Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.09 – теория обучения. – Институт педагогики АПН Украины. – Киев, 2008.
Диссертация посвящена проблеме преемственности в формировании целостных знаний о живой природе учащихся 5–7 классов.
Впервые в теории обучения раскрыта сущность понятия «преемственность в формировании целостных знаний о живой природе учащихся 5–7 классов», выявлена взаимосвязь понятий «целостность знаний» и «преемственность в обучении».
Обоснованы теоретически и подтверждены экспериментально педагогические условия реализации преемственности в формировании целостных знаний о живой природе учащихся 5–7 классов: воплощение взаимосвязи преемственности и целостности знаний о живой природе на уровне Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования; наличие содержательных связей между знаниями о живой природе в начальной школе и 5–7 классах, которые осуществляются на основе представлений об общих закономерностях природы (сохранения, периодичности процессов в природе и направленности процессов к равновесному состоянию); предусмотрение в содержании программ природоведческих курсов основной школы (5–6 кл.) и биологии (7 кл.) связи между преемственностью и целостностью знаний через введение в содержание знаний «опережающих организаторов» знаний, форм и методов обучения, которые способствуют осуществлять непрерывное формирование в учеников целостных знаний о живой природе; воплощение в учебниках природоведения 5–6 классов и биологии 7 класса преемственности через формирование целостности содержания; раскрытие в методических материалах для учителей связи преемственности и целостности знаний о живой природе; контроль и коррекция знаний, общеучебных умений учащихся моделировать целостные знания о живой природе как основу преемственности обучения.
В работе представлена и апробированная дидактическая модель обеспечения преемственности в формировании целостных знаний о живой природе учащихся 5–7 классов, которая содержит логически связанные и взаимообусловленные составляющие: концептуальную (воплощает цель и задачи школьного биологического образования в аспекте беспрерывного формирования целостных знаний о живой природе), содержательную (раскрывает преемственность как педагогическую систему), методическую (воплощает разработанную методику формирования целостных знаний о живой природе учащихся 5-7 классов), технологическую (определяет методы и формы организации обучения, которые способствуют формированию целостных знаний о живой природе и общие для 5-7 классов) и результативно-оцениваемую (устанавливает критерии, уровни и показатели сформированности целостных знаний о живой природе учащихся 5-7 классов). Действенность авторской модели обеспечивается воплощением педагогических условий реализации преемственности в формировании целостных знаний о живой природе учащихся 5-7 классов и методики формирования целостных знаний о живой природе.
Разработана и экспериментально проверена методика формирования целостных знаний о живой природе, воплощающая в учебном процессе 5–7 классов дидактическую модель и педагогические условия реализации преемственности знаний о живой природе. В основу методики положен эколого-эволюционный подход к объяснению процессов и объектов живой природы, воплощением которого является обоснование элементов знаний о живой природе на основе общих закономерностей природы, понятий, связанных с ними, и методов познания природы.
Определены критерии (сформированность понятийно-терминологического аппарата, мотивационная готовность, операционная готовность), уровни (начальный, средний, достаточный, высокий) и показатели сформированности целостных знаний о живой природе учащихся 5–7 классов.
Результаты экспериментальных исследований подтверждают эффективность разработанной методики формирования целостных знаний о живой природе учащихся 5–7 классов, которая воплощает разработанные педагогические условия реализации преемственности в обучении и целесообразность их использования.
Внедрение результатов диссертационного исследования в практику современной общеобразовательной школы дает основания утверждать, что все поставленные задачи были решены, реализована цель и подтверждена гипотеза исследования.
Ключевые слова: преемственность в формировании целостных знаний о живой природе, эколого-эволюционный подход, сквозные закономерные связи, общие закономерности природы, интеграция.
ABSTRACT
Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.