Преобразования требовали постоянных денежных средств. Налоговое бремя постоянно усиливалось и достигло таких размеров, что почти сразу после смерти императора (кстати, гордившегося, что отдает наследникам державу без государственного долга) Сенат (случай беспрецедентный) признал невозможность исполнения всех финансовых обязательств перед государством в полном объеме, т. е. "де факто" списал значительную часть имеющихся задолженностей перед казной.
Поскольку аграрный сектор оставался экономической основой формирования бюджета, мероприятия земельной политики были сориентированы в интересах повышения эффективности сбора налогов.
Вместо вотчин и поместий было введено новое понятие "недвижимая собственность", или "имение". В 1714 г. помещики получили право полного и неограниченного распоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить на государственных должностях и содержать поместную армию [4, c. 449].
В целях укрепления феодального землевладения и охраны его от дробления с целью сохранения прибыльности имений был издан Указ "О единонаследии в недвижимых имуществах", по которому землевладения должны были переходить по наследству одному (как правило, старшему) из сыновей владельца. (Это нововедение в жизни не прижилось. До 1917 г. дробления и слияния (но чаще, все же дробления) были "экономическим бичом", помещичьих хозяйств не позволявшим перейти к капиталистическому ведению производства, и обусловившие обеднение значительной части дворянства.
При Петре I была изменена система взимания земельного налога. С введением подушной подати взамен налога с земель значительно упростилась система взимания налогов, так как отпала необходимость в количественном и качественном учете земель, сократились затраты на сбор налогов, к платежам было привлечено все трудоспособное население, что послужило увеличению доходов государства.
Другим преобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения.
Ранее от прямого перехода в холопство крестьян ограждало правительство, установив "вечность крестьянскую", то есть запрет перехода крестьян в другие сословные разряды, не исключая и холопов. Холопы не платили податей. Оберегая крестьян от перехода в холопство, правительство сохраняло себе плательщиков государственных податей.
В 1695 г. указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим.
По указу 22 января 1719 г. в податные списки занесли только крестьян и пашенных холопов. В последующие годы перепись ещё более расширяет свои рамки и захватывает в свои списки или сказки холопов всех наименований. В 1723 г. в перепись занесли и всех дворовых, если даже они земли не пахали и находились только в личном услужении у господ.
В 1722 г., после того как были установлены штаты духовенства при церквях сельских и городских, все церковники и причетники были записаны в подушные сказки за владельцами, на землях которых они жили [4, c. 454 - 459].
Первая ревизия, принесла с собой подушную подать, которая шла не с земли и не со двора, а с „души", то есть с человека. Наблюдение за их платёжной исправностью осталось по-прежнему за владельцами земли. По указу 5 февраля 1722 г. было приказано „подушные деньги платить самим помещикам, а где самих помещиков нет, их приказчикам и старостам". В случаях непоступления в срок подушных платежей приказывалось в такие деревни „посылать экзекуцию и велеть немедленно править на помещиках".
Следствием реформ Петра, коснувшихся как прямо, так и косвенно землевладельческого населения России, было, прежде всего, объединение класса землевладельцев. Теперь он распадается только на две больших группы — крестьян, крепостных своим владельцам, и крестьян, крепостных государству. Те и другие записаны в общие ревизские сказки и все платят подушную подать. До Петра I, когда подать была поземельной и размер её определялся размером пашни, крестьяне старались уменьшать запашку, чтобы меньше платить. Когда в XVII в. подать стали брать со двора, крестьяне расширили дворы, скучиваясь на одном, чтобы достичь таким путём уменьшения казённой подати. Перенос подати со двора на самого работника дал возможность крестьянам пахать больше земли и освободил их от необходимости сокращать собственную предприимчивость, прячась от подати во дворе. До Петра I и до введения подушной подати при нём у крестьян считалось недосягаемым благом иметь возможность разрабатывать надел в шесть десятин. К концу XVIII в. обычным явлением в русском крестьянстве являются наделы в десять десятин. В этом обстоятельстве можно видеть положительное значение земледельческих и податных реформ Петра.
В ХV—ХVI вв. была наиболее распространена оброчная форма ведения хозяйства. Оброк выплачивался крестьянами помещику в натуральном (продуктами, услугами) или денежном виде за пользование земельным наделом [1, c. 175].
Логичным в данном случае выглядит замена оброка барщиной, поскольку конечным ответственным за внесение подушной подати был помещик, то такая система позволяла ему максимально защитить свое хозяйство от рисков, связанных со сбором подати с крестьян. В ХVIII в. на смену оброчной форме ведения хозяйства приходит барщина, представляющая собой отработку крестьянами на земле помещика 3—6 дней в неделю. Фактически, крестьяне "зарабатывали" под командованием помещика и в его хозяйстве гарантированный минимум налоговых платежей в казну. Помещик стал налоговым агентом в современной терминологии. Но и сейчас налоговый агент – это, как правило, работодатель. Упадок личного хозяйства крепостных крестьян, вызванный ростом барщины, формировал отношения должника и кредитора. В этой части на барщине крестьянин формировал ту часть прибавочного продукта, которую потом получал в долг от помещика, т. е. некой минимальной (т. к. не хочется одалживаться больше необходимого минимума) "зарплаты" (учитывая фактическую неоплатность долга, вызванную упадком собственного хозяйства). Т. е. создалась самоподдерживающаяся система, при которой, практически, весь прибавочный продукт изымался в пользу государства и помещика. (Именно поэтому в среде крепостных помещичьих крестьян зажиточность – редкое исключение, т. к. система не предполагает возможности формирования в крестьянском хозяйстве продукта сверх прожиточного минимума). Недаром через 100 лет А. С. Пушкин напишет в "Евгении Онегине": "… ярем он барщины старинный оброком легким заменил, и раб судьбу благословил".
Ужесточение фискальной политики при Петре I привело к усилению позиций общины, как административной единицы. Крестьяне в общине ещё с XVI в. были связаны круговой порукой (они должны были выплачивать сумму налогов за тех односельчан, которые по каким-то причинам не платили подати). Ужесточение контроля за поступлением налогов со стороны государства, способствовало возрастанию власти общины на местах. В царствование Петра продолжилось распространение возникшей в XVII веке передельной общины. Этот процесс был связан с увеличением плотности крестьянского населения. Распространенный взгляд о влиянии на формирование передельной общины введения подушной подати по видимому не вполне обоснован [2, c. 314].
Петр I оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.