Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России                                                                                         23
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России                                                                                         23

3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций                         23

3.2. Инвестиции в Республике Мордовия                                                                  29

Заключение                                                                                                             41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                  45

приложение 1                                                                                                         47

приложение 2                                                                                                         48

приложение 3                                                                                                         49

 

Введение

В конце 80 годов российская экономика переживала глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пыталось преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно.

Дефицит бюджета не позволял правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции, предназначеные для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано уже немало, однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики .

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы. Исследование этих и других проблем, затронутых в данной курсовой работе делает её как нельзя более актуальной (хотя бы потому, что проблема экономического кризиса актуальна и на данный момент).

Целью работы является изучение природы экономического кризиса в России в конце 80 – начале 90 годов.

Объектом исследования является экономический кризис исследуемого периода, предметом исследования – предприятия России и Республики Мордовия.

Основные задачи исследования:

- оценить инфляционные последствия кризиса в России и возможные пути ликвидации их последствий;

- рассмотреть инвестиции как метод выхода из кризиса;

- показать роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России и Республики Мордовия.

Методы исследования: анализ методических трудов по теме исследования; сравнительно-описательный, классификационный.

Полученные результаты: рассмотрена природа экономического кризиса в России в конце 80 – начале 90 годов.

Область применения: на предприятиях, в учебных заведениях при углубленном изучении экономической теории.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. 

 

 

ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В РОССИИ

Рис. 1.

Относящиеся к 1987 году оценки Госкомстата РФ соотношений внут­ренних и внешнеторговых цен дают в целом сходную картину при сравне­нии и по кругу экспортируемых, и по кругу импортируемых товаров (см. рис.1). При этом важны не абсолют­ные значения (обменный курс рубля весьма заметно отличался от его по­купательной способности), а их раз­личия по секторам.

Такая ситуация могла существовать прежде всего благодаря тому, что вне­шняя торговля была жестко центра­лизована. Причем решения в очень небольшой степени учитывали эконо­мическую эффективность, измеренную в действующих ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных курсов, диф­ференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге Советс­кий Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую эконо­мику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимуществен­но нефти, газа, леса, военной тех­ники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности). [14, с. 9-10]

"Открытие" экономики в ходе эко­номических реформ, введение частич­ной конвертируемости рубля неизбеж­но должны были привести (и приве­ли) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источ­ников инфляции. Переход к рыноч­ному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внут­ренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уров­ня. Так, средняя цена нефти на рос­сийском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вслед­ствие этого вся экономика испытыва­ла инфляционное давление со сторо­ны цен экспортируемых товаров.

Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл так­же происшедший за годы реформ глу­бокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышлен­ного производства составил 49 % по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спа­да объясняется такими упоминавши­мися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми ре­формами и стабилизационной поли­тикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "от­крытием" экономики, в результате че­го многие предприятия легкой и пи­щевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потес­нены на отечественном рынке. [15, с. 3]

Взаимосвязь спада и инфляции раз­вивается по нескольким спиралям. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут из­держки на единицу продукции, по­скольку существенную их долю состав­ляют "фиксированные затраты". В ча­стности, спад не сопровождался адекватным сокращением численнос­ти занятых.

Таким образом, умень­шение объемов производства создает затратное давление на цены. Вторую "спираль" взаимного усиления состав­ляют объем производства и расходы госбюджета. В рамках стабилизационных программ правительство вы­нуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конеч­ный спрос. Это влечет за собой до­полнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Борьба с инфляцией путем сжатия денежной массы (по отношению к производимому продукту) ведет к не­хватке денежных, а следовательно, и материальных оборотных средств, что, как правило, приводит к сокра­щению производства. Анализ данных за 1992-1995 годы свидетельствует, что уменьшение реальной величины денежной массы на 10 % свя­зано с дополнительным снижением промышленного производства на 1 %.

