадическая заболеваемость, эпизоотия, панзоотия./5/

       а) Данное утверждение верно;

       б) Спорадическая заболеваемость не является формой эпизоотического процесса;

       в) Панзоотия не является формой эпизоотического процесса.

Блок Б.

  1. Группа инфекций, передающихся через наружные покровы, называется:

       а) контактные;

       б) аэрозольные;

       в) трансмиссивные.

  2. Бактерицидами называется:

       а) Специальное оборудование для пробы воздуха с целью определения степени и характера бактериального загрязнения;

       б) Химические вещества, которые убивают бактерии;

       в) Явление остановки развития и размножения бактерий.

  3. Благоприятным pH для обитания и размножения бактерий является:

       а) 3.0 – 4.5;

       б) 4.5 – 7.0;

       в) 7.0 – 7,5.

  4. Опасной для здоровья считается вода, где содержание бактерий в 1 мл. воды превышает 100 различных тел.

       а) Данное утверждение является верным;

       б) Содержание бактерий должно быть более 1 тысячи тел;

       в) Содержание бактерий должно быть более 1 миллиона тел.

Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)а. Блок Б: 1)а; 2)б; 3)в; 4)а.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Дать определение и охарактеризовать эпизоотии, эпидемии, эпифитотии;

2. Классификация инфекционных заболеваний;

3. Карантин, дезинфекция, дезинсекция, дератизация;

4. Правила проведения дезинфекции.

Вопросы к зачету.

1. Классификация инфекционных заболеваний;

2. Определение и характеристика эпизоотий, эпифитотий, эпидемий;

3. Определение и характеристика панзоотий, панфитотий, пандемий;

4. Классификация инфекционных болезней по виду возбудителя;

5. Противоэпидемиологические и санитарно-гигиенические мероприятия;

6. Карантин и обсервация при эпидемии;

7. Определение и характеристика дезинфекции, дератизации;

8. Меры проведения профилактической дезинфекции;

9. Бактериологическое нормирование;/5/

10. Носители биологической опасности;

11. Определение и характеристика бактерицидов;

12. Примеры панфитотий;

13. Примеры панзоотий;

14. Примеры эпидемий;

15. Правила поведения при воздействии на население биологического оружия;

16. Охарактеризовать респираторные инфекции;

17. Охарактеризовать трансмиссивные инфекции;

18. Инфекции с невыясненными путями заражения, то есть неклассифицированная группа;

19. Иммунитет человека и животных к инфекционным заболеваниям;

20. История открытия микроорганизмов.

 

Природные пожары.

 

  В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых и др.

Тестовые задания.

Блок А.

  1.  Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, - это:

       а) лесной пожар; б) стихийный пожар; в) природный пожар.

  2. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего необходимо:

       а) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и окунуться в ближайший водоем;

       б) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня;

       в) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и дышать через мокрый платок (одежду).

  3. Площадь, охваченная огнем при катастрофическом лесном пожаре может достигать:

       а) 21 – 200 Га;

       б) 201 – 2000 Га;

       в) Более 2000 Га.

  4. Лесные пожары характеризуется по характеру возгорания, скорости распространения и размеру площади, охваченной огнем.

       а) Данное утверждение является верным;

       б) Характер возгорания не является характеристикой лесного пожара;

       в) Скорость распространения не является характеристикой лесного пожара.

Блок Б.

  1. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки огня, когда горит:/5/

       а) сухая трава и опавшая листва;

       б) только верхний ярус леса;

       в) верхний и нижний ярусы одновременно.

  2. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:

       а) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в наветренную сторону;

       б) оставаться на месте до приезда пожарных;

       в) определить направление ветра и распространение огня и быстро выходить из леса в подветренную сторону.

  3. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:

       а) 3 м/мин.;

       б) 3 – 100 м/мин.;

       в) Более 100 м/мин.

  4. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров колеблется от 10 до 15 суток, выгоревшая площадь в среднем составляет 450 – 500 Га./5/

       а) Выгоревшая площадь составляет в среднем 100 – 150 Га;

       б) Выгоревшая площадь составляет 500 – 1000 Га, продолжительность от 5 до 7 суток;

       в) Данное утверждение является верным.

Ключ: Блок А: 1)а; 2)б; 3)в; 4)а. Блок Б: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Определение и характеристика природного пожара;

2. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем;

3. Определение и характеристика подземных пожаров;

4. Скорость распространения лесных пожаров.

Вопросы к зачету.

1. По каким признакам классифицируются природные пожары?

