Юридические средства разрешения конфликтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Юридические средства разрешения конфликтов

Реферат по дисциплине «конфликтология»

Выполнил студент юридического факультета Кулюшин Александр Михайлович

Современный гуманитарный университет

Ухта, 1999

Общие положения

Постановка проблемы

Признавая всеобщность и постоянство конфликтов в жизни общества, нельзя считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в каких именно он выступает. И хотя верно, что невозможно избежать всех конфликтов, это не значит, что нельзя избежать ни одного из них. Проблема регулирования социальных конфликтов исходит из возможности влиять на причины конфликтной ситуации, определенным образом направлять течение самого конфликта с тем, чтобы использовать его результаты или преодолеть отрицательные последствия.

Вопрос о регулировании конфликта – самостоятельная проблема. Ее исследователи считают, что регуляция конфликта является наиболее рациональным к нему подходом. Не всегда можно избежать открытого столкновения, но всегда следует попытаться избежать чрезмерных потерь, слишком большой платы за неконтролируемое развитие конфликтных событий.

Специалисты в области конфликтного менеджмента считают допустимой формулировку ряда принципиальных положений общего характера, практическое применение которых в состоянии обеспечить благоприятный фон решения проблем управления конфликтом в каждом конкретном случае. К таким положениям могут быть отнесены следующие:

Управление развитием конфликтных ситуаций является по своей сути управлением людьми. Здесь гораздо уместнее говорить о наиболее вероятной тенденции развития конфликта, чем о законе.

Управление конфликтом – это управление равными, т.к. среди участников конфликта, как правило, не бывает абсолютно неправой стороны. Совершенно бесперспективно отсечение какой-то из сторон конфликта, полнейшее игнорирование частных позиций отдельных субъектов конфликтной ситуации.

С политико-правовой точки зрения управление конфликтом являет собой прежде всего управление большими группами, массами людей. Большое значение здесь имеют организации, представляющие интересы массы, степень сознательности самих масс, общее направление объективного развития происходящих событий.

Управление конфликтом есть управление на базе интересов. Правильно понятый интерес участников конфликта представляет собой ключ успешного разрешения конфликтной ситуации, непременное условие соглашения, имеющего под собой достаточно прочный фундамент.

Предупреждение и регулирование социальных конфликтов во многом зависит от общего состояния той экономической, социальной и политической среды, в которых оно происходят. С этой точки зрения можно обозначить ряд узловых моментов в процессе регулирования конфликтов и необходимых общественных условий, благоприятно влияющих на успешное решение этой задачи.

Конфликтная аналитика

Кроме своевременного обнаружения возникающего конфликта важную роль играет также соответствующее восприятие поступающей информации о состоянии конфликтности. Это восприятие должно быть свободно от субъективизма, упрощений и деформаций, которые могли бы привести к недооценке или переоценке политического значения социального конфликта. Идеальным является восприятие конфликта таким, какой он есть на самом деле.

Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся малопригодными. Такой анализ не только не способствует преодолению конфликта, но может и повредить ему.

Переоценка существующего конфликта не менее вредна, ибо в этом случае прилагаются усилия гораздо большие, чем это действительно необходимо. Перестраховка может привести к обнаружению конфликта там, где его в действительности нет, что порождает ненужные действия, взаимное недоверие, подозрительность и т.п.

Наиболее важными для оптимальной оценки возникающего конфликта можно считать, во-первых, наличие максимально исчерпывающей и объективной информации о происходящих событиях. Во-вторых, подобная информация должна максимально быстро достигнуть заинтересованных и ответственных лиц. В-третьих, в процессе прохождения информации нельзя допускать ее субъективной интерпретации, наибольшее значение следует придавать информации незаинтересованных лиц и информации из первых рук. В-четвертых, объективной оценке зарождающегося конфликта способствует учет вероятности субъективных устремлений его непосредственных участников.