При этом дефицит кредитно-денежных средств в сфере материаль­ного производства имеет две состав­ляющие. Одна обусловлена измене­нием суммарного предложения денег, т.е. может рассматриваться как побоч­ный результат проведения жесткой мо­нетарной политики; Другой аспект той же проблемы - перетекание средств из сферы материального про­изводства в финансово-посредничес­кий сектор (в первую очередь в бан­ковскую систему). Причиной служит одна из наиболее разрушительных дис­пропорций в структуре российской экономики после начала реформ: раз­рыв в эффективности капитала в ма­териальном производстве и в сфере финансовых и посреднических услуг. Согласно данным о прибыли и капи­тале 100 крупнейших банков отноше­ние их суммарной прибыли за 1994 год к суммарному капиталу на середину года составляет 71 %. В то же время средняя рентабельность к про­изводственным фондам (переоценен­ным с учетом индекса оптовых цен) в промышленности равнялась пример­но 15 %. [9, с. 28-29]

Традиционное представление об оп­тимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свобод­ном перетоке ресурсов из депрессив­ных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в Рос­сии была всегда резко ограничена из- за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О пере- токах капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производ­ственных капитальных вложений сни­зился в 4 раза по сравнению с пред- реформенными годами. Неопределен­ность, непредсказуемость даже близ­кого будущего (в частности, из-за вы­сокой инфляции), неурегулирован­ность прав собственности и т.д. яви­лись тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а следова­тельно, и для перестройки производ­ственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения раз­решался только одним способом: сни­жением предложения.

Двустороннюю связь между темпа­ми инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показа­телей в 1995 и начале 1996 годов. Ос­лабление инфляции совпало по вре­мени с периодом ослабления про­мышленного спада - можно предпо­ложить, что здесь имеется и некото­рая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Рассмотрим сформировавшиеся в ре­зультате действия описанных факторов отраслевые пропорции (рис. 2, 3).

Приведенные данные свидетель­ствуют, что соотношения цен суще­ственно приблизились к соотношени­ям цен на мировых рынках. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что близкую зависимость имеют и индек­сы спада. Очевидно, эти показатели менялись в тесной зависимости. Пе­рераспределение добавленной стоимо­сти, происходившее в рамках инфля­ции, определялось преимущественно "силой" сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следую­щие факторы:

1. Соотношение между внутрен­ней и мировой ценой. Сырьевые от­расли, имеющие благоприятные со­отношения этих цен, получили воз­можность экспортировать свою про­дукцию по ценам, значительно пре­вышающим внутренние. Это не толь­ко усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавне­го времени они нередко вообще не бы­ли заинтересованы в сохранении по­купателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспор­тные поставки все равно были выгод­нее). Если сырьевые отрасли имели возможность вывозить свою продук­цию, то производители потребитель­ских товаров, наоборот, были вынуж­дены бороться (и не слишком успеш­но) с конкуренцией иностранных фирм на внутреннем рынке.

Рис.2, 3.

 

2. Монопольная структура россий­ской экономики. Средний размер про­мышленного предприятия в нашей стра­не в 10 раз выше, чем в США. Если гам средняя численность работающих на одном предприятии составляет 80 чело­век, то в России - 800. Согласно оп­росу предприятий[AK1] , проведенному в 1992 шву, 2/3 из них полагали, что могут най­ти альтернативные источники максимум для 10 процентов получаемых ими по­ставок. При этом большинство руково­дителей считали свое влияние на цены поставщиков слабым (лишь 4 % назвали его значительным и еще 13 % - умеренным). Заметим, что степень монополизации, грубо характе­ризуемая размерами предприятий, за­метно различалась по отраслям: она бы­ла максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи че­ловек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хо­зяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснован­ной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, спо­собствующий поддержанию высокого уровня относительных цен. [9, с. 30-32]

Отметим, что в индустриально раз­витых странах важнейшее нормализу­ющее влияние на стабилизацию цен и формирование их структуры оказы­вают (особенно в последние десяти­летия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные меж­ду собой долгосрочными соглашени­ями. Функции такой организацион­ной системы во многом сходны с ро­лью, выполнявшейся в СССР аппа­ратом министерств и ведомств. В на­стоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпо­раций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласо­ванной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколь­ко выпадает на первый взгляд из об­щей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнитель­но высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "ло­кальными монополистами", что по­зволяет им диктовать цены произво­дителям сельскохозяйственного сырья.

