Введение.
Весьма устоявшейся является в настоящее время точка зрения, по которой Россия переживает сейчас период перехода от исчерпавшей себя командно-административной общественно-политической системы к общественной организации, построенной в соответствии с общепринятыми в цивилизованном мире едиными “общечеловеческими принципами”. Краеугольными камнями для предлагаемого к строительству на одной седьмой (если осталась) планеты всей здания нового политического устройства должны стать такие понятия как “права человека”, “правовое государство”, “гражданское общество”. Реализация на практике политико-правовых установок нового поколения российский реформаторов привела к практически полной смене экономической основы жизни российского общества. Сложившаяся в результате разгосударствления, приватизации, акционирования и т.п. процессов экономика настоятельно требует приведения в соответствие с ее потребностями норм права, расширения сферы применения отдельных его положений и создания благоприятной среды для нормального функционарования новых для страны рыночных механизмов.
Особо подчеркну, что поколение новых хозяев жизни крайне заинтересовано в юридическом обосновании и законодательном обеспечении их завоеваний. Произошедший передел некогда “общенародной собственности” должен быть освящен веским юридическим действием, защищающим нынешних владельцев от возможных реституций, экспроприаций, национализаций.
Подтверждение законности, правовой правомочности изменения состояния физических, юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав граждан и объединений граждан относится к компетенции органов нотариата.
Как и любое другое явление надстроечного характера (если говорить о формах организации и осуществления жизнедеятельности человеческого общества) нотариат есть явление конкретно историческое, напрямую зависящее от способа и целей организации общественно-политической системы. А система, современником которой я являюсь в нашей стране, не возникла на пустом месте. Она стала продуктом сложного, противоречивого, неоднозначного и во многом загадочного развития особого типа культурно-исторической
3.
общности людей, сложившейся на территории бывшей Российской империи в десятые-двадцатые годы нынешнего столетия.
Поэтому представляется затруднительным осветить тему предлагаемой курсовой работы (“Компетенция органов нотариата в Российской Федерации”) без небольшого экскурса в историю нотариата советского, освещения решения вопроса о сферах деятельности нотариальных палат и нотариусов в прошлые годы. Кроме того, раскрытие темы исследования было бы неверным, на мой взгдяд, ограничивать сухим перечислением юридических норм и правил, содержащихся в законах и законодательных актах. Интересной со всех точек зрения стала бы попытка оценить перспективы во времени действующих правовых норм, раскрывающих компетенцию нотариата, их способности к долговечности и неизменности, соответствия постоянно меняющимся реалиям экономической и политической жизни России в конце двадцатого века.
При написании данной работы были использованы документальные источники (сборники узаконений, законов, постановлений, приказов, циркуляров, инструктивных писем, разъяснений по вопросам нотариата и т.п.), написанные в недавнем прошлом учебные пособия для высших и средних специальных заведений по теме исследования, а также материалы современной периодической печати (хочется отметить здесь особо тот факт, что в журнале “Российская юстиция” с 1996 г. был выделен специальный раздел в каждом номере, где помещается теперь информация о проблемах правового, политического, хозяйственного обеспечения деятельности нотариата в нашей стране).
Большое внимание привлекла программа курса “Нотариат в Российской Федерации”*/, учебное освоение которого позволило бы, наверное, существенно улучшить качество предлагаемой Вашему вниманию работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
________________________________
*/ См. Нотариат в Российской Федерации: задачи, система органов, характеристика нотариальных действий: программа курса. - М., 1993 - 28 с.
4.
Глава 1.
Развитие правовых норм о компетенции органов нотариата и их современное толкование.
Освещение данной проблемы необходимо, мне кажется, начинать с рассказа о нотариате советском. Уходить еще глубже в историю российского нотариата “до 1917 г.” представляется нецелесообразным, так как нотариат сегодняшнего российского государства действует в рамках заданного перехода от советской системы государственного нотариата к латинской системе нотариата частного.
Отмечу, что первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и имения законной силы документов предпринимались буквально сразу после прихода к власти в стране новых политических сил в 1917. Однако сложные условия обострившейся до предела классовой борьбы, длившейся практически четыре года гражданской войны не позволяли говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, а - тем более - о единообразном толковании пределов компетенции нотариата. Обстановка в государстве должна была окончательно нормализоваться, чтобы появились выверенные и лаконичные документы власти по изучаемому в курсовой работе вопросу.
Глава 2.
Заключение.
