С разработки концепции начинается создание воспитательных систем. Эта концепция есть идеология воспитательной системы. Концепция разрабатывается либо в самом образовательном учреждении ( его субъектами), либо это делают приглашенные люди.
Педагогическая концепция разрабатывается либо во вновь открытом учреждении, либо в том, где требуется перестройка системы.
Этапы процесса разработки:
1) Изучение н.с.о. (состояние учебного воспитательного процесса в учреждении)
Для этого используются следующие методы:
- наблюдение (дает факты, но не позволяет устанавливать их причину)
- методы уточняющей беседы
- анкетирование (важно собрать информацию об одних и тех же явлениях у разных субъектах деятельности, что позволить получить более объективные сведенья. Нельзя проводить часто, поэтому анкету можно сделать большой по объему, с закрытыми и отрытыми формами ответа. Нельзя проводить в спешке, нельзя отдавать отвечать на анкету дома).
- изучение документации
- изучение продуктов деятельности субъектов образовательного учреждения
- метод создания специальных ситуаций
Все методы используются в комплексе
2) Анализ собранной информации
Важно выявить проблемы и определить тенденции развития пед. процесса.
Оформляется в виде текста. Могут быть приложены цифровые материалы.
3) Формулировка целей и задач создания воспитательной системы.
Если воспитательная система рассматривается как условие для развития личности, то ель создания должна предполагать какие качества должны быть сформированы у детей в педагогическом процессе. Могут быть выражено в виде модели личности выпускника. Для ее разработки можно использовать метод деловой продуктивной игры. В ней участвуют педагоги, родители и обучающиеся. Основной метод организации игры – мозговая атака («мозговой штурм»)
4) Необходимо сформулировать идеи положенные в основу воспитательной системы (принципы).
Они могут быть сформулированы в процессе деловой игры.
5) Определения механизма функционирования воспитательных систем.
Определение системообразующих видов деятельности.
6) Подготовка текста концепции
Критерии оценки эффективности воспитательной системы
Существуют 2 группы критериев:
Критерии факта
Помогают ответить на вопрос «Если воспитательная система в учреждении?»
- упорядоченность жизни в учреждении ( согласованность планов и т.д.)
- наличие сплоченного коллектива
-интегрировать воспитательные воздействия в крупные дозы воспитания педагогического коллектива
Критерии количества
-Степень приближенности системы к поставленным целям и задачам
- психологический климат в коллективе
- уровень воспитанности выпускников
Составьте портрет выпускника детского сада
(Отразите качества личности воспитанника степень их сформированности)
Докажите, существование воспитательной системы в вашем детском саду, опираясь на следующие положения:
Есть ли:
- упорядоченность жизни в учреждении, соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям ДОУ
- наличие сплоченного коллектива
- интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий через воспитательные комплексы (систему КТД, традиций, праздников).
Опишите воспитательную систему в вашем детском саду, опираясь на следующий план:
-цель воспитательной системы
- наличие концепции (совокупность идей, для реализации которых создается воспитательная система)
- субъекты
- системообразующие виды деятельности
- отношения между субъектами
-среда (узкая и широкая)
На какой стадии развития, по вашему мнению, находится воспитательная система в детском саду
Дата: 2019-05-28, просмотров: 168.