1.4. Причины начальной "волны" инфляции

B 1991-1995 годах Россия оказалась охваченной высокой инфляцией. Ежегод­ные темпы прироста цен в течение пяти лет подряд превышали 100 %.

Социально-экономические послед­ствия инфляции очевидны. Обесце­ниваются результаты труда, уничто­жаются сбережения физических и юридических лиц. Высокая инфля­ция разрушает денежную систему, усиливает отток финансовых ресур­сов в торгово-посреднические операции, ускоряет бегство капита­ла, способствует вытеснению наци­ональной валюты во внутреннем обращении иностранной, подрывает возможности устойчивого финанси­рования государственного бюджета. Это эффективнейшее средство пере­распределения национального богат­ства от наиболее бедных слоев насе­ления к наиболее богатым усиливает социальную дифференциацию обще­ства. Подрывается социально-поли­тическая стабильность в стране, раз­виваются популистские, авторитар­ные, диктаторские тенденции. В течение последних лет высокая инф­ляция оставалась для России эконо­мической проблемой номер один. [10, с. 11-12]

Как создается, ускоряется и укро­щается инфляция? Основным ее ис­точником выступает денежная масса в обращении, создаваемая Центра­льным банком. На первой стадии ЦБ увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правитель­ству, коммерческим банкам, зару­бежным странам и отдельным пред­приятиям (если такое предусмотре­но национальным законодатель­ством), а также в результате увели­чения золотовалютных резервов. Рост активов Центрального банка одновременно приводит к соответ­ствующему возрастанию его пассивов, то есть к созданию денежной базы. Последняя состоит из налич­ности в обращении, а также обяза­тельных и необязательных («излиш­них») резервов коммерческих банков в ЦБ.

Вторая стадия создания денег на­ступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы в ЦБ (обязательные и добровольные), увеличивают кредитование клиентов. Остатки денег на счетах клиентов коммерческих банков в совокупнос­ти с наличными деньгами в обраще­нии составляют денежную массу. Отношение между денежной массой и денежной базой, показывающее, какое количество денег создается в результате «разрастания» денежной базы, называется денежным мульти­пликатором.

Таким образом, количество денег в обращении предопределяется кре­дитной эмиссией ЦБ. Увеличение его активов - по какому бы напра­влению оно ни происходило - не­избежно приводит к возрастанию денежной базы, что благодаря эф­фекту мультипликатора приводит к увеличению денежной массы, кото­рая и воздействует на повышение темпов инфляции. Центральный банк - это единственное учрежде­ние в стране, которому позволено «создавать деньги». Поэтому любое его увеличение активов носит инф­ляционный характер. [10, с. 17]

В отличие от этого кредиты ком­мерческих банков новых денег не создают, и потому их природа не инфляционна. Тем не менее, увели­чение денежного мультипликатора в результате кредитной деятельности коммерческих банков способствует ускорению инфляции. Если же кре­дитная экспансия коммерческих банков при стабильном уровне денем- ной базы превосходит некий уровень приемлемых рисков, то ее следстви­ем может стать крах банков, прово­дящих наиболее рискованную поли­тику. В результате банковских банкротств клиенты теряют свои средства на банковских счетах, раз­меры денежной массы сокращаются, объем совокупного денежного спро­са уменьшается, цены падают. Си­стема возвращается в свое первона­чальное состояние.

Другим важнейшим фактором, постоянно влиявшим на темпы инфляции, выступала скорость денеж­ного обращения. За последние годы динамика этого показателя несколь­ко раз менялась, что свидетельство­вало о серьезных изменениях в рос­сийском денежном механизме.

В первой половине 1992 года его значение росло, в августе - ноябре того же года - падало. С декабря 1992 года по апрель 1994 года скорость об­ращения денег в российской эконо­мике вновь стабильно возрастала, увеличившись за полтора года почти вдвое - с 5,4 до 10,6 раза. После короткого периода уменьшения до 8,8 раза в мае-августе 1994 года в течение следующего года она устой­чиво росла, поднявшись к сентябрю 1995 года на 35 процентов - до 1 1,8 раза. Однако явное приближение финансовой стабилизации осенью 1995 года способствовало резкому сокращению скорости денежного обращения: за октябрь 1995 года - март 1996 года она упала на 25 %.

