Основные положения теории воспитательных систем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные положения теории воспитательных систем

Теория воспитательных систем начала развиваться в 60-70-ые годы XX века, когда в педагогику пришёл системный подход. У истоков теории стояли А.Т. Куракин и Л.Н. Новикова.

Большую роль в развитии теории сыграли работы А.В. Караковского, Н.Л. Селивановой.

Теория воспитательных систем исходит из понимания воспитания, как самого широкого педагогического понятия, включающего в себя и обучение.

Воспитание – это управление развитием личности.

Управлять развитием – значит создавать условия для развития.

Различают 2 близких понятия социально-педагогическая система и воспитательная система.

Социально-педагогическая система – в ней жизнь упорядочена относительно педагогических целей, эта система не всегда гуманна по отношению к ребёнку. Такая система задаётся сверху, и она есть в каждом образовательном учреждении.

Воспитательная система – жизнь упорядочена относительно педагогических целей и целей самих детей. Система всегда гуманна. Создаётся всеми субъектами, но есть не в каждом учреждении.

(А.М. Сидоркин)

С другой точки зрения воспитательная система есть в каждом учреждении, но она может быть гуманна или нет по отношению к ребёнку.

К понятию воспитательная система близко понятие педагогическая система.

Педагогическая система – это вид социальной системы, к которой относятся различные педагогические системы.

Система представляет собой деятельность педагогов по воспитанию (она уже, чем воспитательная система).

Цель создания воспитательной системы – создать условия для развития личности.

Структура воспитательной системы.

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:

а) цели, выраженные в исходной концепции;

б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;

в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;

г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

д) среду системы, освоенную субъектом;

е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Условия, от которых зависит тип воспитательной системы:

1. Тип образовательного учреждения

2. Место расположения учреждения

3. Количество обучающихся

4. Возможности педагогического коллектива

5. Традиции образовательного учреждения.

Системообразующие виды деятельности.

В условиях воспитательной системы реализуются различные виды деятельности (познавательная, художественная, общественная, спортивная). Они определяют содержание воспитательной системы. Однако среди них выделяют такие, которые в первую очередь систематизируют жизнь образовательного учреждения. Такой деятельностью она становится тогда, когода:

- в её организации заинтересованы все субъекты или подавляющее большинство

- деятельность связывает в единое целое учебный и вне учебный процесс.

Системообразующих деятельностей в учреждении может быть 1, 2 или 3.

Педагогические (воспитательные) комплексы.

Создание деятельности определяет суть воспитательной системы, а системообразующие виды делают её системой. Однако системная деятельность должна быть организована, то есть, все элементы должны выступать в единстве. Такой формой организации могут выступать педагогические комплексы.

Комплексы – это способ организации деятельности в единстве основных направлений педагогического процесса.

На какой стадии развития, по вашему мнению, находится воспитательная система в детском саду

Основные положения теории воспитательных систем

Теория воспитательных систем начала развиваться в 60-70-ые годы XX века, когда в педагогику пришёл системный подход. У истоков теории стояли А.Т. Куракин и Л.Н. Новикова.

Большую роль в развитии теории сыграли работы А.В. Караковского, Н.Л. Селивановой.

Теория воспитательных систем исходит из понимания воспитания, как самого широкого педагогического понятия, включающего в себя и обучение.

Воспитание – это управление развитием личности.

Управлять развитием – значит создавать условия для развития.

Различают 2 близких понятия социально-педагогическая система и воспитательная система.

Социально-педагогическая система – в ней жизнь упорядочена относительно педагогических целей, эта система не всегда гуманна по отношению к ребёнку. Такая система задаётся сверху, и она есть в каждом образовательном учреждении.

Воспитательная система – жизнь упорядочена относительно педагогических целей и целей самих детей. Система всегда гуманна. Создаётся всеми субъектами, но есть не в каждом учреждении.

(А.М. Сидоркин)

С другой точки зрения воспитательная система есть в каждом учреждении, но она может быть гуманна или нет по отношению к ребёнку.

К понятию воспитательная система близко понятие педагогическая система.

Педагогическая система – это вид социальной системы, к которой относятся различные педагогические системы.

Система представляет собой деятельность педагогов по воспитанию (она уже, чем воспитательная система).

Цель создания воспитательной системы – создать условия для развития личности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 158.