ДИАГНОСТИКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

На сегодняшний момент проблема школьной неуспеваемости является приоритетной среди других в образовании. Педагогика, психология, нейрофизиология и медицина пытаются сообща своими усилиями найти пути решения данной проблемы.

К числу детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, относятся и учащиеся с нарушениями речи, так как речевые нарушения у детей сопровождаются несформированностью других школьно значимых функций.

Особое место среди психических познавательных процессов занимает память. Многими исследователями она  характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

В связи с этим актуальным становится исследование и коррекция наиболее важных для детей с нарушениями речи слухоречевой и зрительной памяти, как основных модальностей мнестических процессов, необходимых для успешного овладения чтением и письмом.

Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти достаточен у детей уже в 5 лет. К 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.

Диагностику памяти у неуспевающих школьников обычно проводят с использованием нейропсихологических методов. Данная методика применяется для детей, начиная с 7-ти лет.

Исследование проводится в отдельной комнате, за столом. Ребенка усаживают напротив, исследователя. В комнате не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы.           

 Подготовка к обследованию начинается с предварительной беседы, в ходе которой исследователь должен расположить ребенка к себе, вызвать его доверие.

Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 5 слов) не следовали одно за другим.

Ответы оцениваются следующим образом:

«0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную программу;

 «1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия логопеда; по сути «1» — это нижняя нормативная граница;

 «2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;

 «3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны логопеда.

Методика исследования слухоречевой памяти.

Исследование слухоречевой памяти осуществляется с помощью тестов на запоминание «2-х групп по три слова» и группы из «5 слов» в заданном порядке.

В процессе обследования у детей исследуются:

§ количество необходимых для полного запоминания повторений;

§ возможность удержания порядка слов;

§ наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу;

§ наличие трудностей избирательности мнестических следов;

§ наличие негативного влияния групп слов друг на друга;

§ объем слухоречевого запоминания;

§ скорость запоминания данного объема слов;

§ объем отсроченного воспроизведения;

§ особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или

вербальных парафазий и т.п.);

Методика обследования включает использование:

· эталонов слов;

· инструкций;

· листов протоколов обследования, ручки, карандаша.

Для запоминания предлагаются простые, часто употребляемые, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

1.Тест"2 группы по три слова". (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, то есть исследование влияния гомогенной интерференции.)

Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.