В результате взаимодействия обо­их важнейших факторов инфляции - динамики денежной массы и скоро­сти ее обращения - среднемесячные темпы инфляции последовательно снижались. Если в 1992 году они до­стигали 31,2 процента, то в 1993 году - 20,6, в 1994-м - 10,0, в 1995-м - 7,2, а в первой половине 1996 года они упали до 2,5 процента., а в таблице указаны еженедельные темпы инфляции за период с 27 февраля по 9 апреля 1997 года. [10, с. 34-36]

Таблица 1

Еженедельные темпы инфляции (%)

 

 

МАРТ

 

  АПРЕЛЬ

27.02-5.03

6.-12.03

13.-19.03

20.-26.03

27.03-2.04

3.-9.04

0,3%

0,4%

0,3%

0,3%

0,2%

0,2%
                   

 

Таким образом, за последние пять лет произошел последовательный переход российского правительства и Центрального банка от весьма мяг­кой денежно-кредитной политики к умеренной и, наконец, к достаточ­но сдержанной. Закономерным ре­зультатом этого стало последователь­ное замедление темпов инфляции.

На установление реального уровня инфляции повлияли и та­кие психологические факторы, как инфляционные и девальвационные ожидания и политическая нестабильность.

Во-первых, меры, предпринимавшиеся для преодоления кризи­са в России и на Украине, были разными. Россия решила объявить дефолт на рынке ГКО-ОФЗ и мораторий на выполнение коммер­ческими банками своих внешних обязательств. Вскоре после этого она ввела "плавающий" курс рубля. Украинские власти выбрали путь административного контроля обменного курса. Кроме того, они смогли реструктуризовать большую часть государственного долга". Как раз в начале кризиса Совет директоров МВФ утвердил программу расширенного кредитования для Укра­ины. Россия же, напротив, фактически потеряла доступ к выделен­ному в июле кредиту МВФ.

Во-вторых, Россия пережила не только девальвационный, но и банковский кризис, которого на Украине пока удалось избежать. Хаотич­ные меры, предпринятые в России для пре­одоления кризиса, еще больше усилили панику и "бегство" от рубля.

В-третьих, политический хаос в России дополнительно дестабилизировал ситуацию. Отставка ориентированного на рыночные реформы правительства С. Кириенко и назначение на ключевые руководящие посты в правительстве и ЦБР протеже коммунистов ясно сигнализировали о том, что новые власти вместо проведения непопулярных, но необходимых реформ.

Все вышеупомянутые факторы значительно повлияли на внутрен­ний спрос на деньги через изъятие депозитов, замещение национальных валют долларом США, а также способствовали временному увеличению спроса на некоторые товары, главным образом длительного пользования.

Важнейшими причинами российского кризиса являются бюджетная несбалансированность и задержка с осуществ­лением микроэкономических и институциональных реформ, что при­вело к долговой ловушке, платежному и банковскому кризисам, обра­тило вспять дезинфляционную тенденцию и подтолкнуло эконо­мику к новому витку спада производства. тому же оно еще больше усложнило бюджетную ситуа­цию, поскольку значительная часть государственного долга деноми-нирована в иностранной валюте. Была также нарушена непрочная ста­бильность системы коммерческих банков. [10, с. 38]

Таким образом, девальва­ция не восстановила автоматически макроэкономическое равновесие, а инициировала очень опасную психологическую спираль самоускоря­ющейся рыночной паники. Опыт некоторых стран с хронически вы­соким уровнем инфляции, низким уровнем монетизации и слабым финансовым сектором (например, латиноамериканских) демонстри­рует, что такая спираль очень быстро может привести к гиперинфля­ции. Чтобы избежать такого катастрофического развития событий, необходимо проведение кардинальной бюджетно-налоговой реформы и жесткой денежной политики.

