Роль информации в управлении конфликтом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходным пунктом любых попыток противодействовать конфликтам является возможно быстрое их обнаружение заинтересованными сторонами, когда они, конфликты, находятся еще в стадии своего зарождения или в самом начале распространения в социальной среде. Поэтому именно на обнаружение конфликтов следует обратить особое внимание. Идеально, когда удается обнаружить еще только созревающий конфликт в скрытом состоянии, когда удается обнаружить потенциально конфликтную ситуацию, складывающуюся в рамках определенной социальной системы взаимоотношений.

Помимо субъективных трудностей предупреждения конфликтов (нежелания замечать назревающие проблемы и называть вещи своими именами, отсутствием у людей соответствующих знаний и опыта, прочих причин) существуют трудности и объективного характера.

Объективно восприятие возможного конфликта более доступно тем, кто ближе всего к среде его зарождения. Чем ниже положение, которое человек занимает в определенной социальной иерархии, тем благоприятнее объективные возможности обнаружения конкретных причин социальной напряженности или скрытого конфликта. В тоже время наверху социальной пирамиды оказывается более широкий горизонт восприятия социальной действительности, а значит, и возможности верно оценить социальную значимость частных сторон общественной жизни. С этой точки зрения чем выше положение человека в определенной социальной структуре, тем большая ответственность лежит на нем за своевременное обнаружение конфликта, тем большую чуткость он должен проявлять на всякие тревожные сигналы, прямо или опосредованно указывающие на опасность конфликтной ситуации. Важная роль принадлежит в этом случае соответствующему функционированию систем коммуникации и информации на всех уровнях, объективному положению дел с прохождением информации по всем клеткам социального организма. Признание права каждого человека получать, создавать, распространять информацию без каких бы то ни было предварительных условий и ограничений является важнейшим шагом на пути к социальному прогрессу. Это утверждение имеет характер безусловного императива и самое непосредственное отношение к проблеме предупреждения и регулирования конфликтов. Информационная политика представляет собой решающее условие для поиска всевозможных способов и приемов, с помощью которых можно овладеть конфликтной ситуацией и добиться приемлемого течения самого конфликта.

Конфликтная аналитика

Кроме своевременного обнаружения возникающего конфликта важную роль играет также соответствующее восприятие поступающей информации о состоянии конфликтности. Это восприятие должно быть свободно от субъективизма, упрощений и деформаций, которые могли бы привести к недооценке или переоценке политического значения социального конфликта. Идеальным является восприятие конфликта таким, какой он есть на самом деле.

Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся малопригодными. Такой анализ не только не способствует преодолению конфликта, но может и повредить ему.

Переоценка существующего конфликта не менее вредна, ибо в этом случае прилагаются усилия гораздо большие, чем это действительно необходимо. Перестраховка может привести к обнаружению конфликта там, где его в действительности нет, что порождает ненужные действия, взаимное недоверие, подозрительность и т.п.

Наиболее важными для оптимальной оценки возникающего конфликта можно считать, во-первых, наличие максимально исчерпывающей и объективной информации о происходящих событиях. Во-вторых, подобная информация должна максимально быстро достигнуть заинтересованных и ответственных лиц. В-третьих, в процессе прохождения информации нельзя допускать ее субъективной интерпретации, наибольшее значение следует придавать информации незаинтересованных лиц и информации из первых рук. В-четвертых, объективной оценке зарождающегося конфликта способствует учет вероятности субъективных устремлений его непосредственных участников.

В том случае, если конфликт уже становится реальностью, возникает очередная проблема его внимательного и непредвзятого анализа. В этом случае целесообразно сконцентрировать внимание на основных параметрах конфликтного процесса, к которым можно отнести характеристику участников, особенности предмета, размеры и причины конфликта, характер противоречий, лежащих в его основе, а также степень остроты.

Характеристика субъектов конфликта крайне необходима для того, чтобы понять внутренние пружины конфликтной ситуации, возможное развитие предстоящих событий. Ответ на вопрос «кому это нужно?» позволяет понять, кому тот или иной конфликт выгоден, какие он видит в нем для себя резоны, к каким целям будет стремиться.

Для преодоления конфликта большое значение имеет определение его предметности, т.е. тех материальных или духовных ценностей или обстоятельств, из-за которых разгорелся данный конфликт. Конкретное знание о предмете конфликта составляет важное условие координации усилий, направленных на преодоление последнего.

Имеет большое значение установление масштаба конфликта, т.е. установление его настоящих границ, ближайшей локализации в обществе, определение связи с другими социальными явлениями. Это важно также с позиций определения пропорциональности предпринимаемых усилий по его предотвращению.

При наличии общих благоприятных условий преодоления или снятия остроты конфликта вступают в силу соображения о конкретных способах и приемах регулирования конфликтного развития.

Конституционные процедуры

Общие положения

Разрешение юридических конфликтов происходит в разных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции, ГИБДД и многих других учреждениях, которые применяют право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешение конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака:

конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством;

орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права;

конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.

Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется, как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Таким образом, субъективизм при принятии решения сведен к минимуму; далее, возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим органом, обжалование, пересмотр решения и проч.). Наконец, юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечиваю необходимую гласность и тем самым – общественный контроль над движением дела, следовательно, повышают авторитет принятых мер.

Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: конституционные процедуры, применяемые главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере; судебное и арбитражное рассмотрение дел; административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 159.