У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
На сегодняшний момент проблема школьной неуспеваемости является приоритетной среди других в образовании. Педагогика, психология, нейрофизиология и медицина пытаются сообща своими усилиями найти пути решения данной проблемы.
К числу детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, относятся и учащиеся с нарушениями речи, так как речевые нарушения у детей сопровождаются несформированностью других школьно значимых функций.
Особое место среди психических познавательных процессов занимает память. Многими исследователями она характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
В связи с этим актуальным становится исследование и коррекция наиболее важных для детей с нарушениями речи слухоречевой и зрительной памяти, как основных модальностей мнестических процессов, необходимых для успешного овладения чтением и письмом.
Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти достаточен у детей уже в 5 лет. К 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов, вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.
Диагностику памяти у неуспевающих школьников обычно проводят с использованием нейропсихологических методов. Данная методика применяется для детей, начиная с 7-ти лет.
Исследование проводится в отдельной комнате, за столом. Ребенка усаживают напротив, исследователя. В комнате не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы.
Подготовка к обследованию начинается с предварительной беседы, в ходе которой исследователь должен расположить ребенка к себе, вызвать его доверие.
Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 5 слов) не следовали одно за другим.
Ответы оцениваются следующим образом:
«0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную программу;
«1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия логопеда; по сути «1» — это нижняя нормативная граница;
«2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
«3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны логопеда.
Методика исследования слухоречевой памяти.
Исследование слухоречевой памяти осуществляется с помощью тестов на запоминание «2-х групп по три слова» и группы из «5 слов» в заданном порядке.
В процессе обследования у детей исследуются:
§ количество необходимых для полного запоминания повторений;
§ возможность удержания порядка слов;
§ наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу;
§ наличие трудностей избирательности мнестических следов;
§ наличие негативного влияния групп слов друг на друга;
§ объем слухоречевого запоминания;
§ скорость запоминания данного объема слов;
§ объем отсроченного воспроизведения;
§ особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или
вербальных парафазий и т.п.);
Методика обследования включает использование:
· эталонов слов;
· инструкций;
· листов протоколов обследования, ручки, карандаша.
Для запоминания предлагаются простые, часто употребляемые, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
1.Тест"2 группы по три слова". (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, то есть исследование влияния гомогенной интерференции.)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 242.