 

 

Сущность и формы инвестиций

 

Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.

“Инвестиции в воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного капитала называются капитальными вложениями. В России в объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальные работы и затраты.  Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.

Капитальные вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в экономическом смысле, так как связаны с воспроизводством реального капитала”. [1, с. 37 ]

Рассмотрим формы иностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным привлечением иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории:

- прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

- портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

- к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже), такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал). [6, с. 4]

Заключение

Анализ, проведенный В.В. Поповым относительно состояния российской экономики в начале 90-х годов. позволяет судить о том, что в этот период экономика России, как и других стран СНГ, оказалась в худшем состоянии, чем большинство стран Восточной Европы и Балтии, не говоря уже о Китае. Реформы России пошли по “третьему пути”, отличному как от шоковой терапии, так и от китайского постепенного перехода. Мгновенная (а не постепенная) либерализация цен, введение конвертируемости национальной валюты, попытки быстрых структурных реформ (приватизация) и, конечно, демократический политический режим - все это роднит российские реформы с восточноевропейской и балтийской моделью, тогда как сохранение заниженных цен на топливо и энергию, открытого и скрытого субсидирования многих предприятий и целых отраслей, низкая безработица позволяют проводить параллели с Китаем. [21, с. 3-15]

Издержки российского “третьего пути” оказались очень высокими – падение производства в России оказалось намного выше, чем в Китае и в большинстве стран Восточной Европы и Балтии. В то время как в странах Восточной Европы, наиболее последовательно осуществлявших радикальные реформы, падение производства продолжалось 2-3 года и составило 25-30% в год, в России, как показывает анализ, объем выпуска в промышленности за 2 года (с1992 по 1994) снизился на 70%. На 60% упал выпуск продукции в машиностроении и металлообработке. Наиболее сильный спад произошел в легкой промышленности, где объем выпуска снизился на 42%. В электроэнергетике выпуск продукции в 1994 г. по сравнению с 1990 г. составил 87%

А.С. Зелтынь также согласен с тем, что преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для его роста и необходимых изменений в отраслевой и технологической структуре вряд ли возможна без разработки базирующейся на цивилизованном партнерстве государства и бизнеса, стратегии промышленного развития страны и государственной промышленной политики как одного из инструментов реализации такой стратегии. [11, с. 59-62]

Стратегия промышленного развития страны, по его мнению, предполагает определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления этих препятствий и достижения поставленных целей.

К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России А.С. Зелтынь относит сохранение и усовершенствование основных элементов инфраструктуры жизнеобеспечения; повышение качества жизни (физическое и психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание достаточного уровня обороноспособности страны.

Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и промышленного кризиса, не сопровождающегося позитивными сдвигами в технологической структуре промышленного производства, отсутствие критической массы способных к саморазвитию промышленных фирм, дефиците инвестиционных ресурсов.

Государственная промышленная политика России должна быть ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный характер, опираясь на видение желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе. Важным направлением государственной промышленной политики должно стать смягчение негативных социальных последствий изменений в структуре промышленных производств.

Необходимо также активная деятельность по повышению эффективности управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности государства. Дополняя и обобщая сказанное выше, отметим, что комплекс мер, определяющих суть и эффективность промышленной политики в России должен включать:

1) стратегическое целеполагание;

2) мобилизацию инвестиционных ресурсов;

3) макроэкономическую политику;

4) формирование эффективной организационной структуры промышленности;

5) арсенала конкретных инструментов. [4, с. 10-11]

Стратегическое целеполагание включает, во-первых, определение стратегических приори­тетов промышленной политики. Важнейшими критериями здесь должны, думается, стать имею­щиеся конкурентные преимущества на мировом рынке, воплощенные в первую очередь в высоких технологиях. В этой связи фундаментальной целью промышленной политики становится эф­фективная интеграция в мирохозяйственные связи; во-вторых, – формирование действенной концепции реструктурирования секторов про­мышленности, в особенности отнесенных к стратегическим приоритетам (оборонная, аэрокос­мическая и автомобильная отрасли; судостроение; производство оборудования для финансовой сферы, образования, здравоохранения, информатики и для телекоммуникаций; новые технологии, материалы и лекарства; электроэнергетика, информационно-телекоммуникационная и торгово-транспортная инфраструктура промышленности; и т.д.). Концепция должна дать четкие ответы на вопросы: какие секторы (и с использованием каких инструментов) государство собирается под­держивать, а какие производства ликвидируется; какие модели организации отраслей будут реализовываться (ограничения на вертикальную интеграцию, границы допустимой горизонталь­ной диверсификации и т.д.).