В том случае, если конфликт уже становится реальностью, возникает очередная проблема его внимательного и непредвзятого анализа. В этом случае целесообразно сконцентрировать внимание на основных параметрах конфликтного процесса, к которым можно отнести характеристику участников, особенности предмета, размеры и причины конфликта, характер противоречий, лежащих в его основе, а также степень остроты.

Характеристика субъектов конфликта крайне необходима для того, чтобы понять внутренние пружины конфликтной ситуации, возможное развитие предстоящих событий. Ответ на вопрос «кому это нужно?» позволяет понять, кому тот или иной конфликт выгоден, какие он видит в нем для себя резоны, к каким целям будет стремиться.

Для преодоления конфликта большое значение имеет определение его предметности, т.е. тех материальных или духовных ценностей или обстоятельств, из-за которых разгорелся данный конфликт. Конкретное знание о предмете конфликта составляет важное условие координации усилий, направленных на преодоление последнего.

Имеет большое значение установление масштаба конфликта, т.е. установление его настоящих границ, ближайшей локализации в обществе, определение связи с другими социальными явлениями. Это важно также с позиций определения пропорциональности предпринимаемых усилий по его предотвращению.

При наличии общих благоприятных условий преодоления или снятия остроты конфликта вступают в силу соображения о конкретных способах и приемах регулирования конфликтного развития.

Конституционные процедуры

Общие положения

Разрешение юридических конфликтов происходит в разных формах: путем парламентских и иных конституционных процедур, посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже, принятия решений в административных комиссиях, налоговой инспекции, милиции, ГИБДД и многих других учреждениях, которые применяют право. При всех различиях между этими учреждениями и осуществляемыми ими процедурами разрешение конфликтов юридическим путем имеет по крайней мере четыре общих признака:

конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством;

орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права;

конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.

Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он формализуется, как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Таким образом, субъективизм при принятии решения сведен к минимуму; далее, возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим органом, обжалование, пересмотр решения и проч.). Наконец, юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечиваю необходимую гласность и тем самым – общественный контроль над движением дела, следовательно, повышают авторитет принятых мер.

Юридические средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы: конституционные процедуры, применяемые главным образом при возникновении конфликтов в политической сфере; судебное и арбитражное рассмотрение дел; административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных органах.

Конституционное правосудие

Конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, весьма специфичен и отличается от тех конфликтов, которые рассматривают обычные и арбитражные суды; речь здесь идет, как правило, о конфликте политических институтов, связанном с нарушением Конституции. Да и порядок деятельности Конституционного Суда определен Конституцией РФ.

Конституционное судопроизводство, наряду с парламентскими процедурами – одна из форм разрешения разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие:

А) между законодательными и исполнительными органами;

Б) между государственными органами Федерации и ее субъектами;

В) между государственными органами и гражданами.

Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль уже при зарождении политических конфликтов. Если конфликт все же произошел, Конституционный Суд разрешит его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы Закона о Конституционном Суде.

В предмет ведения Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Конституции РФ. Суд решает также дела о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции РФ, а также договоров, заключенных ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами государственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные договоры РФ и нарушения конституционных прав и свобод граждан. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным. Стало быть, юридический конфликт завершается (хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте).

Согласование правовых актов

Нормативно-правовые акты – законы, указы Президента, постановления Правительства и др. – не всегда соответствуют одна другой и решают все вопросы одинаково. Это случается по разным причинам: расхождение взглядов авторов проектов законодательных актов, ошибки при составлении проектов, изменение ситуации, регулируемой данной нормой права и др. Несогласованность актов, в свою очередь, порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты, и притом каждая из них оказывается формально правой. Разрешение конфликтов такого рода требует в качестве необходимого условия согласования самих актов, приведения их к единому содержанию.

Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются отмена одного или обоих конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение в него поправок или дополнений, издание нового акта. Все эти действия могут быть совершены лишь соответствующими законодательными, исполнительными или судебными органами, издавшими акты, либо вышестоящими для них инстанциями.

