Психологическое строение движения и действия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Л. С. Выготский утверждал, что источник произвольного движения формах общественной трудовой деятельности, которые были исходными для человеческой истории, и в тех формах общения ребенка со взрослым, которые лежали у истоков произвольного движения и осмысленного действия в онтогенезе. Его подлинным источником он считает тот период общения ребенка со взрослым, когда «функция была разделена между двумя людьми», когда взрослый давал речевой приказ, а ребенок подчинялся этому приказу, брал названную вещь, обращал к ней свой взгляд и т.п. Только на дальнейших ступенях развития ребенок, ранее подчинявшийся приказам взрослого, овладевал речью и мог сам давать себе речевые приказы (сначала внешние, развернутые, потом внутренние, свернутые) и сам начинал подчинять свое поведение этим приказам. Этот этап характеризуется тем, что функция, ранее разделенная между двумя людьми, становится способом организации высших форм активного поведения, опосредованных речью по своему строению и произвольных по типу своего протекания. Если работы Л. С. Выготского сформулировали основные принципы психологического анализа движения и активного действия, то Н. А. Бернштейн, сделал возможным вплотную подойти к изучению их основных психофизиологических механизмов. Н. А. Бернштейн создал схему построения двигательного акта и теорию уровня построения движений, которая на ряду с врожденными, элементарными синергиями включает в свой состав и наиболее сложные, специфически человеческие формы активной деятельности. Исходным для теории построения движений, предложенной Н. А. Бернштейном, было положение о решающей роли афферентных систем, которые на каждом уровне имеют свой характер и опосредуют различные типы движений и действий. Остановимся на основных чертах построения наиболее высоких форм специфического для человека произвольного движения и активного действия. Исходным звеном для таких действий является двигательная задача, которая у человека почти никогда не является простым, непосредственным ответом на внешние раздражители ,но всегда создает некоторую модель потребного будущего, схему того, что должно произойти и чего человек должен достигнуть. Эта двигательная задача, или модель потребного будущего, является постоянной, или инвариантной, и требует такого же постоянного, инвариантного результата. Так, если двигательная задача заключается в том, чтобы подойти к шкафу и достать стакан или забить гвоздь, то выполнение именно этих актов является постоянным, инвариантным результатом, на котором заканчивается действие. Например, в акте дыхания инвариантная задача – довести кислород до альвеол легкого – может осуществляться с помощью широко варьирующего набора способов: движений диафрагмы, регулирующих поступление воздуха, иннервации межреберных мышц, расширяющих и сжимающих грудную клетку, а иногда, – если оба эти пути оказываются недоступными – и движений типа заглатывания воздуха. Эффектом всех этих широко варьирующих способов и является также инвариантный результат поставленной задачи.То же самое имеет место и при выполнении сложных форм осознанного двигательного акта. Эта вариативность способов выполнения движений является не случайной, а принципиально необходимой для успешного выполнения двигательного акта. Как показал Н. А. Бернштейн, движения человека осуществляются с помощью целой системы суставов, имеющих бесконечное число степеней свободы, и постоянно меняющейся вязкости мышц, что делает совершенно необходимым постоянную пластическую смену иннерваций, соответствующих изменяющимся в каждый момент положениям конечностей и состояниям мышечного аппарата. Именно это обстоятельство и вводит подвижный вариативный характер двигательных иннерваций как основное условие для достижения постоянного, инвариантного результата движения. Поэтому при выполнении произвольного движения или активного действия при сохранении направляющей роли двигательной задачи решающе звено перемещается от эфферентных ( импульсы от центра мозга к огану) к афферентным ( идущие от органов в мозг) импульсам , что является определяющим фактором построения движения.Система афферентаций, составляющая необходимое звено для выполнения операционной, исполнительной части движения, сама по себе не может быть простой и однородной: она неизбежно должна включать в свой состав зрительную афферентацию – учет зрительно-пространственных координат, в которых протекает движение, систему кинестетических сигналов, указывающих на положение опорно-двигательного аппарата, сигналов общего тонуса мышц, состояний равновесия и т. д.Только такая система афферентных ( от раздражителей) синтезов и может обеспечивать правильное протекание двигательного акта.Постоянное поступление различных афферентных сигналов является необходимым для успешного осуществления последнего звена каждого произвольного движения – контроля над его выполнением и коррекции допускаемых ошибок.Этот контроль над протеканием действия и коррекция допускаемых ошибок осуществляются путем постоянного сличения выполняемого действия с исходным намерением.Движение- структурная единица деятельности.Произвольными движения могут быть:-самостоятельными двигательными актами-средвами, с помощью которых реализуется любая форма поведения-разнообразные моторные акты человека.С физиологической точки зрения – произвольные движения- это мускулатура рук, лица, ног, всего туловища

Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.