Мобилизация инвестиционных ресурсов предполагает, во-первых, реформирование банковс­кой системы, нацеленное на "связывание" избыточных сбережений и повышение эффективности управления инвестиционным процессом. Во-вторых, – аккумулирование бюджетных средств, резервных фондов предприятий и средств населения, гарантированных государством, на счетах в уполномоченных банках, обеспечивающих их использование для предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов или размещающих в государственные облигации.

В случае успешного продвижения по указанным приоритетным направлениям будут существенно упрочены предпосылки изменения объектной направленности промышленной политики. Речь идет о перспективе ее переориентации на непосредственное решение задач научно-технического прогресса, освоения на конкурентоспособном (по меркам мирового рынка) уровне наукоемких производств, поэтапной модернизации материально-технической базы всего народного хозяйства.

Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования, включая разработку перспективного прогноза основных линий научно-технического прогресса. Опыт широкомасштабной прогнозной деятельности у нас имеется: с 70-х годов под руководством Президиума АН СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике разрабатывалась "Комплексная программа научно-технического прогресса СССР" на 20 лет – по пятилетиям программируемого периода (в частности, в 1982 г. – на 1986-2005 гг., а в 1988 г. – на 1991-2010 гг.). В исследованиях участвовали сотни академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями, программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты естественного и технического профиля определяли наиболее значимые направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного обеспечения сбалансированности эконо­мики и достижения высоких показателей народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни населения страны и социальной ситуации в целом. [27, с. 12-14] Проведение аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики России на долгосрочную перспективу

 

 

Приложение 1

Распределение по отраслям иностранных инвестиций на 01.01.97 г. [7, с. 43 ]

 

Отрасли Удельный вес инвестиций
Финансы, кредит, страхование и пенс. обеспечение 18,9%
Топливная промышленность 12,9%
Пищевая промышленность 12,4%
Общая коммерческая деятельность по функционированию рынка 13,7%
Транспорт и связь 5,2%
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. 5,3%
Машиностроение и металлообработка 6,2%
Торговля и общепит 6,5%
Другие отрасли 18,9%


Приложение 2

Приложение 3

Инвестиционная деятельность в Мордовии (на 1 января 1992 г)

 

Наименование предприятия Сумма, тыс. долл. Доля зарубежных партнеров в уставном капитале, %
АО "Лисма" 1074397,1 18,9%
АО "Резинотехника" 37389,8 12,9%
АО "Сарансккабель" 102348,0 12,4%
АО "Биохимик", 391843,9 13,7%
АО "Электровыпрямитель" 202731,3 5,2%
ОАО"Ламзурь", 23393,0 5,3%
"Мордовцемент" 23080,3 6,2%
"Связьинформ" 326126,8 6,5%
"Саранский приборостроительный завод" 25924,7 18,9%
"Центролит" 20520,4 4,8
"Рузхиммаш", 138570,9 5,2
ГП "Саранский аэропорт" 221195,9 0,5
АО "Сарэкс" 649152,0 7,7
АО "Мордовспирт" 9417,2 15,3
ОАО "Мордовэнерго" 238352,5 3,6
Всего Более 924, 3 млн 56, 6

По материалам Российского статистического ежегодника

 

 

[AK1]

Роль предприятий с иностранными инвестициями в экономике России                                                                                         23

3.1. Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций                         23

3.2. Инвестиции в Республике Мордовия                                                                  29

Заключение                                                                                                             41

Дата: 2019-05-29, просмотров: 218.