Введение
Современное состояние духовной жизни российского общества характеризуется его радикальным обновлением, переоценкой всего доставшегося нам наследия. Именно в такие переломные эпохи обостряется потребность в философском осознании как мира в целом, так и общественной жизни человека, смысла его жизни. Поэтому интерес к философии усиливается, в различных слоях населения начинаются поиски новых ценностей и идеалов, которые могли бы способствовать выведению страны из затянувшегося кризиса.
Сегодня значимость философии все чаще оценивается по той мировоззренческой и методологической роли, которую она выполняет в приобщении человека к пониманию его как родового существа, живущего в сложном и стремительно изменяющемся мире. Именно эта роль философии всегда обусловливала ее первостепенное значение в системе социально-гуманитарного образования молодого поколения.
В условиях радикального и всестороннего реформирования нашего общества с особой остротой встают вопросы формирования юридического мировоззрения, правового сознания. Данное обстоятельство и определяет в значительной мере специфику философского образования специалистов юридического профиля. Вот здесь-то философия окажется полезной. Философия - обширнейшая область знания, история которой измеряется тысячелетиями. В ней множество направлений, школ, течений, проблем, теорий. Главное же состоит в том, что философия открывает нам пути к пониманию таких грандиозных реальностей, как природа, социум мир, дух, человек, к поиску их внутреннего смысла.
История философии способствует «расшатыванию» бинарного мышления, базирующегося на принципе «или – или», давая образцы иных подходов: дополнительности, нелинейности, гармонизации и т.д.
Развитие философии рассматривается как сложный, многолинейный процесс, который осуществляется в конкретных культурах, создаваемых различными историческими народами. История философии убедительно показывает, что развитие философского знания тесно связано с жизнью этих народов, с их взлетами и падениями в различные эпохи. Так, многие философские концепции, особенно на востоке, явились основой государственного устройства и управления.
Одной из самых значимых и определяющих функций философии является мировоззренческая и гуманистическая функции. Богатейший по своей глубине и самоценности историко-философский материал позволяет получить не только информацию о сущности тех или иных философских учений, но и формирует наше мировоззрение.
При изучении каждой темы мы будем обращать внимание на творческую и творящую природу человека, причем каждого. Конструирование мира представляет собой особенность каждой личности.
Философия как мудрость
Если в мифологии мудрость не выделялась в качестве особого объекта рефлексии и длительное время приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений. Правда, первоначально философия рассматривалась не в качестве самой мудрости, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, поскольку сама мудрость дана лишь богам, а не людям. По мнению же софистов, главная задача философа состоит в научении своих учеников мудрости, которая рассматривалась как умение. Иное понимание мудрости у Гераклита, который считал, что она состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, внимая ей. Рассматривая мудрость, Аристотель приходит к выводу, что она может быть определена как наука о первых причинах или наука о сущности.
В новоевропейской философии весьма близкую к нему позицию занимал Р. Декарт, для которого слово «философия» означало занятие мудростью. Под самой же мудростью он понимал не только благоразумие в делах, но и совершенное знание. Развивая эту точку зрения В.С. Соловьев утверждал, что под мудростью следует разуметь не только полноту знания, но и нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.
Таким образом рассмотрение философии через призму мудрости в различных вариациях мы встречаем на протяжении всей предшествующей истории философии. И сегодня вряд ли целесообразно отказываться от этой давней традиции, поскольку в данном понимании философии отражается ценностное отношение человека к миру. Именно поэтому философия последнее время чаще рассматривается не только как знание, но и в качестве мудрости, противостоящей машинообразному рассудку.
Философия как наука
Второй важной тенденцией в трактовке философии является ее понимание в качестве науки. В истории философии, как особой сферы научного знания, обнаруживается три главных значения понятия философии: староантичное, традиционное и современное. У своих истоков философия была синкретическим знанием о природе, бытии, космосе. Она только начинала отделяться от обыденного знания и мифологии, но еще не разошлась с зарождающимся научным познанием мира. Поэтому первое понимание философии было связано с историческим отделением совокупного философско-научного знания или «протознания» от мифологии в античном мире и от богословия в эпоху Возрождения. Такого понимания философии придерживались Аристотель, а позднее Бэкон и Декарт. Распространенность этого взгляда, вплоть до начала XIX века, сказывалась в том, что философией назывались специальные науки. Так, сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга Ж.-Б. Ламарка по биологии - «Философия биологии».
Традиционное понимание философии как учения о всеобщем встречается еще у Аристотеля, хотя и не имеет соответствующего обоснования. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследствии название «метафизика», то есть стоящая после физики. Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук». Позже Энгельс рассматривал философию прежде всего с точки зрения диалектики как науки.
