Основные положения теории воспитательных систем
Теория воспитательных систем начала развиваться в 60-70-ые годы XX века, когда в педагогику пришёл системный подход. У истоков теории стояли А.Т. Куракин и Л.Н. Новикова.
Большую роль в развитии теории сыграли работы А.В. Караковского, Н.Л. Селивановой.
Теория воспитательных систем исходит из понимания воспитания, как самого широкого педагогического понятия, включающего в себя и обучение.
Воспитание – это управление развитием личности.
Управлять развитием – значит создавать условия для развития.
Различают 2 близких понятия социально-педагогическая система и воспитательная система.
Социально-педагогическая система – в ней жизнь упорядочена относительно педагогических целей, эта система не всегда гуманна по отношению к ребёнку. Такая система задаётся сверху, и она есть в каждом образовательном учреждении.
Воспитательная система – жизнь упорядочена относительно педагогических целей и целей самих детей. Система всегда гуманна. Создаётся всеми субъектами, но есть не в каждом учреждении.
(А.М. Сидоркин)
С другой точки зрения воспитательная система есть в каждом учреждении, но она может быть гуманна или нет по отношению к ребёнку.
К понятию воспитательная система близко понятие педагогическая система.
Педагогическая система – это вид социальной системы, к которой относятся различные педагогические системы.
Система представляет собой деятельность педагогов по воспитанию (она уже, чем воспитательная система).
Цель создания воспитательной системы – создать условия для развития личности.
Структура воспитательной системы.
Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают разные точки зрения о составе компонентов системы. Академик Л.И. Новикова и ее коллеги относят к числу таких элементов:
а) цели, выраженные в исходной концепции;
б) деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
в) субъекта деятельности, ее организующего и в ней участвующего;
г) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
д) среду системы, освоенную субъектом;
е) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Условия, от которых зависит тип воспитательной системы:
1. Тип образовательного учреждения
2. Место расположения учреждения
3. Количество обучающихся
4. Возможности педагогического коллектива
5. Традиции образовательного учреждения.
Системообразующие виды деятельности.
В условиях воспитательной системы реализуются различные виды деятельности (познавательная, художественная, общественная, спортивная). Они определяют содержание воспитательной системы. Однако среди них выделяют такие, которые в первую очередь систематизируют жизнь образовательного учреждения. Такой деятельностью она становится тогда, когода:
- в её организации заинтересованы все субъекты или подавляющее большинство
- деятельность связывает в единое целое учебный и вне учебный процесс.
Системообразующих деятельностей в учреждении может быть 1, 2 или 3.
Педагогические (воспитательные) комплексы.
Создание деятельности определяет суть воспитательной системы, а системообразующие виды делают её системой. Однако системная деятельность должна быть организована, то есть, все элементы должны выступать в единстве. Такой формой организации могут выступать педагогические комплексы.
Комплексы – это способ организации деятельности в единстве основных направлений педагогического процесса.
На какой стадии развития, по вашему мнению, находится воспитательная система в детском саду
Основные положения теории воспитательных систем
Теория воспитательных систем начала развиваться в 60-70-ые годы XX века, когда в педагогику пришёл системный подход. У истоков теории стояли А.Т. Куракин и Л.Н. Новикова.
Большую роль в развитии теории сыграли работы А.В. Караковского, Н.Л. Селивановой.
Теория воспитательных систем исходит из понимания воспитания, как самого широкого педагогического понятия, включающего в себя и обучение.
Воспитание – это управление развитием личности.
Управлять развитием – значит создавать условия для развития.
Различают 2 близких понятия социально-педагогическая система и воспитательная система.
Социально-педагогическая система – в ней жизнь упорядочена относительно педагогических целей, эта система не всегда гуманна по отношению к ребёнку. Такая система задаётся сверху, и она есть в каждом образовательном учреждении.
Воспитательная система – жизнь упорядочена относительно педагогических целей и целей самих детей. Система всегда гуманна. Создаётся всеми субъектами, но есть не в каждом учреждении.
(А.М. Сидоркин)
С другой точки зрения воспитательная система есть в каждом учреждении, но она может быть гуманна или нет по отношению к ребёнку.
К понятию воспитательная система близко понятие педагогическая система.
Педагогическая система – это вид социальной системы, к которой относятся различные педагогические системы.
Система представляет собой деятельность педагогов по воспитанию (она уже, чем воспитательная система).
Цель создания воспитательной системы – создать условия для развития личности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 177.