Строгое и неукоснительное осуществление поставленных перед нотариальной системой задач в рамках определенной законом компетенции зависит всегда (в особенности, в переходные периоды ломки старых юридических систем и трудного становления новых) не только от буквы Закона. Пределы компетенции и возможности ее реализации определяются многими субъективными факторами. Хотелось бы остановиться, в заключении, на некоторых из них.
Состояние неопределенности в перспективах развития нотариата в России распространено повсеместно. Причины этого были названы мною в предыдущей главе. Несмотря на то, что обозначенное явление ощущается и в центре, и - в особенной мере, из-за количественной недостаточности и не всегда соответствующей сегодняшним строгим нормам качественной подготовки - в провинции, за прошедшие с момента принятия “Основ законодательства Российской Федерации о нотариате” почти четыре года все нотариальные палаты страны окрепли, встали на ноги и сегодня активно взаимодействуют с органами юстиции и администрациями регионов. Хотя, по мнению специалистов, непросто было найти взаимоприемлемые формы такого сотрудничества, так как действующим законодательством четко не определено разграничение функций органов юстиции и нотариальных палат.
В подготовленном проекте Закона Российской Федерации “О нотариате” нашли отражение нормы и формы разумного государственного контроля над нотариатом со стороны органов юстиции. Этот контроль ни в коем случае не должен, на мой взгляд, предусматривать мелочной опеки над каждым нотариусом в его повседновной профессиональной деятельности, копеечного контроля за его личным доходом. Запретительные формы подобного контроля (лишение лицензии на право
19.
заниматься нотариальной деятельностью, приостановление нотариальной деятельности, проверка законности нотариальных действий и т.п.) должны осуществляться органами юстиции только после рассмотрения дел в судебном порядке.
Наряду с усиление контроля со стороны органов юстиции и судов, чрезвычайно важно было бы повысить уже в настоящее время роль самого сообщества нотариусов - нотариальных палат. Сильная палата при сильном освобожденном президенте, пользуещемся полным доверием и безусловной поддержкой своих коллег - это, по существу, единственный орган, который может реально помочь становлению нотариата в Российской Федерации на новом уровне. Кстати, уже сейчас есть сильные нотариальные палаты, состояние дел в которых намного лучше по сравнению с остальными. Среди “передовиков” можно отметить нотариальные палаты Татарстана и Самары, принявших решение о совмещении на переходный период должностей президента палаты и одного из заместителей руководителя органа юстиции.*/ Такая практика помогает, не дожидаясь разрешения вопроса на уровне федерального закона, устранять некоторые несуразности в действующем законодательстве.
Еще одна из существующих проблем требует скорейшего законодательного разрешения. Мы говорим о необходимости именем Федерального Закона закрепить единство российского нотариата на организационных принципах свободного латинского нотариата. Не может нотариус, действующий от имени Российской Федерации, называться “частнопрактикующим”. Не должно быть нездоровой конкуренции в рамках одной нотариальной национальной системы. Вполне резонно было бы предположить, что переход к советской модели (государственной) нотариата уже невозможен. Государству намного удобнее и менее накладно осуществлять не организацию (а, значит, и финансирование) нотариальной деятельности, а взять на себя выполнение контрольных функций за единой системой частных нотариусов. Тем более, что сравнительное исследование организации работы государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов (проводите его в любом регионе Российской Федерации - результат будет идентичным) показывает, что у “частников” - отремонтированные, добротные
________________________________
*/ См.:Воронов С. Нотариат в России: от советской модели к латинской.// Российская юстиция - 1995, № 10 - С.24.
20.
помещения, хорошо оборудованные всей современной оргтехникой с прекрасно обученным и довольно многочисленным техническим персоналом. В таких конторах просто исчезли очереди.
Могут возразить, что такой качественный скачок в работе “частнопрактикующих” нотариусов стал возможен лишь благодаря недоступным для “простого гражданина” расценкам. Отчасти с такой точкой зрения можно согласиться. Тем более важным представляется разработка механизма финансирования нотариата не за счет перекладывания проблемы на плечи граждан. Иначе получится двойное обложение потребителей нотариальных услуг: нотариальная пошлина - как сейчас - будет напрямую направляться в государственный (федеральный) бюджет, а дополнительно к ней будет устанавливаться - по добровольно-принудительной схеме - оплата труда нотариуса. Было бы намного разумней с помощью механизмов налогового регулирования (или прямого отчисления от собираемых в регионе налогов) создать под контролем органов юстиции специальные фонды: страхования нотариальной деятельности, профессиональной ответственности, пенсионный фонд нотариусов, фонд взаимопомощи и т.д. Предлагаемый механизм позволил бы, по-моему, оставить сферу нотариальных услуг по-прежнему доступной для подавляющего большинства граждан России и - одновременно - повысить качественный уровень предоставляемых услуг.