К современному понятию философии ближе не «протознание», а понятие «метафизика», хотя оно и не сводится к нему. Формирование нового понимания философии обусловлено не только окончательным размежеванием философии и частных наук в теоретической сфере, но и с обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Современная философия уже не может претендовать на роль «науки наук», включающей в себя все знание. Тем не менее связь философии с наукой не только не прерывается, но все более усиливается, хотя и на новой, более адекватной им основе.
Философия, претендующая на научность, испытывает сильное воздействие на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. Этому содействовали успехи естествознания в Новое время и в конце XIX - начале ХХ вв. Сегодня этому служат достижения в таких междисциплинарных интегративных научных направлениях как кибернетика, системный подход, синергетика. Существует и обратное мировоззренческое и методологическое влияние философии на частные науки, способствующее их интенсивному развитию.
В современном обществе, в связи с провозглашением отдельными мыслителями беспредельного мировоззренческого плюрализма, возникает опасность победы суеверия над научным мировоззрением. Опасные социальные последствия этого могут оказаться весьма тяжелыми. Историческими примерами такого рода последствий могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, а также гонения на кибернетику, генетику и т.д. В связи с этим перед представителями научной философии стоит задача распространения научного мировоззрения, всемерное отстаивание своих мировоззренческих позиций.
Список используемой литературы
1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 1.
2. *Библер B.C. Что есть философия //Вопросы философии. – 1995. – №1.
3. Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения //Философские науки. – 2005. – №3.
4. *Введение в философию: В 2 тт. Т.1. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Глава 1.
5. *Зотов А. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений //Вопросы философии. – 1991. – №12.
6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1980.
7. *Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.
8. *Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1996. – Тема 1-2.
9. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – С.11-21.
10. *Философия: Часть первая: История философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1999. – глава I. – С.7-24.
11. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел I.
12. Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. – 1993. – №7.
Введение
Современное состояние духовной жизни российского общества характеризуется его радикальным обновлением, переоценкой всего доставшегося нам наследия. Именно в такие переломные эпохи обостряется потребность в философском осознании как мира в целом, так и общественной жизни человека, смысла его жизни. Поэтому интерес к философии усиливается, в различных слоях населения начинаются поиски новых ценностей и идеалов, которые могли бы способствовать выведению страны из затянувшегося кризиса.
Сегодня значимость философии все чаще оценивается по той мировоззренческой и методологической роли, которую она выполняет в приобщении человека к пониманию его как родового существа, живущего в сложном и стремительно изменяющемся мире. Именно эта роль философии всегда обусловливала ее первостепенное значение в системе социально-гуманитарного образования молодого поколения.
В условиях радикального и всестороннего реформирования нашего общества с особой остротой встают вопросы формирования юридического мировоззрения, правового сознания. Данное обстоятельство и определяет в значительной мере специфику философского образования специалистов юридического профиля. Вот здесь-то философия окажется полезной. Философия - обширнейшая область знания, история которой измеряется тысячелетиями. В ней множество направлений, школ, течений, проблем, теорий. Главное же состоит в том, что философия открывает нам пути к пониманию таких грандиозных реальностей, как природа, социум мир, дух, человек, к поиску их внутреннего смысла.
История философии способствует «расшатыванию» бинарного мышления, базирующегося на принципе «или – или», давая образцы иных подходов: дополнительности, нелинейности, гармонизации и т.д.
Развитие философии рассматривается как сложный, многолинейный процесс, который осуществляется в конкретных культурах, создаваемых различными историческими народами. История философии убедительно показывает, что развитие философского знания тесно связано с жизнью этих народов, с их взлетами и падениями в различные эпохи. Так, многие философские концепции, особенно на востоке, явились основой государственного устройства и управления.
Одной из самых значимых и определяющих функций философии является мировоззренческая и гуманистическая функции. Богатейший по своей глубине и самоценности историко-философский материал позволяет получить не только информацию о сущности тех или иных философских учений, но и формирует наше мировоззрение.
При изучении каждой темы мы будем обращать внимание на творческую и творящую природу человека, причем каждого. Конструирование мира представляет собой особенность каждой личности.
Вопрос №1. Понятие философии
Философия - одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания. Возникнув в трех мировых культурах (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской), она насчитывает около 25 столетий своей истории. Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. и назван К. Ясперсом осевым временем. В это время происходит переосознание человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Такое осознание отложилось в форме размышлений и трактатов, обозначенных емким древнегреческим словом «философия» и древнеиндийским «даршана».