Для устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются парламентские слушания, встречи и переписка между представителями законодательной и исполнительной властей, достижение компромиссов между точками зрения государственных учреждений.

Не меньшее значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов Федерации. Именно здесь зарождается большое число юридических конфликтов, для разрешения которых нередко требуется вмешательство Конституционного Суда. Согласно ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ вправе приостановить действие актов субъектов Российской Федерации, если они противоречат действующим законам, а ст. 115 дает право Президенту отменять постановления и распоряжения федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам. Все эти юридические механизмы способны разрешить возникший конфликт законным путем и помочь в выработке правильного решения.

Судебное рассмотрение дел

Общие положения

Судопроизводство, включая арбитражный процесс, - специфическая форма разрешения споров и конфликтов, выработанная многовековой человеческой практикой. Эта форма имеет ряд преимуществ по сравнению с конституционными процедурами. К ним относятся:

А) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению должен быть не заинтересован в исходе дела;

Б) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения;

В) нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и своим внутренним убеждением;

Г) обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими лицами.

В нашей стране существует четыре вида судопроизводства (не считая Конституционного Суда): гражданское, уголовное, административное, а также арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим – процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.

Арбитражный процесс

Гражданское судопроизводство имеет дело, как правило, с физическими лицами (гражданами). В арбитражном процессе участвуют в основном организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.

Конфликтующие стороны обращаются в арбитражный суд постольку, поскольку не могут преодолеть спорную ситуацию своими силами. Эта ситуация имеет две разновидности: а) экономические споры между предпринимателями и б) споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления. Предприниматель, в том числе и гражданин, вправе обратиться в арбитражный суд с жалобой на акты и действия государственных органов, которые противоречат закону и нарушают их права.

Арбитражный порядок рассмотрения экономических конфликтов не является единственно возможным: стороны вправе провести между собой прямые переговоры, заключить компромиссное соглашение, обратиться к консультантам, посредникам, третейским судам (частному коммерческому арбитражу) и др. Предприниматель вправе, таким образом, выбирать между государственным и негосударственным порядком разрешения конфликта.

Процедура рассмотрения дела арбитражным судом близка к гражданскому процессу, что особенно явно проявилось после принятия нового Арбитражного процессуального кодекса 1995 г. Вместе с тем есть и отличия, из числа которых следующие: а) в арбитраже часто применяется процедура досудебного урегулирования конфликта; б) спорящие стороны могут передавать из арбитража любой спор (кроме спора с государственными органами) в третейский суд по их усмотрению; в) арбитражный суд обязан при рассмотрении дела помочь сторонам найти компромиссное решение.

Уголовное судопроизводство

Судебному производству по уголовным делам предшествует так называемый криминальный конфликт, который представляет собой преступление, совершенное одним или несколькими лицами. В одних случаях это конфликт между преступником и потерпевшим гражданином (например, при краже), в других – между преступником и государством (при даче или получении взятки), но во всех случаях – конфликт с законом, а следовательно, и с правоохранительными органами. В суде этот конфликт превращается, как правило, в конфликт участников процесса: обвиняемого и его защитника, с одной стороны, и обвинителя (прокурора) с другой. Достаточно редкие исключения, при которых процессуальный конфликт не принимает открытой формы, - это явка с повинной и чистосердечное раскаяние. Но и при этом криминальный конфликт-преступление нельзя сделать несуществующим.

В отличие от гражданского судопроизводства, в ходе которого разрешается имущественный или иной спор, криминальный конфликт обычно так или иначе уже закончен до начала уголовного процесса (вещь украдена, потерпевший лежит в больнице или в гробу и т.д.). Задача уголовного суда в том, чтобы установить, был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для судебного рассмотрения, и виновен ли в нем подсудимый. Если это так, то предстоит, при прочих необходимых условиях, решить вопрос о наказании виновного. Таким образом, в уголовном судопроизводстве конфликт большей частью заканчивается «силовым» решением – применением меры государственного принуждения. Мирный исход здесь является исключением: по делам так называемого частного обвинения (побои, оскорбления и клевета) до и в ходе судебного разбирательства допускается примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК). В других случаях совершенное преступление не может рассматриваться как частное дело потерпевшего, и конфликт преступника с законом подлежит принудительному завершению.