Вполне возможно, что затронутые выше сложные проблемы сегодняшнего дня уже учтены разработчиками (авторами) нового закона. К сожалению я не располагаю текстом этого документа, так как предварительная публикация проектов важнейших государственных законов в настоящее время заменяется информационными аналитическими статьями обзорного характера. влияет на качество подготавливаемых законопроектов.
Разрешение в законодательном порядке хотя бы части из перечисленных сложных вопросов организации деятельности нотариусов в Российской Федерации позволит, на мой взгляд, будущим исследователям проблем компетенции органов нотариата больше внимания уделить юридическим тонкостям раскрытия темы данной курсовой работы.
21.
Список литературы.
1. Виноградова Р.И. и др. Нотариат в вопросах и ответах. - М., 1994 - 155 с.
2. Воронов С. Нотариат в России: от советской модели к латинской.// Российская юстиция - 1995, № 10 - С.24-25.
3. Государственный нотариат: Комментарий к законодательству (под ред. Н.А.Осетрова. - М., 1980 - 199 с.
4. Гуревич Л. О нотариусах-полиглотах и переводчиках-профессионалах.// Российская юстиция - 1996, № 1 - С.32.
5. Закон Российской Федерации “Основы законодателства Российской Федерации о нотариате”.// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации - 1993, № 10.
6. Закон СССР “О государственном нотариате”. - М., 1973 - 24 с.
7. Лесницкая Л.Ф. и др. Нотариат в СССР/ Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 1985 - 159 с.
8. Мамишов З. Правоспособность и дееспособность в нотариальной деятельности.// Российская юстиция - 1996, № 2 - С.31-32.
9. Нотариат в Российской Федерации: задачи, система органов, характеристика нотариальных действий: программа курса. - М., 1993 - 28 с.
10. Нотариат в СССР / Учебное пособие для юридических институтов и факультетов. - М., 1974 - 167 с.
11. Нотариат. Сборник узаконений, правительственных распоряжений, циркуляров и разъяснений по вопросам нотариата. - М., 1924 - 46 с.
12. Нотариат. Сборник постановлений, приказов, инструкций, и директивных писем. - Изд-е 3-е - М., 1947 - 152 с.
13. Подготовлен новый проект федерального закона о нотариате.// Российская юстиция - 1996, № 6 - С.31.
14. Положение о государственном нотариате РСФСР и инструкция Министерства юстиции РСФСР по его применению. - М., 1958 - 61 с.
15. Сучкова Н. Правовое обеспечение деятельности нотариата.// Российская юстиция - 1996, № 6 - С.32-33.
16. Черемных Г. Нотариус - необходимая фигура в экономическом процессе.// Российская юстиция - 1996, № 10 - С.31-32. vvv
Введение.
Весьма устоявшейся является в настоящее время точка зрения, по которой Россия переживает сейчас период перехода от исчерпавшей себя командно-административной общественно-политической системы к общественной организации, построенной в соответствии с общепринятыми в цивилизованном мире едиными “общечеловеческими принципами”. Краеугольными камнями для предлагаемого к строительству на одной седьмой (если осталась) планеты всей здания нового политического устройства должны стать такие понятия как “права человека”, “правовое государство”, “гражданское общество”. Реализация на практике политико-правовых установок нового поколения российский реформаторов привела к практически полной смене экономической основы жизни российского общества. Сложившаяся в результате разгосударствления, приватизации, акционирования и т.п. процессов экономика настоятельно требует приведения в соответствие с ее потребностями норм права, расширения сферы применения отдельных его положений и создания благоприятной среды для нормального функционарования новых для страны рыночных механизмов.
Особо подчеркну, что поколение новых хозяев жизни крайне заинтересовано в юридическом обосновании и законодательном обеспечении их завоеваний. Произошедший передел некогда “общенародной собственности” должен быть освящен веским юридическим действием, защищающим нынешних владельцев от возможных реституций, экспроприаций, национализаций.
Подтверждение законности, правовой правомочности изменения состояния физических, юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, имущественных и неимущественных прав граждан и объединений граждан относится к компетенции органов нотариата.