Имеются значительные трудности при определении понятия философии, ее предмета и проблематики. Это связано прежде всего с тем, что диапазон употребления слова «философия» довольно широк - от любви к мудрости до максимально рационализированного мировоззрения эпохи. Однако при всех расхождениях ее понимания различными мыслителями, философия всегда оставалась философией, т.е. отличалась по форме и содержанию от иных компонентов духовной культуры. Следует, видимо, говорить о многоликости и многомерности этого понятия, что обусловлено многогранностью сущности самой философии. Раскрытие этой сущности и синтез множества определений философии представляется делом будущего. В наше время речь может идти о ведущих тенденциях развития мировой философии, даваемых в их рамках определениях, среди которых наиболее значимыми считаются понимание философии как мудрости, как науки, как искусства, как рефлексии, как мировоззрения, как вида жизнедеятельности. Рассмотрим последовательно понятие философии как мудрости, как знания, переходящего в науку и как мировоззрения.
Философия как мудрость
Если в мифологии мудрость не выделялась в качестве особого объекта рефлексии и длительное время приписывалась богам, то философия сделала ее предметом размышлений. Правда, первоначально философия рассматривалась не в качестве самой мудрости, а как стремление к ней, как любовь к истине, исследование мудрости вещей и мира в целом. До нас дошло предание, что Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости, поскольку сама мудрость дана лишь богам, а не людям. По мнению же софистов, главная задача философа состоит в научении своих учеников мудрости, которая рассматривалась как умение. Иное понимание мудрости у Гераклита, который считал, что она состоит в том, чтобы действовать в согласии с природой, внимая ей. Рассматривая мудрость, Аристотель приходит к выводу, что она может быть определена как наука о первых причинах или наука о сущности.
В новоевропейской философии весьма близкую к нему позицию занимал Р. Декарт, для которого слово «философия» означало занятие мудростью. Под самой же мудростью он понимал не только благоразумие в делах, но и совершенное знание. Развивая эту точку зрения В.С. Соловьев утверждал, что под мудростью следует разуметь не только полноту знания, но и нравственное совершенство, внутреннюю цельность духа.
Таким образом рассмотрение философии через призму мудрости в различных вариациях мы встречаем на протяжении всей предшествующей истории философии. И сегодня вряд ли целесообразно отказываться от этой давней традиции, поскольку в данном понимании философии отражается ценностное отношение человека к миру. Именно поэтому философия последнее время чаще рассматривается не только как знание, но и в качестве мудрости, противостоящей машинообразному рассудку.
Философия как наука
Второй важной тенденцией в трактовке философии является ее понимание в качестве науки. В истории философии, как особой сферы научного знания, обнаруживается три главных значения понятия философии: староантичное, традиционное и современное. У своих истоков философия была синкретическим знанием о природе, бытии, космосе. Она только начинала отделяться от обыденного знания и мифологии, но еще не разошлась с зарождающимся научным познанием мира. Поэтому первое понимание философии было связано с историческим отделением совокупного философско-научного знания или «протознания» от мифологии в античном мире и от богословия в эпоху Возрождения. Такого понимания философии придерживались Аристотель, а позднее Бэкон и Декарт. Распространенность этого взгляда, вплоть до начала XIX века, сказывалась в том, что философией назывались специальные науки. Так, сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга Ж.-Б. Ламарка по биологии - «Философия биологии».
Традиционное понимание философии как учения о всеобщем встречается еще у Аристотеля, хотя и не имеет соответствующего обоснования. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследствии название «метафизика», то есть стоящая после физики. Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук». Позже Энгельс рассматривал философию прежде всего с точки зрения диалектики как науки.
К современному понятию философии ближе не «протознание», а понятие «метафизика», хотя оно и не сводится к нему. Формирование нового понимания философии обусловлено не только окончательным размежеванием философии и частных наук в теоретической сфере, но и с обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Современная философия уже не может претендовать на роль «науки наук», включающей в себя все знание. Тем не менее связь философии с наукой не только не прерывается, но все более усиливается, хотя и на новой, более адекватной им основе.
Философия, претендующая на научность, испытывает сильное воздействие на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. Этому содействовали успехи естествознания в Новое время и в конце XIX - начале ХХ вв. Сегодня этому служат достижения в таких междисциплинарных интегративных научных направлениях как кибернетика, системный подход, синергетика. Существует и обратное мировоззренческое и методологическое влияние философии на частные науки, способствующее их интенсивному развитию.
В современном обществе, в связи с провозглашением отдельными мыслителями беспредельного мировоззренческого плюрализма, возникает опасность победы суеверия над научным мировоззрением. Опасные социальные последствия этого могут оказаться весьма тяжелыми. Историческими примерами такого рода последствий могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, а также гонения на кибернетику, генетику и т.д. В связи с этим перед представителями научной философии стоит задача распространения научного мировоззрения, всемерное отстаивание своих мировоззренческих позиций.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.