Уголовный процесс есть конфликт, в котором каждая сторона стремится к истине, но своим путем. Обвинитель доказывает обстоятельства совершенного преступления, защитник их опровергает; все это элементы единого целого, из которого складывается истина. Но конфликтность процесса отрицать невозможно, именно она и является основой принципа состязательности сторон.

Важный элемент обеспечения состязательности – предоставление необходимого набора прав участникам процесса, а также существование процессуальных мер, обеспечивающих объективность расследования и судебного рассмотрения дела (в том числе мер пресечения). Таким образом, уже в ходе уголовного процесса осуществляется государственное принуждение, направленное на то, чтобы помешать противодействию со стороны вероятного преступника установлению истины, а с другой стороны, исключить незаконное давление правоохранительных органов на подозреваемого (обвиняемого, подсудимого).

Посредничество

Консенсус

Понятие консенсуса

Конфликт и консенсус составляют две важные характеристики любой правовой системы. В сущности, юридическая политика начинается там, где имеются конфликты.

Одна из важнейших задач правоведения – изучение институтов и процедур как средств разрешения конфликтов, так и методов сохранения и реформирования политической и правовой системы.

Теоретическая мысль и практика оказались неподготовленными к рассмотрению этих вопросов, к поиску механизмов принятия общественно значимых решений с позиций консенсуса, т.е. такого подхода, который основывался бы на стабильном согласии, достигнутом всеми сторонами, заинтересованными в разрешении конфликтов.

Консенсус – принцип коллегиального решения, принцип, обратный право вето. Вето означает право одного из участников обсуждения законодательного или иного акта запретить принятие решения. Консенсус, напротив, требует положительного решения на основе согласования позиций, компромисса, сотрудничества. В соответствии с этим подходом право и закон можно рассматривать с позиций достижения юридического консенсуса в обществе. Именно согласование интересов составляет базовую основу для верховенства закона в иерархии правовой системы и благоприятные условия для всей последующей правореализующей деятельности государства.

Длительная трактовка права и закона только как выражения воли господствующего класса приводила к игнорированию всего спектра интересов наций, классов, различных социальных слоев и групп, разного рода меньшинств и, наконец, личности. Подавление этих интересов и глубинных социальных потребностей формировало конформизм и раздвоение правового сознания. Подрывался принцип легитимности власти, ее добровольная и свободная, а не принудительная основа. Блокировалась эффективность всей законодательной сферы гражданского общества, поскольку игнорировались важность согласования и соответствия принятия закона консенсусу его исполнения.

В этих условиях подрывался и принцип верховенства закона, поскольку его соблюдение предполагает признание закона первичным, общезначимым способом регулирования общественных отношений, выражением демократического содержания правового статуса личности, условий ее социальной защиты.

Понимание закона как юридического консенсуса интересов открывает пути стабилизации и развития социальных отношений.

Упрочение принципов правового государства происходит при безусловном верховенстве демократически принятого закона и равенства всех перед законом. Раз он принят, следовательно, признаны приоритеты, ценности, режимы деятельности, которые устанавливаются законом. Это можно рассматривать и как своего рода самообязательство всех участников правоотношений следовать духу и смыслу закона. Тем самым обеспечивается социальная солидарность и социальное сотрудничество на всех уровнях общественной структуры.

Значение консенсуса

В литературе термин «консенсус» употребляется по меньшей мере в трех смыслах: социологическом, политическом и юридическом.

Социологи отмечают, что одно из самых тяжелых последствий эпохи перестройки и реформ состоит в резком углублении раскола общества на группы не только с разным экономическим положением, но и с противоположными политическими интересами.