2. Определение и характеристика природного пожара;

3. Характеристика верховых и низовых лесных пожаров;

4. Классификация лесных пожаров;

5. Структура и характеристика функционирования систем охраны лесов;

6. Характеристика почвенных пожаров, пожаров степных и хлебных массивов;

7. Продолжительность лесных пожаров;

8. Правила поведения человека, оказавшегося в зоне лесного пожара;

9. Последствия лесных пожаров;

10. Эвакуация населения при возникновении лесного пожара;

11. Основные причины возникновения лесных пожаров;

12. Характеристика и прочие параметры торфяного пожара;

13. Скорость распространения различных по интенсивности лесных пожаров;

14. Какие методы защиты лесов от пожаров предусмотрены в законодательных и нормативных актах РФ?/5/

15. Силы и средства, привлекаемые на тушение природных пожаров;

16. География лесных пожаров;

17. Скорость распространения лесного пожара при различных погодных условиях;

18. Последствия верховых и низовых пожаров;

19. Поражающие факторы лесного пожара;

20. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Как видно из всей моей работы, тест является логическим завершением контроля знаний учащихся. Именно тест дает сведения преподавателю о том, что усвоено и что не усвоено учениками. И, наконец, многие педагоги считают тест универсальным и в тоже время быстрым способом контроля за качеством знаний. Исходя из этого, я счел необходимым изучить подробнее этот способ проверки знаний, в чем и заключалась суть моей работы./1/

  Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найти решения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых-методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, С. Д. Смирнов, И. М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Э. А. Арустамов. Изучая труды этих поистине талантливых людей, я понял, что      совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения.

  Решения были найдены разные, а, следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными./2/

  Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составлен­ных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам и высшим учебным заведениям формировать подготовленных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накоплен­ный багаж знаний в любую минуту.

  Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущем нуждается наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровление экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. “Об адекватности экзаменационных оценок”//Высшее образование в России. №3, М. - 1993. (40-42 с.) /1/

2. Арустамов Э. А. “Безопасность жизнедеятельности”. Учебник. М. – 2003. (271-302с.) /2/

3. Аллахвердиева Д.Т. “Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения”//Высшее образование в России. №2, 1993. (102-104с.) /3/

4. Смирнов С.Д. “Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности”. Учебное пособие. М. – 1995. (271 с.) /4/

5. Ципилева Т. А. “Безопасность жизнедеятельности”//Учебное пособие Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники. (Кафедра автоматизации обработки информации). Томск – 2000. (208-229 с.)/5/

Ресурсы Интернета.

3. http:// www. pedlab. ru/

4. http:// www. uchebnayaprog. msu. ru/

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                           Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......3

  ГЛАВА I

Формы, место, цели и методы контроля знаний и умений учащихся………………………..5

       1. 1. Основные формы контроля знаний и умений учащихся………………………...5

       1. 2. Место контроля, цели проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения безопасности жизнедеятельности……………………………………………………7

       1. 3. Выводы по главе I…………………………………………………………………..8

  ГЛАВА II

Разработка контрольных и проверочных заданий, тестов, зачетов…………………………..9

       2. 1. Общие параметры тестовых и контрольных заданий…………………………....9

       2. 2. Геофизические опасные явления…………………………………………………10

       2. 3. Геологические опасные явления (экзогенные)………………………………….11

       2. 4. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления…….………..13

          2. 5. Морские и гидрологические опасные явления……………………...….……….14

       2. 6. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания............16

       2. 7. Природные пожары.................................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................21

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

  Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы контролирования успеваемости студентов и учеников в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места./1/

  В литературе встречается следующее определение тестов:

  Тесты [<англ. test испытание, исследование] - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

  Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

  Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа./4/

  Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

  Но, несмотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

  К достоинствам следует отнести:

· как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

· исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

· ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

· универсальность, охват всех стадий процесса обучения./4/

  Хочу отметить и другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает лектору скорректировать курс.

1.        В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. / http:// www. pedlab. ru//

 

  При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладе­ния определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второ­степенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую па­мять, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить под­сказкой для ответа на другое.

  Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, что­бы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподхо­дящего ответа.

  Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также крат­ко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма от­ветов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений “да - нет”, “верно - неверно”./1/

  Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или не­сколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.

  Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются преподаватели, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся? Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме “Чрезвычайные ситуации природного характера” и составляют цель моей работы.

  Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи:

· выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

· выяснить, какие формы контроля сложились в практике преподавателей безопасности жизнедеятельности, и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;

· детально изучить такую форму контроля как тест, усовершенствовать этот метод по предмету “Чрезвычайные ситуации природного характера”.

 

 

ГЛАВА I . ФОРМЫ, МЕСТО, ЦЕЛИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.