Как и любое другое явление надстроечного характера (если говорить о формах организации и осуществления жизнедеятельности человеческого общества) нотариат есть явление конкретно историческое, напрямую зависящее от способа и целей организации общественно-политической системы. А система, современником которой я являюсь в нашей стране, не возникла на пустом месте. Она стала продуктом сложного, противоречивого, неоднозначного и во многом загадочного развития особого типа культурно-исторической
3.
общности людей, сложившейся на территории бывшей Российской империи в десятые-двадцатые годы нынешнего столетия.
Поэтому представляется затруднительным осветить тему предлагаемой курсовой работы (“Компетенция органов нотариата в Российской Федерации”) без небольшого экскурса в историю нотариата советского, освещения решения вопроса о сферах деятельности нотариальных палат и нотариусов в прошлые годы. Кроме того, раскрытие темы исследования было бы неверным, на мой взгдяд, ограничивать сухим перечислением юридических норм и правил, содержащихся в законах и законодательных актах. Интересной со всех точек зрения стала бы попытка оценить перспективы во времени действующих правовых норм, раскрывающих компетенцию нотариата, их способности к долговечности и неизменности, соответствия постоянно меняющимся реалиям экономической и политической жизни России в конце двадцатого века.
При написании данной работы были использованы документальные источники (сборники узаконений, законов, постановлений, приказов, циркуляров, инструктивных писем, разъяснений по вопросам нотариата и т.п.), написанные в недавнем прошлом учебные пособия для высших и средних специальных заведений по теме исследования, а также материалы современной периодической печати (хочется отметить здесь особо тот факт, что в журнале “Российская юстиция” с 1996 г. был выделен специальный раздел в каждом номере, где помещается теперь информация о проблемах правового, политического, хозяйственного обеспечения деятельности нотариата в нашей стране).
Большое внимание привлекла программа курса “Нотариат в Российской Федерации”*/, учебное освоение которого позволило бы, наверное, существенно улучшить качество предлагаемой Вашему вниманию работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
________________________________
*/ См. Нотариат в Российской Федерации: задачи, система органов, характеристика нотариальных действий: программа курса. - М., 1993 - 28 с.
4.
Глава 1.
Развитие правовых норм о компетенции органов нотариата и их современное толкование.
Освещение данной проблемы необходимо, мне кажется, начинать с рассказа о нотариате советском. Уходить еще глубже в историю российского нотариата “до 1917 г.” представляется нецелесообразным, так как нотариат сегодняшнего российского государства действует в рамках заданного перехода от советской системы государственного нотариата к латинской системе нотариата частного.
Отмечу, что первые законодательные попытки нормировать процедуру удостоверения правильности и имения законной силы документов предпринимались буквально сразу после прихода к власти в стране новых политических сил в 1917. Однако сложные условия обострившейся до предела классовой борьбы, длившейся практически четыре года гражданской войны не позволяли говорить о сложившейся и устоявшейся системе органов нотариата в Советской России, а - тем более - о единообразном толковании пределов компетенции нотариата. Обстановка в государстве должна была окончательно нормализоваться, чтобы появились выверенные и лаконичные документы власти по изучаемому в курсовой работе вопросу.
Компетенция советского нотариата образца 1926 г.
В постановлении Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 14 мая 1926 г. “Об основных принципах организации государственного нотариата” о компетенции органов нотариата говорит пункт 8. Его содержание весьма объемно и включает в себя практически все возможные сферы применения нотариальных действий. Приведу этот пункт полностью (а в скобках замечу, что о частном нотариате во времена приближающейся победы над частником в Советском Союзе не хотели вести речь в законодательных актах):
“На государственные нотариальные конторы возлагается:
а) нотариальное удостоверение сделок;
б) совершение предусмотренных законом протестов;
в) засвидетельствование верности копий документов и выписок из книг и документов;
г) засвидетельствование подсинности подписей;
5.
д) удостоверение обстоятельств и фактов, могущих иметь юридическое значение, в которых нотариус лично может непосредственно удостовериться и для удостоверения которых законом не предусмотрено другого порядка;
е) регистрация арестов, налагаемых на строения и право застройки, а равно изменение и снятие их;
ж) хранение документов;
з) иные действия, предусмотренные законодательством союзных республик.”
Вполне возможно, что законодательные акты союзных республик расширяли сферу компетенции нотариата, однако для данной курсовой работы важнее отметить довольно узкие границы и достаточно однозначное толкование отдельных пунктов приведенного Постановления.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.