Социальные группы, которые возникли и действуют в стране сегодня, реализуют свои интересы в открытом и скрытом противоборстве с другими группами общества. Говорить о социальном согласии, не затрагивая социальной структуры нынешнего общества, нельзя. Ибо согласие возможно, лишь если борющиеся сегодня друг с другом социальные группы будут способны корректировать свои интересы и позиции ради поддержания социального мира.

В политической сфере консенсус рассматривается как наличие некоторых базисных ценностей и норм, которые разделяют все основные социальные группы. Это означает прежде всего всеобщее согласие относительно процесса принятия решений, из чего следует, что меньшинство заранее готово подчиниться решениям победившего в открытом политическом соперничестве большинства, о последнее готово обеспечить права меньшинства на протест, критику и оппозицию, и тем самым консенсус трансформирует власть в авторитет.

Общепризнанно, что метод консенсуса является в современных условиях единственно разумным способом достижения решения наиболее сложных проблем и политических конфликтов. Признание всеобщего согласия одним из основных принципов общественной жизни формирует новое современное сознание граждан, которому чужды предвзятость и непримиримость. Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимный характер политической системы, делает ее более стабильной, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом. Итак, консенсус как политический термин означает общность взглядов различных социально-политических групп на политическую ситуацию в стране и подходы к решению перспективных проблем.

В юридическом смысле консенсус – это метод выработки и принятия решений, актов, который опирается на два важных принципа: поддержку решения большинством участвующих в его принятии и отсутствие возражений против принятия решений со стороны хотя бы одного из участников.

Следовательно, консенсус – это не единогласие, ибо полного совпадения позиций всех участников процесса принятия решения здесь не требуется. Он предполагает только отсутствие прямых возражений и вполне допускает нейтральную позицию (воздержание от голосования) и даже отдельные оговорки к решению (если, конечно, они не подрывают основу достигнутого соглашения). Вместе с тем консенсус – не решение большинства, так как он несовместим с отрицательной позицией хотя бы одного из участников.

Современный мир богат конфликтами – и международными, как, например, арабо-израильский, и внутригосударственными. Такие конфликты можно разрешить лишь путем достижения общего согласия враждующих сторон. Не случайно создатели Организации Объединенных Наций предусмотрели в Уставе ООН правила единогласия при решении важных вопросов в Совете Безопасности.

Консенсус обладает и еще одним существенным и неоспоримым преимуществом перед всеми остальными способами разрешения социально-правовых противоречий и конфликтов: он не только способствует прямому воздействию общественного мнения на политико-юридические процессы, но и формирует само общественное мнение. Поскольку для современного общества характерны, с одной стороны, дифференциация, а с другой – переплетение интересов различных социальных групп, оба указанных фактора при системе принятия решений на основе диктата большинства действуют дестабилизирующе, вызывают в обществе глубокие конфликты, ведут к формированию крайних мнений и созданию противоборствующих блоков.

Консенсус и конфликт

Важность консенсуса определяется и тем, что в его условиях, как правило, происходит процесс выработки механизмов улаживания противоречий как через систему обычной представительной демократии, основанной на приоритете гражданских лиц, так и на основе демократии согласия, т.е. принципов справедливого учета коллективных интересов, особенно интересов малых групп, сохраняющих и отстаивающих свою специфику и отличительность. При этом в основе всегда лежат общедемократические принципы и права человека, которые достраиваются системой особых мер, социальных программ, иначе говоря, политикой плюрализма и культурной –автономии, а в ряде случаев – представлением регионального или общинного самоуправления.

В принципе консенсус несомненно лучший способ принятия решений – хотя бы потому, что только так проблема может быть решена окончательно. Если же решение отражает только позицию большинства, в дальнейшем оно или потребует принудительного осуществления (что предполагает постоянную опасность его пересмотра), или постепенно получит общее одобрение («скрытый консенсус»).

Кроме того, преобладание консенсуальных методов благотворно влияет на психологический климат в конкретной организации и обществе в целом, ибо ориентирует не на конфронтацию и выявление несогласных, а на учет интересов всех членов. Так предотвращается раскол общества, снимаются основания для обращения к силовым методам, ведь насилие обычно бывает побуждено страхом остаться в меньшинстве и быть уничтоженным. В конечном счете консенсус формирует новое сознание общества, когда признание чужих интересов является условием осуществления своих собственных.

Однако наряду с позитивными сторонами консенсуальный метод имеет и некоторые издержки, связанные с уровнем политической и правовой культуры. Во-первых, необходимость многократных согласований позиций используется для затягивания принятия решения. Во-вторых, возникает опасность принятия неконкретных, расплывчатых решений – по ним проще достичь консенсуса. Таким образом, повышение степени согласованности решения может иногда идти в ущерб качеству.

Любая консенсуальная процедура должна исключать абсолютное доминирование одной из сторон и обеспечивать использование объективных критериев оценки ситуации. Обычно для этого обращаются к услугам незаинтересованных лиц – посредника, арбитра, судьи. Однако надо иметь в виду, что строго консенсуальной процедура может считаться только в том случае, если рекомендации «третьих лиц» не носят обязательного характера, а лишь помогают участникам конфликта прийти к согласию. Наиболее же распространенный способ разрешения юридических конфликтов – судебный – не является консенсуальным.

Список литературы

Основы конфликтологии: Учебное пособие / А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев; под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.:Юристъ, 1997.

Юридическая конфликтология: монография. / Институт государства и права РАН, - М., 1995.

 

Юридические средства разрешения конфликтов

Реферат по дисциплине «конфликтология»

Выполнил студент юридического факультета Кулюшин Александр Михайлович

Современный гуманитарный университет

Ухта, 1999

Общие положения

Постановка проблемы

Признавая всеобщность и постоянство конфликтов в жизни общества, нельзя считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в каких именно он выступает. И хотя верно, что невозможно избежать всех конфликтов, это не значит, что нельзя избежать ни одного из них. Проблема регулирования социальных конфликтов исходит из возможности влиять на причины конфликтной ситуации, определенным образом направлять течение самого конфликта с тем, чтобы использовать его результаты или преодолеть отрицательные последствия.

Вопрос о регулировании конфликта – самостоятельная проблема. Ее исследователи считают, что регуляция конфликта является наиболее рациональным к нему подходом. Не всегда можно избежать открытого столкновения, но всегда следует попытаться избежать чрезмерных потерь, слишком большой платы за неконтролируемое развитие конфликтных событий.

Специалисты в области конфликтного менеджмента считают допустимой формулировку ряда принципиальных положений общего характера, практическое применение которых в состоянии обеспечить благоприятный фон решения проблем управления конфликтом в каждом конкретном случае. К таким положениям могут быть отнесены следующие:

Управление развитием конфликтных ситуаций является по своей сути управлением людьми. Здесь гораздо уместнее говорить о наиболее вероятной тенденции развития конфликта, чем о законе.

Управление конфликтом – это управление равными, т.к. среди участников конфликта, как правило, не бывает абсолютно неправой стороны. Совершенно бесперспективно отсечение какой-то из сторон конфликта, полнейшее игнорирование частных позиций отдельных субъектов конфликтной ситуации.

С политико-правовой точки зрения управление конфликтом являет собой прежде всего управление большими группами, массами людей. Большое значение здесь имеют организации, представляющие интересы массы, степень сознательности самих масс, общее направление объективного развития происходящих событий.

Управление конфликтом есть управление на базе интересов. Правильно понятый интерес участников конфликта представляет собой ключ успешного разрешения конфликтной ситуации, непременное условие соглашения, имеющего под собой достаточно прочный фундамент.

Предупреждение и регулирование социальных конфликтов во многом зависит от общего состояния той экономической, социальной и политической среды, в которых оно происходят. С этой точки зрения можно обозначить ряд узловых моментов в процессе регулирования конфликтов и необходимых общественных условий, благоприятно влияющих на успешное решение этой задачи.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 171.